Статья: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

 

«Ранний детский возраст является одним из

ключевых в жизни ребенка и во многом определяет

 его будущее психологическое развитие»

 В.С. Мухина

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

 

 

 Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)

           Детский сад – новый период в жизни ребёнка.  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.        

  В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.

Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, начинают предъявлять претензии и высказывать обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние

Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.

         Предлагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики, как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

   

         Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи детям в период адаптации, но и в помощи родителям. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, а компромисс – как одно из условий решения конфликтов.

 

Актуальность проблемы.

 

В последние годы увеличивается количество родителей, которые обращаются в детские учреждения с просьбой принять их малыша в группу сверстников. Молодые мамы стремятся как можно раньше выйти на работу. А также они хотят, чтобы с ребенком занимались профессиональные педагоги. По мнению специалистов, для детей раннего возраста полезно общение с одногодками.

Многолетние исследования показывают: положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка.

Эта проблема очень актуальна для нашего педагогического коллектива, т. к. ежегодно в образовательное учреждение поступают малыши в возрасте от 1,5 до 3 лет.

В настоящее время  назрела потребность в повышении информированности о современных проблемах психического и физического здоровья детей.

Изменившиеся социальные условия в обществе, нарастание в нем материальных проблем и этических противоречий не может не повлиять на ситуацию в дошкольном образовании. Все чаще и чаще воспитатели вынуждены работать в чрезвычайно сложных педагогических условиях.

Родители, часто просто игнорируя интересы собственных детей, приводят их в детские учреждения неподготовленными: не умеющими есть и одеваться самостоятельно, не контролирующими свои естественные потребности, не соблюдающими элементарные нормы поведения в коллективе.

 

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

  • - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения;
  • - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении, изменение в жизни ребенка социальных условий;
  • - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
  • - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими.

 

Коллектив нашего учреждения делает все возможное для того, чтобы жизнь наших самых маленьких воспитанников с первых шагов была счастливой, а дом, где мы встречаем их – радостным, светлым и теплым.

 

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка к условиям  детского сада.

 

Задачи:

    1. помогать преодолевать стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
    2. развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
    3. развивать игровые навыки, произвольное поведение;
    4. проводить работу с родителями, направленную на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничества с сотрудниками детского сада; на формирование активной позиции по отношению к процессу адаптации детей; на повышение коммуникабельности между родителями.

 

Проект рассчитан на 6 месяцев (по мере поступления детей) с июля по декабрь.

 

 

 

Участники проекта:

  • воспитатели первой младшей группы «Улыбка»;
  • психолог;
  • медсестра;
  • дети;
  • родители;

 

Этапы проекта:

  1. Организационный этап:
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды группы;
  • разработка информационного материала для родительского уголка;
  • разработка анкет для родителей;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.
  1. Основной этап:
  • реализация проекта в соответствии с планом.
  1. Итоговый этап:
  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

 

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  2. Семинары-практикумы – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
  3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях раннего возраста, рекомендуемых развивающих игр.

 

План работы с родителями.

 

Июнь – август

 

  1. Знакомьтесь: группа «Улыбка».
  2. Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой.

 

Август

 

  1. Первое родительское собрание с ответами на интересующие вопросы «Как преодолеть трудности, возникающие при поступлении ребенка в детский сад?»
  2. Помощь родителей в подготовке группы к новому учебному году. Коллективная подготовка группы: совместный труд – сближение родителей и воспитателей.
  3. Анкетирование родителей «Будем знакомы»
  4. Изготовление семейных альбомов «Наша дружная семья», проведение выставки.

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

  1. Устный журнал по адаптации детей в первой младшей группе.
  2. Индивидуальные контакты, консультации “Первые дни в ДОУ”
  3. Привлечение родителей к совместному оформлению приемной и групповой комнат.
  4. Шпаргалка для родителей «Режим и его значение в жизни ребенка».

 

Октябрь

 

  1. Практикум «Адаптируемся вместе». Общение за чаепитием. Разговор о проблемах.
  2. Встреча с педагогом-психологом «Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка».
  3. Фотовыставка «Первые дни в детском саду».
  4. Консультации «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры – развлечения с детьми дома».

 

Ноябрь

 

  1. Консультации «Расти здоровым, малыш!». «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества».
  2. Организация «Калейдоскопа добрых дел» (подклеить книги, отремонтировать и изготовить мебель).
  3. Акция «Книга в подарок».

 

Декабрь

 

  1. Изготовление игрушек на елку во дворе детского сада родителями «Украсим дружно елочку».
  2. Родительское собрание «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни».
  3. Консультации «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков», «Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста».

 

 

Ход работы с детьми.

  1. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневное, последовательное приобщение к  правилам поведения в группе и приучение к режиму дня.
  2. Развитие культурно-гигиенических навыков.
  3. Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
  4. Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
  5. Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
  6. Проведение диагностики нервно-психического развития и оценка адаптационного периода.

 

 

 

 

План работы с детьми.

 

 

Содержание

Форма работы

1.

Знакомство детей с детским садом, друг с другом.

Знакомство-беседа с родителями и ребенком, показать «самую лучшую» кабинку в раздевалке.

Знакомство с группой, игрушками.

Художественная литература: Чтение потешек.

2.

Развитие культурно-гигиенических навыков.

Приучение детей к самообслуживанию ( показывать, как  одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки).

Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

3.

Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Профилактика стресса.

 Пальчиковые игры и упражнения, театрализованные представления (русские народные сказки и потешки). В качестве дополнения для профилактики стресса вводятся специфические техники(по рекомендации психолога).

4.

Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.

Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Приготовление подарков для мам. Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок».

5.

Дидактические игры

«Разложи по цвету». «Чудесный мешочек». «Что изменилось» «Кто чем питается».

 

 

 

Ожидаемый результат:

 

  1. Благоприятный адаптационный период детей 1,5-3 лет.
  2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с воспитателями, психологом и медсестрой.
  3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  4. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  5. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

  1. Ребенок:

Ф.И._________________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________

  1. Мать:

Ф.И.О._______________________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________________________

Образование, специальность, место работы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Отец:

Ф.И.О._______________________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________________________

Образование, специальность, место работы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста  да  нет

- с детьми старшего возраста  да  нет

- с незнакомыми взрослыми  да  нет

- с родными  да  нет

  1. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

  1. Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)__________________________________________________________________________
  2. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

  1. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

 

Спасибо!

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей:

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________

 

  1. Какое настроение преобладает у ребенка?

            а) бодрое, уравновешенное

            б) раздражительное, неустойчивое

            в) подавленное

 

  1. Как ребенок засыпает?

            а) быстро (до 10 мин.)

            б) медленно

            в) спокойно

            г) не спокойно

 

  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

            а) дополнительные воздействия ______________________________________________

                                                                                                 (какие?)

            б) без дополнительных воздействий

 

  1. Какова продолжительность сна ребенка?

            а) 2 часа

            б) менее часа

 

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

            а) хороший

            б) избирательный

            в) неустойчивый

            г) плохой

 

  1. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

            а) положительно

            б) отрицательно

            в) не просится, но бывает сухой

            г) не просится и ходит мокрый

 

  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

            а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________                           

                                                                                                                                                                        (указать)

            б)    нет отрицательных привычек

 

  1. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

 

  1. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

 

  1. Как играет Ваш ребенок?

            а) умеет играть самостоятельно

            б) не всегда

            в) не играет сам

 

  1. Взаимоотношения со взрослыми:

            а) легко идет на контакт

            б) избирательно

            в) трудно

 

 

  1. Взаимоотношения с детьми:

            а) легко идет на контакт

            б) избирательно

            в) трудно

 

  1. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

            а) да

            б) нет

            в) не всегда

 

  1. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

            а) да

            б) нет

            в) перенес разлуку легко

            г) тяжело

 

  1. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

            а) да

            б) нет      

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Уважаемые родители!

 

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

 

  1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

 

  1. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

 

  1. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

     А) действия всех сотрудников

      Б) совместные действия сотрудников и родителей

      В) действия родителей

 

  1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы имели место

 

  1. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо!

 

Список литературы:

 

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
  3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
  5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
  6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
  7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

 


Количество коментариев: 0