Статья: "Доклад из опыта работы "Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста""

Доклад из опыта работы: Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В первую очередь, оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает, его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает. Конструктивно – модельная  деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована  в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. Работая с воспитанниками , отметила, что конструктивно-модельные действия детей плохо развиты и,     проанализировав их, подвела итоги, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные и конструктивные игры были однообразны.

Нам известно, что конструктивно – модельная деятельность  — чрезвычайно благоприятный вид деятельности для ребенка, именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Специально для ННОД – по конструированию, я готовлю схемы, с которыми детям легко работать.  Когда ребенок, работая по схемам, возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, тогда он  решает  творческие задачи. Во время этих действий дети постепенно   учатся действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до них. Вот всему этому я и хочу научить детей.

Так же в процессе обучения конструированию мне приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и.т.д. Только на занятиях детей этому не научить.  Поэтому  в совместной деятельности с детьми мы  играем, строим, рисуем схемы, чертежи, клеим модели, (например, коробки из - под спичек). ФОТО.

Наметила в своей работе:

Цель: развитие конструктивно - модельных действий детей.

Задачи: - совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом;

- обеспечение взаимосвязи специально организованной ННОД с самостоятельной деятельностью детей;

- предоставление детям разнообразных материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментами, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

 На первом этапе моей работы, начала с ознакомления детей с деталями конструктора, с простейшим анализом построек, видением элементов наглядного моделирования, использование графических моделей. Проблемы на начальном этапе были связаны с неразвитостью мелкой моторики, это объясняется возрастными особенностями детей. С целью развития мелкой моторики, я использовала различные приемы:

 обследование строительных деталей;

перенос на бумагу;

перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием;

       В области развития мышления основным, как я уже говорила, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков или условных обозначений. Эту работу я начала с этого учебного года в старшей группе.

    Так при формировании элементарных математических представлений  объясняю детям, что для того, чтобы посчитать, сколько машин в гараже, не обязательно перебирать сами машины, их можно обозначить  палочками или кругами и посчитать их. Это делаю для того, чтобы дети умели схематично изображать предметы.

    Для решения более сложной задачи предлагаю детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.  Постепенно такие рисунки-чертежи становились  всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могли уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Дети оказывались в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть их  понимание, мышление, творчество. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности – это и есть развитие умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

В рабочей программе  такие заместители и  символы используются в таких  образовательных областях: познавательном, речевом, художественно – эстетическом развитии. Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности,  я  использую   различные техники рисования (кляксография, рисование пальцами, ниткография, рисование по мокрому, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе. Так же,  предлагаю задания, где дети  анализируют внешний вид объектов, выделяют характерные признаки и затем используют анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе  сами они создают подробные, близкие с реальным изображением образы.

Ещё одним из видов моей работы это использование  схематического изображения геометрических фигур. Например, детям предлагаю нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или черчу контуры фигур и предлагаю изобразить предметы, которые бывают такой же формы или «разгадать», кто или что «в них спрятано». В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получаются интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывает  рисунок самостоятельно.

Так же мне очень  помогают в развитии воображения и наглядно-схематического восприятия дидактические игры: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете», «На что похоже» и другие. При выполнении таких заданий даю детям ответ типа «верно - не верно», потому, что практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

Еще стимулирую навыки моделирования   с помощью такого задания: детям даю задание нарисовать дерево. После его выполнения  предлагаю придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагала нарисовать, дети  обозначали схематично: если предлагала нарисовать фрукт - рисуется круг', если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение. При рисовании сказочного домика дети' сами придумывали не только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. Мои воспитанники справляются с такой работой на ура. Это упражнение им очень нравится.

Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей, умение понимать и принимать схематические изображения своих сверстников. Такие задания и упражнения, являются хорошим приёмом при организации образовательной деятельности, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача: развивать творческую активность и стимулировать способность к использованию схем и  заместителей предметов. Такой подход в моей работе способствует развитию воображения у детей и формированию способности к наглядному моделированию в разных видах конструктивной деятельности. И эту работу я буду продолжать в подготовительной группе.

 В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Моделирование связано, как правило, больше с созда­нием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности и  в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности - прогулки,  игры, и т.п.

 Когда будем работать по теме «Мир взрослых», будем выяснять: кто и как строит дом, мост, познакомимся с профессией архитектора, каменщика, монтажника.

 Использование наглядных моделей способствует развитию конструктивных умений и интереса к конструктивной деятельности. Когда взяла тему в совместной деятельности с детьми: «Семья». Выяснили, какие бывают здания: жилые дома, школа, Дом детского творчества, детский сад, - чем они похожи, чем отличаются. После этого проводила лепку, рисование, составляли изображения домов из геометрических фигур, делали замки, дворцы из бросового материала и т.д.

На следующем этапе, использовала модели, схемы, шаблоны, трафареты, и моделирование схем действий. Учила детей анализировать графическую модель по детально, стимулировала детей к совместной деятельности. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Обогащается речь детей новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий, большой – маленький, в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди). В процессе конструктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

 По теме «Транспорт» ходили на экскурсию к дороге. Там мы наблюдали: какой бывает транспорт - его разнообразие, назначение. Машинки строили из стульев, клеили из спичечных коробков, конструировали из блоков Дьенеша и т.д. В группе сделали выставку транспорта; воздушный, водный, наземный. 

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникала способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно влияло на развитие конструктивных умений. Система знаний и конструктивно - модельных умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во - первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему их развитию.

В процессе конструирования по образцам у детей формировала обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему. Введение детей в область наглядного моделирования начинала тоже на занятиях по образцу. С этой целью учила  детей сопоставлять части предмета с их предметными и графическими заместителями, а так же сопоставлять предметные конструкции и графические модели (схемы) между собой.

 Подготовительная работа включала следующие упражнения:

  • Обследование детали
  • Перенос на бумагу ( клала на бумагу строительную деталь, обводила, дети прикладывали свою деталь,  убеждались, что «след» совпадает).
  • Перенос на бумагу с последующим вырезанием
  • Соотнесение силуэтного и контурного изображения с конструктивной деталью

 В процессе конструирования у детей формировала обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащало представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким условиям дети постепенно овладевали умением строить собственную деятельность. Все это дало детям возможность конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

Эта работа ведется второй год и уже можно сказать о результатах:

дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам;

технически мыслить;

работать коллективно (подгруппами, парами);

творчески фантазировать;

Они усвоили необходимый для осуществления деятельности речевой материал, называя формы, соотношения по величине, пространственное расположение частей конструируемого объекта, а также объекта в целом.

 Благодаря обучению у них формируется  предварительный образ конструкции и способность к воссозданию этого целостного образа. Они продолжают учиться работать со схемой- планом, пытаются выполнять графические модели созданных построек, учитывая их конструктивные особенности.

 

 


Количество коментариев: 0