Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать.
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Упражнение по сценической речи
Скороговорка: «Петрушка подружке петрушки принёс.
Подружка Петрушки наморщила нос».
Сначала учим текст, потом по команде: правая рука - поднимаем вверх правую руку, а затем, отстукивая ритм правой рукой по правой ноге произносим слова.
Команда: правая рука, левая рука - поднимаем вверх правую руку, а затем левую руку и отстукивая ритм левой рукой по левой ноге произносим слова.
Команда: правая рука, левая рука, правая нога - поднимаем вверх правую руку, левую руку, правую ногу и отстукиваем ритм правой ногой и произносим слова.
Команды: правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, правое плечо, левое плечо, голова.
Мастерство актера кукольного театра – это не только красивая речь, но и правильное дыхание, выразительные движения рук.
Игра-упражнение на дыхание «Пчелиный улей»
– Вот маленький улей (сожмите пальцы в кулак).
– Где пчелы? (рассматривайте улей – кулак).
– Спрятались там, где их никто не увидит. Вот они появились из улья (по одному показывайте пальцы) 1-2-3-4-5.
Вдох. На выдохе, постепенно поднимая руки вверх, произносим: з- з -з –з- з- з з -з. Тот, у кого дыхание закончилось, руки опускает.
Упражнение для работы с верхним и нижним звуковыми регистрами «Братья»
Текст
| Движения рук
| Голос |
Жили-были два брата
| Руки в сторону, ладони вверх |
|
Братья жили в разных домиках | Руки в стороны, ладони вниз, сложить, как крыши домов |
|
Но очень любили ходить друг к другу в гости! | показываем шаги указательными и большими пальцами, имитируя движение братьев навстречу друг другу |
|
И когда они встречались, они разговаривали: | Руки встретились хлопком. поглаживание ладоней друг о друга. |
|
Здравствуй, брат! | Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем кончики пальцев друг о друга, имитируя разговор. Запястья и большие пальцы остаются прижатыми друг к другу. | Говорим голосом чуть выше обычного |
Здравствуй, брат! | Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор, остальные пальцы прижаты друг к другу. | Говорим низким голосом |
Ты мне рад? | Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем кончики пальцев друг о друга, имитируя разговор. | Говорим голосом чуть выше обычного |
Очень рад! | Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. | Говорим низким голосом |
Что ты делал с утра? | Отрываем кончики пальцев друг о друга, имитируя разговор. | голосом чуть выше обычного |
Я ходил по дрова. | Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. | Говорим низким голосом |
А ещё? | Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. | голосом чуть выше обычного |
А ещё я принёс молоко. | Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. | Говорим низким голосом |
Мы молодцы! Значит нам аплодисменты!
Выберите себе любую куклу. (Участники выбирают кукол и возвращаются на свои места). Мы с вами выполнили необходимые упражнения.
А теперь хотите поиграть с куклами?
Презентация «Петрушка - народная игрушка»
(продолжение)
Слайд 12.
Петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода.
Слайд 13.
Способы управления куклой:
Слайд 14.
Правила вождения кукол.
Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста.
Слайд 15.
Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла.
Когда куклы «разговаривают», то они слегка двигаются. Но движется та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая же кукла в этот момент внимательно «слушает», на время, прекращая любое движение.
(Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику).
Во время беседы «актеры-куклы» обязательно должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого.
(Закрепление умения передавать взгляд, ведь способность куклы следить «взглядом» весьма условна и проявляется в довольно тонких движениях головы).
Давайте ещё раз произнесём волшебные слова:
Раз! два! три! Кукла, оживи!
Раз-два-три-четыре-пять:
Кукла, оживай опять!
Кукла, оживай скорей, и повесели детей!
Для закрепления правил вождения кукол мы разыграем мини-сценку
«Кто кого?».
После прочтения и обсуждения стихотворения определяем, кто с какой интонацией будет говорить: вопросительной, сердитой, с обидой, задумчиво, восторженно, удивлённо.
Чему учит нас это стихотворение?
Все участники делятся на три группы.
«Кто кого?»
1 группа | 2 группа | 3 группа |
- Кто кого обидел первый? | - Он меня! | - Нет, он меня! |
- Кто кого ударил первый? | - Он меня! | - Нет, он меня! |
- Вы же раньше так дружили? | - Я дружил. | - И я дружил. |
- Что же вы не поделили? | - Я забыл. | - И я забыл.
|
Предлагаю детям поменяться ролями.
Театрализация музыкальной сказки «Теремок»
А теперь мы куклами разыграем русскую народную сказку «Теремок».
Участвуют все дети. В нашем теремке могут жить любые куклы.
Сначала разучиваем общую песню:
«Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю (персонаж) бежит.
У дверей остановился и стучит».
Затем создаём импровизированный теремок: ставим по кругу стулья, оставляя проход. Кукловоды с песней ходят по кругу. Останавливаясь у двери, каждый персонаж спрашивает «Кто- кто в теремочке живёт? Кто- кто в невысоком живёт?» и заходит в теремок.
(Этот приём позволяет каждому ребёнку проявить свои театральные способности).
Молодцы!
Занимались вы сегодня хорошо.
Ребята, вам понравилось ваше выступление?
Что нового и интересного вы узнали на нашем занятии?
Рефлексия «Пантомима».
А сейчас я предлагаю вам пантомимой выразить свои эмоции, чувства, другим словом – оценить нашу работу:
Закрыть лицо руками – безразлично;
Голова вниз – не довольны;
Руки вверх – довольны.
Кукла-это мир радости и детства. Играйте и да будете здоровы!
Список литературы: