Статья: "Консультация для родителей "Влияние оригами на развитие речи детей""

Консультация для родителей  "Влияние оригами на развитие речи детей"

          Оригами - это самобытное японское искусство создание моделей различных предметов путем сгибания бумаги. Бумага - благодатный материал. Её легко сгибать, резать, скручивать. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.                           В переводе с японского "ори"  означает "сложенный",  а "гами" -  "бумага", "бог". Можно предположить, что человек , творивший из бумаги, уподоблялся Богу - творцу всего из ничего, а сам результат - бумажная фигурка - был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий.                                                                                                                                                                                                                                                    Знаете ли вы ... что в России мощный толчок развитию искусству дали две общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами, созданные в 1989 и 1991 гг. соответственно.                                                                                                                                             В основу современной системы воспитания положены идеи известного немецкого педагога Фридриха Фребеля, создателя первых детских садов. Он рекомендавал использовать оригами, как дидактический материал. Сегодня оно активно используется в педагогике, так как не только носит увлекательный характер, но и решает многие педагогические задачи.                                                                                                              Оригами является важным средством для развития мелкой моторики рук. Занятие оригами совершенствует движение пльцев и кистей рук, влияют на общее интиллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Не даром из поколения в поколение передаются забавные потешки, пальчиковые игры, такие как: "Сорока - сорока", "Ладушки", "Идёт коза рогатая". Позже дети играют в игры: "Расскажи стихи руками". Такие игры способствуютразвитию движений пальцев рук.                                                                                                                  Чем старше ребёнок, тем совершеннее становятся его движения, появляется ловкость, развивается координация. Из этого можно сделать вывод, что развитие и улучшение речи состоит  в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Если ребенок занимается оригами, то одновременно с радостью творчества, он получает дополнительный тренинг кистей и пальцев. В чём секрет такой популярности? Возможно он кроется в увлекательности оригами, непохожести его на другие искусства. А может быть, всё дело в простоте и доступности? Ведь для занятий оригами не нужо не каких специальных  приспособлений, и дорогостоющих материалов - только лист бумаги и руки. А в результате в этих самых руках может появится любая вещь:  игрушка, бумажная икебана, архитектурная постройка .                                                                                                                                                                                                                      Бумажные фигурки можно создавать в любой ситуации, везде и всюду. Оригами может служить средством установления контакта  и   налаживание коммуникаци с детьми в семье, школе. Развивается кругозор, одновременно происходит развитие словаря, активизируются мыслительные процессы: восприятие, память, мышление. Огромное значение оригами имеет в развитии конструктивных способностей, творческого воображения, художественного вкуса.                                                                                                                                     Хотелось бы ещё раз отметить, что для занятий оригами не нужно не каких специальных приспособлений и дорогостоющего материала - только бумага. Уже в младшем возрасте дети путем иследования проявляют интерес к предметам окружающего мира: они всё пробуют, трогают, овладевают  различными способами экспериментирования. Кроме того, дети узнают много нового не только о технике оригами, но и знакомятся с искусствами и традициями оригами.                                                                                                                                                          Занятие оригами расширяет круг интересов и общение детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают в них коммуникативные качества и общность интересов.                                                                                                                                                                                                         Современные дошкольники стали более открытыми, самостоятельными, инициативными, и уже на ранних этапах развития формируются творческие способности детей. Бумажные поделки помогают создать благоприятный психологичесий климат в семье, в коллективе, установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Игрушки полчаются забавными и объемными, с ними можно поиграть, "оживить". Сколько радости можно увидеть в глазах ребёнка , когда игрушка "лягушка" вдруг сама начинает прыгать, как настоящая, квакать, широко открывая рот; только оригамные лилии могут распускаться в воде! Такие моменты приносят детям радость новых открытий, подталкивают к сочинению сказок.                                                                                                                                                  Постепенно в доме появляются новые игрушки - поделки, которые активизируют торческую и речевую деятельность, придавая эмоциональную окраску образу.                                                                                                                                                                                                                                                    С чего начать знакомство оригами дома? Освойте сами эту технику, а начинайте с  изготовления  простейших фигур. Расскажите, что искусство складывание бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. Родилось оно на основе создания традиционной японской одежды кимано. Что бы изготовить эту одежду, необходимо было определенным способом  сложить полотна шелка. Позже, когда из Китая в Японию пришла бумага, яонцы стали создавать изделия,поделки путем того же складывания.                                          Поддерживайте интерес к оригами, и ваши дети с удовольствием погрузятся в волшебный бумажный мир.  Вы узнаете , что в далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством.  Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.                                                                                                                                                                                                                      В детском саду освоение оригами начинается с изучения свойства бумаги, схем и складывания по ним различных фигурок животных, игрушек, птиц и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                      При иследовании свойств бумаги развиваются тактильные ощущения. Ребенок пальцми воспринимает шероховатость поверхности, плотность и упругость бумаги, т.е развиваются его сенсорные способности. В речи ребенка появляются новые слова и термины. Старших дошкольников  постепенно можно приучать складыванию по схемам (пооперационным картам). Где они по ходу изготовления поделки будут проговаривать свои действия.                                                                                                                                                                                          Хочу обратить ваше внимание на то, какой длительный и сложный мыслительный процесс происходит в в голове ребёнка во время изготовления поделки: для того, что бы сделать поделку, ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, соотнести со схемами, придумать украшение, сочинить историю. Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий:                                                                                                                                                                                           обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет "слушаться",  не согнется как надо, что пальчики могут превращаться в "утюжки";                                                                                                                                      * работать нужно только на твердой поверхности и не в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Этапы складывания следует сопровождать пояснениеями. Они будут более понятны, если преподносить их в игровой форме, т.е использовать "оригамские сказки".                                                                                                                                                                                                                                             Еще один аспект  - формирование умения передать настроение и  отношение к сказочному герою. Этому способствует цветная бумага или её раскрашивание. Оригами - прекрасный подарок к празднику. Это оригинальное оформление интерьера квартиры ко дню рождениия ребёнка, группы, детского сада.                                                                                                                                                                                                                           Использование оригами для развития речи, безусловно, дает положительный результат: учение происходит с увлечением. Оригами помогает развивать в каждом ребёнке ценный дар - дар слова. Этому способствует слушание легенд, просмотр слайдов - презентаций об искусствах Японии (икебаны,бонсаи, нэцке, куклы кокеши, темари, сумо и др.), разыгрывание отрывков знакомых произведений.                                                                                                                                                                                                                                                                                         В детском саду знакомство с оригами происходит на занятиях и свободной деятельности. Вы же можете увлечь ребёнка в дороге, на пляже, на даче. Ведь искусство оригами - загадка, это своего рода игра.                                                                                                                                                               Совместные усилия детского сада и семьи помогут малышам войти в чудесный мир оригами. Дети станут заниматься с интересом, сами будут пытаться что то изобрести, придумывать, станут более внимательны, усидчивы. У вас обязательно получится!                                                 Для самостоятельного овладения техникой оригами могу предложить следующую специальную литературу:

 Т.И. Тарабарина "Оригами и развитие ребёнка";                                                                                                                                                                                                   А.В. Щеглова "Лучшая книга";                                                                                                                                                                                                                       Е.А.Черенкова "Простейшие модели";                                                                                                                                                                                                     С.В.Соколова "Оригами для дошкольников";                                                                                                                                                                                                           С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких";                                                                                                                                                                                   С.В.Соколова "Игрушки из бумаги";                                                                                                                                                                                       В.Н.Дегтева"Оригами с детьми 3-7 лет";                                                                                                                                                                                                  О.М.Жихарева "Оригами для дошкольников".


Количество коментариев: 0