Статья: "Обучающее занятие для школы молодого педагога «Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования»"

Обучающее занятие для школы молодого педагога

«Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования»

 

Цель занятия ШМП: познакомить педагогов (молодых и вновь прибывших) с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании.

 

Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется  форма его организации.
Педагоги дополнительного образования, особенно начинающие,  часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определения его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Виды учебных занятий

В учебном занятии представлены следующие элементы  образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их сочетания. Но главное требование к занятию- это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

  • собственно обучающие,
  • общеразвивающие,
  • воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют обучающие цели:  научить чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по предмету. Это учебные занятия:

-по передаче знаний,

-по осмыслению и их закреплению,

-по закреплению знаний,

- по формированию умений и применению знаний на практике /практические/,

- тренировочные занятия /отработка навыков, умений/,

-по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие  занятия ставят цели формирования и развития определённых личностных качеств детей. К таким занятиям относятся занятие- диспут, экскурсия, занятие- викторину, различные творческие, нетрадиционные формы.

Воспитательные занятия  ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение их к нравственным и культурным ценностям. Это «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», «Интеллектуальные турниры» и т.д. Эти занятия  тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются тем, что обучение не носит  специально организованный характер и не обязательно связан с изучаемым предметом.
Чаще всего занятие детского коллектива трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия  педагогом решаются как обучающие, развивающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Такие занятия называются комплексно-развивающие.

 

Этапы учебного занятия:

Педагог дополнительного образования должен уметь структурировать
занятие, определять его этапы, задачи и содержание каждого из них.

Учебное занятие любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие -  осмысление - запоминание - применение-обобщение-систематизация.
 

Классификация учебных занятий

Компетентный педагог дополнительного образования должен уметь правильно ставить цели. Цели - это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приёмы работы педагога и воспитанников зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и  определяет тип и структуру учебного занятия. По дидактической цели классифицировать занятия  можно следующим образом:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний,
  • закрепление знаний и способов деятельности,
  • комплексное применение знаний и способов деятельности,
  • проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и детей.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников учебно- воспитательного процесса работать через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности.
  При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех детей и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

 

Основные требования к построению современных учебных занятий:

- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей.

- Целесообразное расходование времени занятия.

- Применение разнообразных педагогических средств обучения.

- Личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками.

- Практическая значимость полученных знаний и умений.


Алгоритм подготовки учебного занятия:

  • Анализ предыдущего учебного занятия.
  • Моделирующий:

- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения,

- обозначение задач учебного занятия,

- определение темы и её потенциала как обучающего, так и воспитательного,

- определение вида занятия,

- определение типа занятия,

- продумывание этапов, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия,

- подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

- Обеспечение содержания учебного занятия:

- самоподготовка педагога /подбор содержания занятия/,

- обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор и изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий. образцов и т.д.,

- материально- техническое обеспечение / подготовка кабинета, инвентаря, оборудования, ТСО и т.д.

 

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия

Тип занятия

Дидактическая

цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятий

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной  информации

Оргмомент. Актуализация  знаний.
Мотивация. Целеполагание.
Организация восприятия. Осмысление.
Первичная проверка понимания.
Организация первичного закрепления.

Анализ. Рефлексия.

Лекция, семинар, экскурсия, мастер- класс, устный журнал, сказка, телепередача.

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности.

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Оргмомент. Мотивация. Актуализация знаний и способов действий. Конструирование образца применения знаний. Самостоятельное применение знаний. Контроль и самоконтроль. Коррекция. Рефлексия.

Игра- путешествие, семинар, консультация, «Лото», деловая игра.

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения уч-ся знаний и способов деятельности.

Оргмомент.
Целеполагание. Мотивация. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Самостоятельное применение  знаний /упражнений/ в сходных и новых ситуациях.
Самоконтроль и контроль.
Коррекция.

Рефлексия.

Литературная гостиная, музыкальная гостиная, викторины / «Что, где, когда?», «Счастливый случай» и т.д.

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности.

Оргмомент.
Целеполагание. Мотивация.
Анализ содержания материала.
 Выделение главного.

Обобщение и систематизация. Рефлексия.

Посиделки, ринг, сюжетно- ролевая игра.

Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знания способов деятельности.

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности детей /контроль /.

Организовать деятельность детей пот коррекции своих знаний и способов деятельности.

Оргмомент.
Мотивация.
Самостоятельное выполнение заданий.
Самоконтроль. Контроль.
 Анализ. Оценка.
Коррекция.

Рефлексия.

Турнир мастерства, урок- концерт, вернисаж.

 

Структура учебного занятия

Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3)  Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

Условия эффективности учебного занятия

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

– наличие благоприятной психологической атмосферы;

– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

 

Подготовка педагога к учебному занятию

Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного занятия. Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию может быть следующим:

1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы.

– Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

– В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

– Насколько полно и качественно реализовано содержание?

– Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

– За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)^

– В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

– Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач.

2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

– определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),

– обозначение задач учебного занятия,

– определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного:

– определение вида занятия, если в этом есть необходимость,

– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап. Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий.

в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

 

Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

 

При подготовке занятия для педагога важны еще два момента.

Первый: подумать, как показать детям, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен.

Второй: как распланировать занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. Множество удачных примеров решения данной проблемы существует в отечественной дидактике. Учитель математики В.Ф.Шаталов, например, тему укладывает в один урок (с помощью опорных сигналов – специальных схем). Учитель истории С.Д.Шевченко законченный раздел (несколько уроков) изучает таким образом: после уроков, на которых дети получают новые знания, следует этап (2-3 урока) систематизации, обобщения и зачет. Обобщающий урок-семинар включает в себя синтетический (по всей теме) конспект (схему), самый обычный, без остроумных, но подчас головоломных выдумок, в котором четко обозначены связи между частями темы. Естественно, у каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.

В.С. Ротенберг и С.М.Бондаренко (Мозг. Обучение. Здоровье. -М.,1989) справедливо замечают, что поучение в лоб – не лучший вариант, и предлагают несколько «обходных» способов.

  1. Занимательная история о том, что происходит с людьми, у которых нет нужных знаний, в ситуации, когда , они необходимы.

Курс орфографии, например, начать с пересказа глав книги Н. Панова «А все-таки она хорошая!», где рассказывается о сказочном городе, жители которого живут «без правил» и пишут как слышат (это не окуджавовское «каждый пишет, как он слышит»–здесь смысл переносный). В городе выше преступность, сплошные несчастные случаи.

  1. Эффект незнания, причем комический.

Вот неправильно поставленная запятая: «Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос».

  1. Постоянно включать в занятия старый материал, чтобы дети убеждались, что он нужен.
  2. Викторины, олимпиады, инсценировки, различные игры, специальные «предметные» игры, и игровые паузы-»разрядки».

Все эти способы уступают главному – увлеченности, вовлеченности в предмет, когда ведет даже не утилитарный интерес, а интерес «вообще» (если научнее -внутренняя мотивация). Внутренний мотив – такой, при котором сама деятельность приносит удовлетворение.

 

Как сформулировать цель.

Ниже предлагается один из вариантов алгоритма постановки цели. Являясь примерным и обобщенным, он, по скромным ожиданиям, может принести некоторую пользу практикам.

  1. Оцените имеющиеся проблемы (расхождения между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную (главные).
  2. Четко сформулируйте эту проблему.
  3. Определите шаги (действия) по ее решению, их последовательность.
  4. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  5. Оцените какие (и сколько) из этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одного занятия.
  6. Сформулируйте цель занятия, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одного занятия.

 Цель достигнута?

Формулировкой цели, как это ни странно, процесс целеполагания не заканчивается. Памятуя о требовании найти операциональную определенность (контролируемость) цели, мы должны обратить внимание на важность отбора и четкого определения критериев и способов оценки факта достижения цели. Такие критерии должны объективно следовать из самой формулировки цели, а способы - давать возможность более или менее уверенной оценки, достигнутой на занятии по избранным критериям. Идеальной, но редкой, является возможность математической, аппаратной регистрации контролируемых параметров. Чаще приходится прибегать к описаниям-характеристикам результирующих состояний. В любом случае, характеристики, отражающие достижения цели, должны быть вами определены при целеполагании, до начала занятия. После проведения занятия, сравнивая достигнутый результат с планировавшимся, вы получаете возможность дальнейшего конкретного профессионального, результативного ведения своей педагогической деятельности, точно зная, к чему вы уже пришли, а чем еще следует озаботиться.

 

Как не надо ставить цели занятия.

Ряд педагогов сталкивается с трудностью перед формулировкой целей занятия. Порой эти формулировки грешат известными недостатками. Назовем их типичными ошибками целеполагания и приведем наиболее распространенные из них.

  1. "Избыток целей". В этом случае педагог ставит перед собой и обучающимися несоразмерное ресурсам количество целей, порой их бывает 8-12, и они, очевидно, не могут быть исполнены. Едва ли стоит жертвовать реалистичностью целеполагания в угоду желанию охватить все возможные и невозможные функции занятия.
  2. "Несоответствие масштаба целей ресурсам занятия". При этом заявленная цель не может быть реализована на одном занятии в силу недостатка времени, пространства, материальных ресурсов, психолого-педагогических особенностей образовательного процесса. Например:

 Закрепление навыков самостоятельной работы с .... Едва ли навык можно закрепить за одно занятие. (И что значит "закрепить"? Но об этом ниже.)

  1. "Формальность постановки целей", когда цели занятия формально списываются из научно-методической литературы, мало согласуясь с реальностью конкретного занятия. Пример: подбор под каждое занятие пресловутой "триединой задачи" - обучение, воспитание, развитие.
  2. "Подмена цели перечислением видов деятельности детей". При этом в список целей включается все, чем педагог намерен занять детей в ходе обучения, образуя некий перечень процедур и операций.
  3. "Процессуальность формулировок", когда и качестве цели выступает намерение воздействовать как-либо на обучающихся в процессе занятия Пример: "Приучать детей к аккуратности в обращении с инструментами".
  4. "Абсурдность формулировок", когда цель составляется из услышанных (прочитанных) где-то штампов, не связанных между собой, не имеющих отношения к действительности или содержащих внутренние противоречия. Например: "Учитывать возрастные особенности для воспитания навыков, знаний и умений коллективно-творческого дела". Существует еще целый ряд типичных ошибок, но ограничимся приведенными, полагая, что их вполне достаточно, чтобы понять, как не надо ставить цель занятия объединений дополнительного образования.

 

 


Количество коментариев: 0