Статья: "Художественный образ и культурологическое единство в изобразительной деятельности детей 9 - 10 лет."

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы г. Константиновска

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для родителей и педагогов по изобразительному творчеству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Педагог дополнительного образования Кирияк И.Н.

 

 

 

Художественный образ и культурологическое единство в изобразительной деятельности детей 9 - 10 лет.

Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, и ювелирное украшение, а также театрализованное представление, песня, киноэпопея, обычный керамический горшок, национальный костюм, дизайн автомобиля и т. д. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в творческом процессе этих противоположностей в единый, целостный художественный образ творец получает возможность создания яркого, эмоционально выразительного произведения. Именно с художественным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного.

Костин В.И, К.С.Петров -Водкин. М„ 1966. С. 48.

Метод создания художественного образа дерева.

Гуляя с детьми на улице в парке, в сквере, в лесу или просто во дворе, обращайте их внимание на формы стволов и крон деревьев – они разные и зависят от породы. Попросите детей охарактеризовать ту или иную породу и выберите для создания художественного образа то дерево, характер которого удалось наиболее ярко выразить словами, силуэт которого наиболее узнаваем.

Таковы, например, дуб, ива береза; дети к 9-10 годам имеют достаточны эмоциональный опыт, что бы почувствовать их «характер»:

Ива – плакучая

Береза – дрожащая

Дуб – могучий.

Поинтересуйтесь, какие ассоциации и зрительные образы возникают у детей, когда они слышат фразы: плакучая ива, дрожащая береза, могучий дуб?

Плакучая ива – это женщина, печально склоненная, унылая; плачет, слезы капают.

Дрожащая береза – девушка стройная, юная, нежная, беззащитная, слегка продрогшая.

Могучий дуб – молодец или мужчина, мужественны, твердо стоящий, крепко сбитый, широкоплечий, с копной непокорных волос на голове.

Таковы современные представления. Но заглянем в глубь веков: а как представляли себе эти деревья древние славяне? Может быть эти знания помогут нам создать образ дерева?

Береза.

Береза издавна почиталась славянами, ее связывали с древними берегинями. Это дерево стало олицетворением света, чистоты, плодородия и женского начала. Таковы, например троицкие обряды, когда березку украшали, как девушку, развешивая на ее ветвях венки. В честь березы пелись и Зеленые Святки – особые песни, в которых «береза кудреватая» сравнивалась с красной девицей. И не зря. Березу чтили как покровительницу юных дев, а ее ветки ценились в народно магии как надежный оберег. Береза – символ девичьей чистоты. В приговорах во время сватовства дуб и береза выступали как символ жениха и невесты: «У вас есть береза, а у нас есть дуб…».

В христианских легендах береза – благословенное дерево, укрывшее Параскеву Пятницу от преследований черта. Русская сказка говорит о прекрасной царевне, превращенной чертом в березу.  В русском фольклоре вообще множество песен и загадок о березе: «Нашел я древо, из этого древа четыре дела: первое дело – слепому подсвеченье; второе дело – нагому потешенье; третье дело – скрипячему поможенье; четвертое дело – хворому полегченье». А разгадка такова: из березовой древесины делают лучину, из веток вяжут веники для бани, березка дает и деготь, и целебный березовый сок.

Древнеславянское отождествление березы с чистотой и светом подсказывает нам и светлоту цвета, и его оттенки – светло-зеленый, желто-зеленый ит.д.

Березка – «юная дева», а значит, у нее стройный ствол, гладкий и ровный.

Характер мазка для изображения кроны помогут нам выбрать русские народные песни и стихи.

Березынька кудрявая, кудрявая, зеленая,

Ах мелколистная, долго шумела,

Березынька белая и моложавая.

(Крона изображается мелкими штрихами или мазками.)

 

Ирина Токмакова, современная детская поэтесса, пишет о березе так:

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу,

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

(Подчеркивается движение отдельных масс кроны.)_

В поэзии С. Есенина множество сравнений и ласковых слов для березы:

И березы стоят,

Как большие свечки,

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

 

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

 

Я на век за туманы и росы

Полюбил у березки стан.

И ее золотистые косы,

И холщевый ее сарафан.

(Ствол – прямой, тонкий, светлый; крона разделяется на ниспадающие»пряди»)

О русской природе написано немало прекрасных стихов, и многие словесные образы можно посредством мазка или штриха перевести в образы зрительные, но столь же поэтичные.

 

Дуб.

Дуб, особо почитаемое священное дерево у славян, ассоциировался с образом громовержца Перуна. Первоначально слово «дуб» означало «дерево вообще». Подтверждения тому служат слова «дубина», «дубинка», «дубец» (прут, палка). Дуб символизировал мужское начало, мощь, силу, твердость. Языческие славяне приносили жертву, вершили суд, играли свадьбу под старыми дубами, глубоко веря , что все происходящее под их сенью, благословляется божеством. В период христианизации и борьбы с язычеством на славянском Западе вырубали священные дубовые рощи, чтобы доказать бессилие языческих богов перед могуществом единого бога. У восточных славян почитание дуба сохранялось вплоть до XIX века. В средневековых апокрифах «железный дуб» - основа незыблемая, на которых держатся вода, огонь, земля. Ратник, идущий в бой, просил священный дуб наделить его силой и при этом говорил так: «Сырой дуб кряковистый, от него щепа летит, а он стоит, как ни в чем не бывало».

В русской народной песне поется:

Зеленый дубочек,

Широкий листочек,

Куда ветер веет,

Туда ветки гнутся.

 

 

Дуб силен не только крепостью, но и мудростью – ветви по ветру держит, поэтому и цел стоит.

Славянский эпос подсказывает нам и характер ствола дуба, который гораздо толще, чем у березы, он – мощный, незыблемый; и фактуру ствола – неровную, негладкую; и мощность кроны, состоящей из крупных плотных листьев (она очерчивается широко, поскольку широко раскинуты ветви, пишется крупными мазками).

А у Фета есть такие строки:

Зачем же тенью благотворной

Все кружишь ты, старик упорный,

По рубежам родной земли.

 

И под изрытою корою

Ты полон силой молодою.

Так старый витязь, сверстник твой,

Не остывал душой с годами

Под иззубренною мечами,

Давно заржавленной броней.

(Кора, как бороздами изрыта, мечами изрублена)

Современная детская поэзия не отступает от образа мужественного, выносливого дерева. Ирина Токмакова пишет так:

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб вынослив,

Значит, закаленный.

При подборе стихов надо учитывать, что детям могут быть интересны как образы классической поэзии, так и образы, созданные современными детскими поэтами, в стихах которых много ярких и оригинальных находок.

 

Ива и верба.

Верба (ива) в народном представлении символизирует быстрый рост, жизненную силу, плодородие. Плодородие – значит женское начало. Восточные славяне в Юрьев день хлестали вербной веткой, освященной в Вербное воскресенье, детей и домашний скот, приговаривая: «Расти, как верба». У всех славян священная верба считалась целительным средством – больной мог «передать» вербе свою болезнь. Освященная ветка вербы ценилась как оберег от грозы, грома, бури. Но в некоторых местностях считали вербу и иву проклятыми деревьями – существовала легенда, что из этих деревьев были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, с кривым стволом. В отличие от прямостоящей и стройной березки ствол ивы, словно нарочно, искривлен, да и кора неровная, словно слезами изъеденная.

Афанасий Фет подчеркивает эту особенность строения коры ивы:

… У этой ивы

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

Прекрасные образы вербы, ивы создал Сергей Есенин. Вот строки из его стихотворений:

И вызванивают четки

Ивы, кроткие монашки…

(Листья, как четки, рисуются мелкими мазками.)

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом

(Листья с неровными, как бы рваными краями.)

И снова А.Фет:

Ветви сочные дугою

Перегнулись над водою,

Как зеленый водопад,

Как живые, как иглою,

Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.

А вот как сказал о ветвях вербы поэт Серебряного века Константин Бальмонт:

Ветви пасхальные,

Нежно печальные.

Всего две строки, но как много они дают художнику! Слово «печальные» дает направление штриха или мазка, которым он будет рисовать ветви и крону. А строка «ветви пасхальные» передает образ вербы во время цветения – ее ветви похожи на тонкие церковные свечки с нежными, чистыми желтыми огоньками.

У Ирины Токмаковой есть такие строки:

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Сравнение с плачем, слезами, во-первых, диктует направление мазка (штриха) – сверху вниз. Мазок должен быть мелкий, ведь слеза маленькая по размеру. Во вторых, это сравнение подсказывает детям, что листья ивы блестят, как слезы, и что одна сторона листа светлая и бархатистая, а другая – темная и блестящая. Следовательно, листья надо рисовать не одним цветом, а двумя и разными по светлоте.

 

Я попыталась показать вам, как знание мифологии и литературы помогает создать художественный образ. Образ оригинальный, не похожий на другие, ибо создание художественного образа – это высшая степень проявления индивидуальности художника.

Создание художественного образа не только вносит в композицию неповторимое звучание и заставляет краски играть по-новому, но помогает научиться рисовать правильно сам предмет. Читая поэтические строки, дети учатся подбирать линии или мазки соответствующего характера, начинают подмечать реальные черты натуры, и дерево – будь то ива, береза или дуб – получается узнаваемым для зрителя.


Количество коментариев: 0