Статья: "Мастер-класс "Раз, два, три! Кукла, оживи!""

Управление образования Арсеньевского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

 

 Авторы: Алфёрова Татьяна Семёновна,

 Захареева Ирина Михайловна,

педагоги дополнительного образования

 

Мастер – класс «Раз, два, три! Кукла, оживи!»

 

Возраст детей: 7-10 лет;

Место проведения: кабинет «Музыкальный театр»;

Продолжительность мастер-класса: 1 час.

 

Цель: Расширить кругозор детей в области кукольного театрального искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать знания учащихся о кукольном театре через образы кукол;
  • Познакомить детей с элементами театральной техники, правилами вождения кукол;
  • Познакомить с упражнениями по сценической речи, используя пальчиковые игры и дыхательную гимнастику.

Развивающие:

  • Привить стремление к взаимной помощи, собственной инициативе, способствовать раскрепощению, самовыражению.

Воспитательные:

  • Воздействовать на духовно-нравственное воспитание через театрализацию образов на примере мини-сценки «Кто кого?»;
  • Добиться чувства радости, желания продолжать опыт.

 

Оборудование: Ноутбук,  мультимедийное оборудование, телевизор, ширма.

Раздаточный материал:  куклы для театра.

Форма проведения занятия:  познавательно-игровая.

 

Структура мастер класса:

  1. Вводная часть: организационный момент, видео- викторина «Знатоки театра».
  2. Основная часть:

     теоретическая – презентация «Петрушка-народная игрушка»,

видеоролик «Виды театральных кукол»; правила вождения кукол;

          практическая - игры, упражнения, задания, экспромт - театр «Теремок».

  1. Заключительная часть: поведение итогов и рефлексия

 

 

 

Ход мастер-класса

Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас в стенах нашего кабинета в гостях у театра кукол.

Видео - викторина «Знатоки театра»

Многие из вас были в театре и видели кукольные представления. Вам нравится кукольный театр? Герои кукольного театра живут и действуют на сцене только благодаря актёру. Наверно, многие мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.  Давайте с вами попробуем стать артистами.

  1. Игра «Муравьи»- упражнение на умение распределяться по залу.
  2. 2. Игра - упражнение «Буратино и Папа Карло»

(Музыкальное сопровождение - «Песня куклы»)

      Представьте, что злой и коварный волшебник заколдовал вас, превратил в дерево. Сначала постепенно перестаёт двигаться голова, становясь «деревянной». Затем шея, руки, туловище, бёдра и ноги. Вы стали «деревянными» и в таком состоянии перемещаетесь по залу. Но вот появился Папа Карло, и благодаря ему, у вас начинает двигаться голова влево - вправо, вверх – вниз. Затем можете согнуть руки в локтях, сначала по очереди, потом обеими руками вместе, передвигаясь, таким образом, по залу. Далее сгибаете руки, следом сгибаясь в пояснице, а потом и в коленном суставе.

«Раз, два, три! – Кукла оживи!» Молодцы! А теперь попробуйте поприветствовать друг друга таким образом. Замечательные куклы у нас получились, а теперь вы можете вернуться в своё нормальное состояние и сесть на свои места.

Презентация «Петрушка-народная игрушка»

Слайд 1.

Родиной кукольного театра считается Индия и Китай. В России первое упоминание о кукольном театре относится к 1609 году. Кукла сначала изображала богов, а потом появилась на ширме.

Слайд 2.

    Искусство кукольного театра по своей природе народное.

Кукольные представления разыгрывались во время ярмарок, народных гуляний на площадях сёл и городов.

Слайд 3.

Самый главный потешник на Руси – Петрушка.

Слайд 4.

До IХ - X века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли:  Иван Рататуй. А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Слайд 5.

    Он появлялся над ширмой, здоровался с публикой, а затем начинались его приключения. Петрушка наказывал всех, кто его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость. И за это полиция гнала кукольников.

Слайд 6.

На протяжении нескольких столетий Петрушка в красном колпаке, в красной рубахе оставался любимым героем русских людей.

Слайд 7.

 У нашего русского Петрушки много братьев во всём мире.

    Англичанин Панч. Он хитёр, проказлив, смел, много смеётся.

Слайд 8.   Во Франции Полишинель. Он самый старший, ему 700 лет.

Слайд 9.   В Германии  Гансвурст или Каспер.

Слайд 10.   На Украине  Ванька Ра-тю-тю.

Слайд 11.   В солнечной Италии Пульчинелла.  Он всегда в маске.

 

Видео «Виды театральных кукол»

     По способу управления куклы делятся на два основных вида – напольные и верховые.

    Напольные куклы - находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей.

     К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит. Это перчаточные куклы – Петрушки, надеваемые на руку. Основой - туловищем, такой куклы служит перчатка,  сшитая по руке актёра.

И тростевые куклы, у которых туловище составляет гапит, а руки куклы кукловод приводит в движение при помощи тростей.      (Показ тростевых кукол).

Актёр должен уметь красиво говорить и иметь хорошую память.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать.
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

 

                           Упражнение по сценической речи

     Скороговорка: «Петрушка подружке петрушки принёс.

                             Подружка Петрушки  наморщила нос».

Сначала учим текст, потом по команде: правая рука - поднимаем вверх правую руку, а затем, отстукивая ритм правой рукой по правой ноге произносим слова.

Команда: правая рука, левая рука - поднимаем вверх правую руку, а затем левую руку и отстукивая ритм левой рукой по левой ноге произносим слова.

Команда: правая рука, левая рука, правая нога - поднимаем вверх правую руку,  левую руку, правую ногу  и отстукиваем ритм правой ногой и произносим слова.

Команды: правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, правое плечо, левое плечо, голова.

 

Мастерство актера кукольного театра – это не только красивая речь, но и правильное дыхание, выразительные движения рук.

 

                         Игра-упражнение на дыхание  «Пчелиный улей»

 

– Вот маленький улей (сожмите пальцы в кулак). 
– Где пчелы? (рассматривайте улей – кулак).
– Спрятались там, где их никто не увидит. Вот они появились из улья (по одному показывайте пальцы) 1-2-3-4-5.

Вдох. На выдохе, постепенно поднимая руки вверх, произносим: з- з -з –з- з- з з -з. Тот, у кого дыхание закончилось, руки опускает.

 

Упражнение для работы с верхним и нижним звуковыми регистрами  «Братья»

 

Текст

 

Движения рук

 

Голос

Жили-были два брата

 

Руки в сторону, ладони вверх

 

Братья жили в разных домиках

Руки в стороны, ладони вниз, сложить, как крыши домов

 

Но очень любили ходить друг к другу в гости!

показываем шаги указательными и большими пальцами, имитируя движение братьев навстречу друг другу

 

И когда они встречались, они разговаривали:

Руки встретились хлопком. поглаживание ладоней друг о друга.

 

Здравствуй, брат!

 Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем кончики пальцев друг о друга, имитируя разговор. Запястья и большие пальцы остаются прижатыми друг к другу.

Говорим голосом чуть выше обычного

Здравствуй, брат!

 Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор, остальные пальцы прижаты друг к другу.

Говорим низким голосом

Ты мне рад?

Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем кончики пальцев друг о друга, имитируя разговор.

Говорим голосом чуть выше обычного

Очень рад!

Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор.

Говорим низким голосом

Что ты делал с утра?

Отрываем кончики пальцев друг о друга, имитируя разговор.

голосом чуть выше обычного

Я ходил по дрова.

Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор.

Говорим низким голосом

А ещё?

Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор.

голосом чуть выше обычного

А ещё я принёс молоко.

Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор.

Говорим низким голосом

 

   Мы молодцы! Значит нам аплодисменты!

     Выберите себе любую куклу. (Участники выбирают кукол и возвращаются на свои места). Мы с вами выполнили необходимые упражнения. 

А теперь хотите поиграть с куклами?

 

Презентация «Петрушка - народная игрушка»

 (продолжение)

 

 Слайд 12.

   Петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода.

Слайд 13.

   Способы управления куклой:

  1. указательный палец входит в голову куклы, большой и средний — в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони.
  2. указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец — в один рукав, безымянный и мизинец — в другой.

 

 Слайд 14.

     Правила вождения кукол.

     Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста.

 

Слайд 15.

    Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла.

 

     Когда куклы «разговаривают», то они слегка двигаются. Но движется та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая же кукла в этот момент внимательно «слушает», на время, прекращая любое движение.

 (Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику).

 

     Во время беседы «актеры-куклы» обязательно должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого. 

(Закрепление умения передавать взгляд, ведь способность куклы следить «взглядом» весьма условна и проявляется в довольно тонких движениях головы).

 

Давайте ещё раз произнесём  волшебные слова:

Раз! два! три! Кукла, оживи!

Раз-два-три-четыре-пять: 

Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей, и повесели детей!

Для закрепления правил вождения кукол мы разыграем мини-сценку

«Кто кого?».

После прочтения и обсуждения стихотворения  определяем, кто с какой интонацией будет говорить:  вопросительной, сердитой, с обидой, задумчиво, восторженно, удивлённо.

 Чему учит нас это стихотворение?

 Все участники делятся на три группы.

 

«Кто кого?»

1 группа

2 группа

3 группа

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили?

 - Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

 

 

Предлагаю детям поменяться ролями.

 

Театрализация музыкальной сказки «Теремок»

 

А теперь мы куклами разыграем русскую народную сказку «Теремок».

  Участвуют все дети. В нашем теремке могут жить любые куклы.

   Сначала разучиваем общую песню:

«Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полю  (персонаж) бежит.

У дверей остановился и стучит».

 

     Затем создаём  импровизированный теремок: ставим по кругу стулья, оставляя проход. Кукловоды с песней ходят по кругу.  Останавливаясь у двери,  каждый персонаж спрашивает «Кто- кто в теремочке  живёт?  Кто- кто в невысоком живёт?» и заходит в теремок.

(Этот приём позволяет каждому ребёнку проявить свои театральные способности).

    Молодцы!

  Занимались вы сегодня хорошо.

  Ребята, вам  понравилось ваше выступление?

  Что нового и интересного  вы узнали на нашем занятии?

 

Рефлексия «Пантомима». 

А сейчас я предлагаю вам пантомимой выразить свои эмоции, чувства, другим словом – оценить нашу работу:

Закрыть лицо руками – безразлично;

Голова вниз – не довольны;

Руки вверх – довольны.

Кукла-это мир радости и детства. Играйте и да будете здоровы!

Список литературы:

  1. Еценко В.Г. Кукольный театр в школе. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.

 

 

 

          


Количество коментариев: 0