Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание.
Речь – это само общение, выражение мысли. Речь – это вербальное, языковое, общение, самовыражение. Язык - абстрактная система, речь же материальна, она воспринимается слухом и зрением. Речь стремится к слиянию своих единиц в речевом потоке. Речь – это реализация языка, язык проявляет себя только в речи.
Речь представляет собой последовательность слов, предложений. Речь теоретически бесконечна: количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.
Речь динамична, речь вариативна, вызывается потребностями жизни, зависит от коммуникативной целесообразности, которая и определяет выбор тех или иных языковых средств.
Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Она «озвучивает, «оживляет» языковые символы.
Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие.
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.
Речь маленького ребенка сначала отличается в более или менее значительной степени обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого, чтобы на основании только его можно было вполне ее понять. Для ее понимания необходимо учесть ту конкретную, наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, только будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Так, ребенок в своей речи либо совсем упускает подразумеваемое им подлежащее, либо по большей части заменяет его местоимениями. Речь его так и пестрит словами "он", "она", "они", причем в самом контексте нигде не указано, к кому эти местоимения относятся; одно и то же местоимение "он" или "она" сплошь и рядом в одном и том же предложении относится к различным субъектам. Точно так же речь изобилует наречиями и междометьями.
Ситуативная речь строится в форме диалога, потому что ребенок еще не совсем самостоятелен и его деятельность неотделима от деятельности взрослых.
Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.
У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.
Ситуативная речь, как основная форма речи младшего ребенка – постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи – сообщению
К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.
Поскольку ребенок сначала оперирует лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его, естественно, носит ситуативный характер. По мере того как в ходе развития изменяются и содержание, и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи.
К контекстной речи, понятной независимо от ситуации, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы наличной ситуации, притом изложение, предназначенное для широкого круга слушателей.
С ростом познавательных интересов и одновременно с расширением круга общения дети овладевают контекстной речью.
Контекстная речь ребенка обладает смысловой завершенностью, позволяет выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав слов, выражений. Ребенок начинает критично относиться к своей речи. Пересказ прочитанных книг, описание предмета, рассказ об интересных событиях, фактах требуют вразумительного изложения. И ребенок старается так описать ситуацию, чтобы ее можно было понять без непосредственного восприятия.
Непосредственное восприятие – это когда человек воспринимает ситуацию, события сам, через совместную скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
Контекстная речь, т.е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию. Единицей контекстной речи выступает предложение, а не слово, как это было в ситуативной речи.
В тоже время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.
Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями:
Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи.
Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения новых грамматических форм.
По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстности речи является произвольность.
Например 7 –ми летний ребенок , только что поступивший в 1-ый класс , рассказывает:«В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисовали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером или врачом в больнице»(Л.А.Калмыкова)
В своих рассказах дети опираются на на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.
Контекстная речь у ребенка не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от характера общения и сообщаемого содержания .
Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, и у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.
Различая, таким образом, ситуативную и контекстную речь по господствующей ее черте, никоим образом нельзя, однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый контекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией – если не частной, то более общей, ситуацией исторического развития данной науки и т.п. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим.
Основная линия развития речи ребенка в этом наиболее существенном для речи аспекте ее заключается в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребенок переходит к овладению и контекстной речью. Когда у ребенка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее; они сосуществуют, причем ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого общения.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь.
Объяснительная речь – это речь, помогающая более ясно и отчетливо представить предмет, явление или правило. Это самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на мышление и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно- следственные связи.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям.
Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник долен пожнять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.
В дошкольном возрасте объяснительная речь, только начинает развиваться.
Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.
Объяснительная речь интенсивно развивается:
Объяснительная речь имеет существенное значение для
Развитие объяснительной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой объяснительной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои умозаключения.