Статья: "Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизни"

«Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизни »

 В своей работе я уделила особое   внимание  организации сюжетно-ролевой игры детей, основанной на игровом подходе , который соответствует развитию детей раннего возраста,  в выборе оптимальных методов и приемов работы, что способствует обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.

Важнейшей предпосылкой совершенствования сюжетно-ролевой игры у детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых ребенок может лучше проявить себя, раскрыться.

Мною было уделено особое внимание обогащению развивающей пространственной среды, созданию необходимых условий для сюжетно-ролевой игры и  непосредственному руководству играми детей моделированию благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в ней. В работе с детьми раннего возраста эффективным является сочетание наглядности и слова.

Была выстроена система взаимодействия  с родителями. С помощью родителей оборудовали игровой процесс. Сделали прочную удобную кукольную мебель, изготовили атрибуты для ряженья, сшили и связали куклам одежду, пришили к вещам крупные пуговицы, чтобы дети могли легко расстегивать их и застегивать, для обогащения сюжетно-ролевых игр мальчиков были приобретены большие и разнообразные машины.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя только в тесном контакте с родителями. Я советовала папам и мамам, какие игрушки следует покупать детям третьего года жизни. Провела родительское собрание на тему «Значение игры в жизни ребенка», оформила стенд «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», подготовила папки-передвижки.

После проведения нескольких бесед с семьями своих воспитанников провела ряд консультаций на темы: «Как научить детей бережно обращаться с игрушками», «Как оборудовать игровой уголок дома». Затем были проведены повторные беседы и еще раз обсудили отдельные проблемные моменты. В результате такой целенаправленной работы дети стали более самостоятельны в выборе игры, распределении ролей, обогатился их словарь, расширились и укрепились знания и представления.

Взаимодействие с семьями воспитанников были выстроены с использованием коллективных и индивидуальных форм работы, включающих как теоретическую, так и практическую направленность. Широко рекомендовалось родителям памятки с практическим материалом.

Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:

Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.

- у малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.

- от 2,5 до 3 лет - кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. - условно выполняет действия взрослых.

Сюжетно-ролевая игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка, потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника. В развитии каждого ребенка и в формировании детского коллектива огромная роль принадлежит игре. В настоящее время наблюдается ситуация в  которой мы видим , что на детей раннего возраста влияют определенные  негативные факторы - существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе,  эмоциональная холодность в семье.

И именно сюжетно-игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых ребенок развивается.

В конце второго года жизни у детей начинает развиваться воображение, появляются первые предпосылки сюжетно-ролевой игры. Однако эти игры еще просты по сюжету, кратковременны и однообразны.

 Чтобы развить их, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Научить в игре отображать повседневную наблюдаемую жизнь, действия окружающих людей.
  2. (Обогащать содержание сюжетно-ролевых игр показы-инсценировки, наблюдения, рассматривание картин, внесение атрибутов и др.).
  3. Приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляли в двух направлениях: 1) создание необходимых условий; 2) непосредственное руководство играми детей.

 Я работаю с детьми раннего возраста на протяжении 4 лет. Всё это время наблюдаю за детьми, за их развитием.  Постоянно изучаю данные мониторинга развития детей. Игра – ведущая деятельность ребёнка. С помощью родителей мы  оборудовали игровой процесс. Сделали прочную удобную кукольную мебель, изготовили атрибуты для ряженья, сшили и связали куклам одежду, пришили к вещам крупные пуговицы, чтобы дети могли легко расстегивать их и застегивать, были приобретены  большие и разнообразные машины для сюжетно-ролевых игр мальчиков.

Игры проводили утром или после дневного сна.

  Оборудование было  расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.

 Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью мною были широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия: «Не проснулась ли твоя кукла? Может, она хочет есть?» — говорила я и протягивала девочке игрушечную тарелку с ложкой.

Большое место я  отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинала играть с куклой, объединив при этом три сюжета, доступных пониманию малышей: «Разогреваю кашу на плите», «Кормлю куклу», «Укладываю ее спать». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям и словесно направляла дальнейший ход действий.

Для того чтобы игра развивалась, необходимо было дать детям знания об окружающем, уточнить их представления, способствовать развитию воображения. С этой целью проводили дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем кукле платье», «Погладим кукле платье», «Купанье куклы» и др.

Использовали   и такой прием,   как введение куклы в повседневную жизнь детей. Так, утром я выносила куклу в приемную, чтобы она «поздоровалась» с детьми, днем укладывала ее спать, а вечером, когда малыши уходили домой, кукла прощалась с ними.

Для обогащения игр детей третьего года "жизни подбирали простые сюжеты для инсценировок с куклой, например: «Мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть, и мама сварила кашу, покормила дочку», «Дочка заболела, мама уложила ее в постель, измерила температуру и дала лекарство». Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты, например сумочки, утюги, бусы,   обогащают ее содержание.

В начале года сюжет игры «Дочки-матери» был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает белье, купает куклу, лечит ее, ходит с ней в магазин и т. д.

Так постепенно усложнялся сюжет и других игр, например «Парикмахерская». Вместе с родителями мы подготовили атрибуты: халатики, пелерины, ножницы из пластика, расчески. Я рассказала детям об этой игре, рассматривала с ними иллюстрации, провела индивидуальные беседы, предложила вспомнить, что они видели в парикмахерской, когда были там с мамой или папой.

В начале года действия детей в этой игре были однообразными, отсутствовал сюжет: малыши по очереди усаживали друг друга на стул и начинали «стричь», используя атрибуты — расческу и ножницы.

В конце года сюжет игры обогатился, действия усложнились, например: Максим надел халат, поставил два стула. Миша взял за руку Дашу, и они пошли в игровой уголок. Миша выбрал мишку, а Даша посадила в коляску куклу и укрыла ее одеялом. С игрушками они подошли к столу, где лежали атрибуты для игры. Миша передал мишку Даше и сказал: «Подержи, пожалуйста», а сам взял ножницы. Но Максим ему возразил: «У меня халатик. Я буду стричь!» В это время подошел Богдан и попросил постричь его. «Подожди», — сказал Максим, посадил его на стул, а сам стал причесывать куклу.

Миша с Дашей сказали: «Спасибо», посадили куклу в коляску и ушли. Максим надел пелеринку на Богдана и начал его «стричь». «Тебе не больно?» — спрашивает парикмахер. «Нет», — отвечает Богдан. Девочки, стоявшие недалеко, подключились к игре. Взяв своих дочек-кукол, они тоже пришли в парикмахерскую.

Подойдя к Максиму , я сказала: «Молодец, Максим , хорошо причесал кукол. Что надо, девочки, сказать Максиму?» — «Спасибо».

При организации игры в «больницу» прежде всего нужно было дать детям некоторые представления о деятельности врача. Я водила малышей в медицинскую комнату, где они наблюдали за работой врача, знакомила с атрибутами игры, их названием и назначением:   градусником,  грелкой,

трубочкой для слушания, лекарством.  Во время бесед вводила новые  глаголы:   «лечить», «слушать».

Прочитала детям отрывки из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит», вместе с ними рассматривала иллюстрации в книге. Затем показала некоторые действия, которые выполняет врач: поставила градусник, дала лекарство и т. п.

После предварительной работы дети стали проявлять некоторую самостоятельность в игре, но еще не могли обходиться без помощи взрослого. Например, Кира надела белый халат и шапочку, взяла в руки трубочку, но не знает, что делать дальше. Я обратилась к детям: «К нам пришел врач, вы можете полечить своих кукол». Вероника молча села на стул рядом с врачом. Кира, активная девочка, с хорошо развитой речью, спросила: «Что болит у дочки, живот? На грелку, — и сама положила ее на живот кукле. — На градусник, ешь витаминку. До свидания». Вероника сказала: «Спасибо».

Роль врача я предлагала вначале более активным детям, затем включала и менее активных, помогая им выполнить эту роль. В ходе игры активизировалась речь детей, формировались положительные нравственные качества, закреплялись правила поведения/ Я поощряла детей за умение строить сюжет игры по своему замыслу, за удачную постройку, заботливое отношение к кукле, за проявленное сочувствие к товарищу.

В игре в большей степени, чем в другой любой деятельности, происходит формирование, основ коллектива. Например, в начале года дети все играли индивидуально, а к концу года — уже небольшими группами в 2—3—5 человек, причем малыши стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать товарищам.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя только в тесном контакте с родителями. Я советовала папам и мамам, какие игрушки следует покупать детям третьего года жизни. Провела родительское собрание на тему «Значение игры в жизни ребенка», оформила стенд «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», подготовила папки-передвижки.

После беседы с родителями своих воспитанников провела ряд консультаций на темы: «Как научить детей бережно обращаться с игрушками», «Как оборудовать игровой уголок дома». В результате такой целенаправленной работы дети стали более самостоятельны в выборе игры, распределении ролей, обогатился их словарь, расширились и укрепились знания и представления.

 Вывод.

   Несомненно, что развитие детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании ,а  сюжетно-ролевая игра  помогает сформировать личность ребенка.   Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

 В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия сюжетно-ролевой  игры на развитие детей раннего возраста, составила перспективный план, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.

  Сюжетно-ролевая игра служит закреплению знаний, полученных в быту, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Сюжетно-ролевая игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

   Я считаю, что выбранная мною тема достаточно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.

  


Количество коментариев: 0