Статья: "Педагогическая идея «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных методов и приёмов художественно - изобразительной деятельности»"

                       Педагогическая идея

 «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных методов и приёмов художественно - изобразительной деятельности» .

 

(Формирование творческой личности посредством изобразительной деятельности: творческий подход , самостоятельность , инициативность)

 

«В детском творчестве (при правильном руководстве )

происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка ,

ярко раскрывается его индивидуальность .

Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления

окружающего мира , а живут в этом мире красоты» .

 

                                                                                 В . А . Сухомлинский

 

 

  Современное общество предъявляет свои требования к личности . Уже в детском саду ставится приоритет - неординарно мыслящая , свободная , самостоятельная и творческая личность . Именно развитие творческого мышления , воображения , способностей подводят к становлению творческой личности , разносторонне мыслящей , способной адаптироваться к любым творческим обстоятельствам , не пасующей перед неудачами , видящей пути преодоления социальных конфликтов , понимающей окружающий мир .

  Важное место в системе воспитания отводится изобразительной деятельности детей . Думаю , что человек , с детства занимающийся творчеством , созиданием , будет стремиться ценить и создавать красоту своими руками . Психологи и педагоги утверждают ,что раннее развитие способности к творчеству , уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов . В детском возрасте (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка , ярко раскрывается его индивидуальность .

  Воспитание творческой личности - явилось отправным пунктом моей работы . Изучив педагогические наработки , опубликованные в различных педагогических изданиях , мнения педагогов - Т . С. Комаровой , Е . А . Флериной , Г . Г . Григорьевой , Н . П . Сакулиной , психологов –

В . С . Мухиной , Н . Н . Поддъякова , А . В . Запорожца по этой проблеме , стала заниматься художественно - эстетическим развитием детей через использование нетрадиционных техник в рисовании , лепке , ручном труде .

  Моя педагогическая идея - развивать творческие способности ребёнка в условиях художественной , изобразительной деятельности , в которой в силу её специфики имеются большие возможности для развития творческой личности . И использовать при этом нетрадиционные техники .

  Задачи - вызывать , поддерживать у детей интерес к материалу и способам действия с ним , стимулировать исследовательские действия ; поддерживать радость от достижений ; поддерживать стремление видеть образ , стимулировать образное видение , жажду «открытий» ; поддерживать инициативу в стремлении отразить предметный мир ; закреплять понимание детьми образного характера деятельности .

  Именно нетрадиционные техники дают детям почувствовать себя художниками , созидателями , они учатся из неприглядного , бросового материала создавать красивые , оригинальные работы ; трогать и чувствовать материал - гуашь , тесто , воск , мыльные пузыри ; работать необычными инструментами - тампон , трубочка , нитки ... Всё это ведёт к тому , что у ребёнка развиваются творческие способности , а человек с творческим подходом может найти выход из разных жизненных ситуаций , не будет «зажат» стереотипами , закомплексован . В дошкольный период в изобразительной деятельности содержится огромный потенциал для развития творческого воображения , которое в более зрелые годы обусловливает успешность решения многих проблем . Использование нетрадиционных техник положительно сказывается на развитии сенсомоторики , тактильной чувствительности , речи детей . Активно развивается художественно - эстетическое восприятие , активизируется память . Воспитываются такие качества личности , как активность , самостоятельность , инициативность .

  На каждом этапе обучения рисованию , лепке , оригами перед детьми ставятся определённые задачи ,в соответствии с которыми дети должны осваивать навыки и умения по технике рисунка , лепки , складывания

бумаги . Овладев умениями подчинять движения руки этим задачам , получают возможность свободно изображать всё .

  Свою работу по введению нетрадиционных техник в практику начала с написания тематических планов , куда включала занятия , индивидуальную работу с детьми , совместную деятельность с первой младшей группы . В рисовании начала применять техники пальцевой живописи , рисование ладошкой . Сначала , некоторые дети боялись испачкать гуашью руку ,

палец , но увидев , как рисуют сверстники и что из этого получается если ещё детальку добавить , стали проявлять интерес и желание рисовать . Самыми любимыми являлись коллективные работы : «Осенние листья» , «Воробьи» , «Грибы опята» , выполненные техникой рисования ладонью . Рисование пальцем применялось в моей практике очень широко (где дождик подрисовать , горошины на платье , бусы на ёлке) . В конце года стали использовать в работе технику тампонирования - «Зажигали свет в окнах домов» , рисовали падающие хлопья снега . Перед каждым рисованием проводилась предварительная работа : дети трогали снег , рассказывали какой он , выделяли яркие признаки и на эмоционально - положительном настрое , после показа способов действия , изображали .

  В лепке в этом возрасте - знакомились с материалами . С глиной , тестом дети очень любили экспериментировать . В возрасте трёх лет , когда у детей появляются элементы наглядно - образного мышления , мы начали осваивать основные приёмы лепки . Стали формироваться навыки работы с пластическими материалами . Из податливого теста лепили бусы для мамы , ягоды . А высушенные и разукрашенные тампоном поделки дарили старшим детям , родителям к праздникам , использовали для игр .

  Во второй младшей группе наряду с предыдущими стала применять в рисовании технику тампонирования по трафарету . У детей стали получаться самые разнообразные рисунки (в зависимости от трафарета) . Это привело к тому , что рисование стало выделяться детьми как самое любимое занятие . Для своих рисунков учимся создавать фон поролоном , смоченным в воде и краске . Немало радости доставляет рисование с помощью открыток . К собачке , вырезанной из открытки , дети дорисовывали солнышко , цветы , травку . А однажды , совместно с детьми , мы разукрашивали камешки. На обычную потолочную плитку приклеивали камешки и дети разукрашивали их , а я одной чёрточкой «превращала» в жуков , бабочек , лягушек . Работы получались яркие , красочные , похожие на живых насекомых . Это даёт ребёнку уверенность в своих силах , побуждает рассказать об этом , развивает речь и с ранних лет дети приучаются не к шаблонности форм , а к разнообразию , к выбору для достижения хорошего результата .

  Начали появляться улитки , ёжики из глины , пластилина. Активно применяли в работе вспомогательные материалы : скорлупу орехов , крупные семена растений . Для детей было важно, чтобы их работы получили одобрение воспитателей , родителей . Для изготовления теста стала добавлять краску . Появились красные вишни , голубые снеговики . Любимым жизнерадостным творчеством стала и лепка .

  В дальнейшем , я буду продолжать работу по внедрению нетрадиционных техник в практику , искать новые приёмы . В будущей работе запланировала рисование техникой кляксографии , развивающее воображение и мышление детей , коллаж , собирающий в себе несколько приёмов изображения. Например , один ребёнок тампонированием изобразил цветы , другой - солнышко пальчиком , лучики - ниточками , фрукты и овощи вырежем из открыток , тканью изобразим небо и облака . Получается лето . Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет . Английский педагог - исследователь Анна Роговин рекомендует всё , что есть под рукой использовать для упражнений в рисовании : рисовать выжимкой из ягод , грязной водой , бумажной салфеткой (сложенной много раз) . Хочется применить в работе технику рисования на мокрой бумаге , применяющуюся там , где нужна неясность в образах , расплывчатость . Например : «Воробей нахохлился » , «Цветы за занавеской» , «Падают хлопья снега» . В старшем возрасте очень интересно рисование восковой свечой . Реализуется эта техника так : углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение . Затем кистью , ватой или поролоном , краска наносится на всё изображение . Вследствие того , что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребёнка , проявляясь . Также поражает воображение детей рисование клеем или кусочком мыла . При этом не последнюю роль играет подбор фона к изображаемому предмету . Так получается ветка дерева на зелёном фоне ,Ж снежная баба - на голубом и т.д. Дети любят рисовать мыльными пузырями , зубной щёткой , солью , печатками и даже губной помадой .

  В лепке особое предпочтение хочется отдать тесту . Это мягкий , приятный для рук материал , шероховатости сглаживаются сами при высыхании фигурок .

У него прекрасная пластика , формообразование . В дальнейшей работе , постепенно усложняя программные задачи , планирую появление зелёных лягушек , розовых свинок , оранжевых морковок , крокодильчиков . А засушенные в духовке поделки буду продолжать использовать как атрибуты к играм , подарки .

  В старшем возрасте дети лепят из размоченной газетной бумаги , в которую добавляется немного клейстера . Лепить можно фрукты , овощи , животных Высохшие игрушки надо раскрасить гуашью , а потом покрыть лаком . Для лепки необходимо использовать вспомогательные материалы под руководством воспитателя : яичную скорлупу , бумажную массу , скорлупу орехов , бисер , бусинки , семена растений , нитки , пуговицы . Это развивает эстетический вкус , уверенность в своих силах . Нетрадиционные техники дают очень хороший , красивый результат .

  На прогулке будем продолжать лепить из песка , снега . Родился у ребёнка замысел и нет никакой задержки при его воплощении - материал под руками и места много . Можно работать коллективно и индивидуально . Даётся полный простор для творческого воображения и создания игровых ситуаций . Постройки и поделки можно украсить камешками , веточками , листьями . Поделки из снега - раскрасить гуашью . Летом с детьми лепили из

репейника . Репьи идут для лепки фигур большого размера , без мелких деталей . Поделки можно хранить в течение года . Лепку из репейника включила в занятие познавательного характера , где дети узнают об этом растении , где оно растёт ; воспитывается бережное отношение к миру растений . Изобразительная деятельность тесно связана с занятиями экологическо - познавательного характера . Диагностика развития детей по изобразительной деятельности детей показала , что освоение программных задач на хорошем уровне .

  С начала учебного года веду кружок оригами «Журавлик» со старшими детьми . Для написания тематических планов кружка использовала научные разработки , практические пособия С . В . Соколовой . С детьми знакомились со свойством и качеством бумаги , делали книжки - малышки , картинки к которым рисовали совместно с детьми , составляли разноцветные косынки , закладки , открытки к праздникам , разноцветных рыбок и т.д. Основными задачами курса кружка являются : упражнять детей складывать поделку из бумаги в разном направлении ; развивать воображение , мелкую моторику рук ; воспитывать усидчивость , бережное отношение к предмету и материалу (бумаге) . Курс состоит из теоретических и практических занятий . Дети с удовольствием занимаются , а результаты своей работы показывают на выставках в группе , детском саду .

  Для обогащения ребёнка яркими впечатлениями , организации интересной содержательной жизни , обеспечения эмоционально - интеллектуального опыта , который послужит основой для возникновения замыслов , дети знакомятся с произведениями искусства . В этом воспитателям помогают родители . По совету педагогов они посетили с детьми музеи С . Д . Эрьзи ,

Ф . В . Сычкова , были на выставке Мордовских промыслов в Краеведческом музее .

  В группе созданы условия для развития изобразительной деятельности детей , имеется «Полочка красоты» , дидактические игры , альбомы с репродукциями картин известных художников , скульпторов , их портреты . Собран богатый природный и бросовый материал для изобразительной деятельности детей : семена растений , косточки фруктов , яичная скорлупа , ракушки , бусинки и т.д.

  Занятия провожу в игровой форме : занятия - путешествия , приключения , волшебные занятия с использованием игровых приёмов и включением проблемных вопросов .

  Обучив ребёнка разнообразным техникам изображения , мы даём ему возможность самостоятельно выбрать понравившуюся для своего рисунка , поделки . Это развивает самостоятельность . Созданные нетрадиционными техниками работы отличаются индивидуальностью и оригинальностью . Многообразие нетрадиционных техник побуждает ребёнка активно

рисовать , лепить . Развиваются такие черты личности , как активность , самостоятельность и индивидуальность . А это и есть основные составляющие творческой личности . Из вышесказанного видно , что нетрадиционные техники изобразительной деятельности способствуют формированию начал творческой личности и именно это является целью моей деятельности .


Количество комментариев: 0