Статья: "Проект Малыши и театр"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

«Малыши и театр»

(дети второй группы раннего возраста)

Выполнила: воспитатель

первой категории

Габова Надежда Владимировна

 Сыктывкар, 2016

Проект «Малыши и театр

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги)
  • по целевой установке – познавательно-творческий. 

Вид проекта – творческий.

Возраст детей: 2-3 года.

Участники реализации проекта:

Педагог: Габова Надежда Владимировна

Воспитанники: дети второго раннего возраста

Родители: группы второго раннего возраста.

Срок реализации проекта: 1 неделя (25.04 – 29.04.2016)

Актуальность проекта

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

 Паспорт проекта «Малыши и театр»

Цель проекта: Познакомить детей раннего возраста с театральной деятельностью через обыгрывание потешек, песенок, русских народных сказок.

Задачи проекта:

  • Целенаправленно обогащать словарь детей посредством развития пассивного и активного словаря.
  • Развитие психических процессов, таких как: память, мышление, воображение и т.д.
  • Воспитание способности к организованному взаимодействию друг с другом.
  • Умение последовательно выполнять игровые действия.
  • Формировать потребность детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением.

 Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие.

 Продукт проекта

  • Для детей: инсценировка сказки «Колобок»
  • Для воспитателя: организация постановки сказки «Колобок»
  • Для родителей: Обновление театральных масок для обыгрывания потешек и песенок. Изготовление ширмы для показа кукольного театра. Настольный театр по сказке «Колобок», «Теремок». Обновление внешнего вида театральных кукол

 Предполагаемый результат:

  1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.
  2. Соответственно возрасту, дети повторяют наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы;
  3. Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

 

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный

Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов. Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности дошкольников. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. Подбор информации для консультации родителей о театральной деятельности. Составление плана мероприятий для работы на практическом этапе.

2 этап – Практический

День недели

Мероприятия

Названия

Понедельник – 25.04

1.      Беседа «Наши сказки»

2.      Пальчиковая игра: Расскажи стихи руками «Зарядка»

3.      Игра «Серенькая кошечка»

4.      Конструирование «Домик для сказочных героев»

5.      Игровые ситуации «Жили у бабуси»

6.      Чтение художественной литературы: стихи А. Барто

7.      Упражнение «Соберем бусы для сказочных героев»

Вторник – 26.04

1.      Инсценирование русской народной песни «Ты поди моя коровушка домой»

2.      Игра- разминка с бабушкой –забавушкой «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»

3.      Дидактическая игра Собери картинку (по сказкам)

4.      Сюжетно-ролевая игра «Построим дом для зайчика»

5.      Подвижная игра «Пузырь»

Среда – 27.04

1.      Беседа: прибаутки «Мыши водят хоровод»

2.      Театр картинок «Про кошку»

3.      Музыкальная дидактическая игра «Зайка беленький сидит»

4.      Чтение художественной литературы: р.н.с. «Колобок»

5.      Подвижная игр «Зайка серенький»

Четверг – 28.04

1.      Песенная импровизация «Ходит Ваня (Таня)»

2.      Кукольный спектакль «Зайчик в ямке»

3.      Дидактическая игра «Подбери ключ к театральному замку!»

4.      Игровые ситуации «К куклам в гости»

Пятница – 29.04

1.      Рассматривание иллюстраций к книжкам

2.      Игра-ситуация «Две куклы»

3.      Дидактическая игра «Кто чей детеныш»

4.      Игровые ситуации «Показ настольного театра «Теремок»

5.      Подвижная игра «Мы топаем ногами»

6.      Инсценировка сказки «Колобок»

 Мероприятия с родителями:

  1. Консультация для родителей «Театральная деятельность в раннем возрасте»
  2. Консультация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театральной деятельности»
  3. Привлечение родителей к изготовлению пособий для игры в театр.

3 этап – Итоговый

- Презентация проекта «Малыши и театр»

Результаты проекта:

Дети получили дополнительные знания о Русских народных сказках. 
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. 
Речь детей стала более, связной, выразительной.
Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость. 
Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё.

Используемая литература:

  1. Большева Т.В. «Учимся по сказке». «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005
  2. Карамаренко Т.Н., Карамаренко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам». Москва «Просвещение», 2002
  3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Москва, 2010
  4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

 

 Приложение №1

Беседа «Наши сказки»

Цель:

Развитие речи детей средствами устного народного творчества. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

Ход беседы:

-  Ребятишки, а вы любите сказки?

-  Да любим (ответ детей).

-  Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р. Поехали пых - пых - пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

-  Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

-  Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались? Никого не видно?

-  Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

А для того чтоб нам найти нашу сказку, я предлагаю вам отгадать загадки.

Отгадай те – ка, ребятки,

Про кого моя загадка?

У неё четыре лапки,

А на лапках – цап – царапки,

Полосата наша крошка

Ну, конечно это…

- Дети: (кошка)

 

Это маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна,

В норке прячется она.

- Дети: (мышка)

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

- Дети: (собачка)

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли? Да конечно деда с бабой. Где же они? Да вот они наши дед с бабой. А где же их внучка? И внучка вот она. А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка? Правильно это «Репка». А где же репка? Ребятишки посмотри те, а репку кот Василий спрятал и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Он хочет чтобы мы с ним поиграли.

Воспитатель подходит и берет кота, читая потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые

Зубки белые.

Воспитатель обращается к коту: «Кот Василий садись в кружок, и мы с тобой поиграем», а мы ребятишки представим, что мы маленькие мышки.

Проводится игра «Кот и мыши»

Воспитатель, вот как славно поиграли Васька кот нам репку отдал, но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось? Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала,

Но про важные дела,

Начинается как надо:

Жили были дед да баба,

Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка,

Рядом деда огород,

Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь.

 Вот поехал паровоз,

Деток в садик он повез.

Ту – ту – ту.

 

Приложение №2

Беседа: прибаутка «Мыши водят хоровод»

Загадка

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко

И умылся мягкой лапкой.

                               (Кошка)

А вот еще загадка.

Загадка

Под  полом таится,

Кошки боится.

Кто это?

                     (Мышка)

Воспитатель показывает детям игрушки.

- Сегодня ребята, когда я шла на работу, то услышала, что кто-то жалобно мяукает. Как вы думаете, кого я встретила?

- Конечно маленького котенка. И он мне рассказал о том, что он знает много-много стихов и потешек о животных, о солнышке, о цветах. А вот потешек и стихов о себе он не знает. И я ему пообещала, что мы его скоро пригласим в гости и вы ребята расскажите и разучите с котенком потешки и стихи о нем и его друзьях, а теперь ребята внимательно послушайте потешку.

Воспитатель читает потешку.
Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вопросы детям:

  1. Про кого, ребята эта потешка?  (про кота и мышей)
  2. Что делали мыши?  (водили хоровод, шумели)
  3. А как звали кота?
  4. А что делал Васька-кот?  
  5. На чем лежал кот? (объяснение воспитателя)
  6. А как вы понимаете слово дремал?      (объяснение воспитателя)
  7. А что делал Васька, когда проснулся?                        
  8. А что значит: разобьет весь хоровод?    (объяснение воспитателя)

Ребята, послушайте потешку ещё раз. Я буду читать ее и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.

(чтение потешки с применением мнемотаблицы).

воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Мыши водят хоровод»

Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине спит «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька кот,

Разобьёт весь хоровод!

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

 

Приложение №3

Подвижные игры

  1. «Кто в тереме живет?»

Воспитатель предлагает детям показать, как бежит мышка, прыгает лягушка, скачет зайчик, бегут лисичка и волк, идет медведь косолапый. Дети во время выполнения упражнений могут произносить звукоподражательные звуки.

  1. «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

 

  1. «Зайка беленький»

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.

 

  1. «Веселые зайчата»

Цель: Развивать двигательную активность, координацию движений, поддерживать желание детей выполнять спортивные упражнения.

Воспитатель: Детки, сегодня я вас приглашаю на волшебную полянку, где могут произойти самые необычные превращения, как в сказке. Вы сейчас не ребятишки, а веселые зайчишки, а я ваша мама - зайчиха. Повторяйте все за мной.

Утром зайчики проснулись,

Улыбнулись, потянулись. (поднять руки вверх)

Потянулись выше, выше,

Чтоб достать до самой крыши (подняться на носочки)

Ушки зайки навострили

И прислушались немножко-( приставить ладошки к голове, как ушки)

Не крадется ли лисичка,

Не шуршат ли ее ножки? (повороты головой)

Зайцы лапочки помыли

В чистенькой водичке, (трут ладошками)

Помахали, помахали-

Лапки подсушили. (машут руками)

Заурчал у них животик

Очень сильно заурчал (гладят животик руками)

Чтобы им поесть немножко

Надо им нарвать морковки(2-3р.) (наклоны вперед, руками доставая до пола)

Как наелись заиньки,

Вышли на опушку (упражнение «Топотушки»)

Стали прыгать и играть

И в ладоши хлопать. (прыжки на месте с хлопками в ладоши)

  1. Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк! ».

  1. Хороводная игра: «Заинька попляши…»

Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши .

Зайка, зайка, что с тобой

ты совсем сидишь больной

встань, попрыгай, попляши.

твои ножки хороши.

Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

 

  1. Игра имитация «Испеки мне колобка»

Жили – были дед и баба на поляне у реки

И любили очень-очень на сметане колобки.

(Ходьба на месте).

Попросил старик старуху:

«Испеки мне колобка».

(Наклоны с вытянутыми руками вперёд).

Бабка тесто замесила

(Имитация замеса теста).

Колобка она слепила.

(Круговые движения рук).

В печь его поставила

(Вытянуть прямые руки вперёд).

Там его оставила.

(Руки на пояс)

Вышел он румян – пригож

(Повороты туловища в стороны).

И на солнышко похож.

(Поднять руки вверх).

 

  1. «Догони колобка»

Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной руке в зависимости от размера мяча.

Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей, в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д.

 

  1. «Стоит в поле теремок»

Стоит в поле теремок (Сложили ручки домиком)

На двери висит замок. (Переплели пальчики в замок)

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

Потянули, (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! ( Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

 

  1. «Волк и козлята».

Участники берутся за руки и образуют цепочку - они козлята. Впереди - коза. За ними охотится волк, но он может поймать только последнего козленка. Коза пытается помешать ему, закрывает детеныша, а остальные козлята двигаются за ней, не расцепляя рук.

Волк схватил козленка? Отводит к себе в логово.

Игра заканчивается, когда волк переловит всех козлят.

 

  1. «Догони Колобка».

Каждая команда играет по очереди. Колобок – мяч передают руками над головой, лиса догоняет Колобка.

  1. «Курочка хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

 

Приложение №4

Театр:

1.Театр сюжетных картинок «Курочка Ряба».

Цель: побуждать детей вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему литературный текст; развивать интонационную выразительность речи; понимать литературный текст с завязкой.

Воспитатель читает детям наизусть сказку «Курочка Ряба», сопровождая чтение показом последовательных сюжетных картинок. По окончании чтения и показа воспитатель задает детям вопросы:

-Кого вы узнали на этой картинке?

-Что снесла курочка Ряба для деда и бабки?

-Что хотели сделать с яичком баба и дед?

-Почему яичко разбилось?

-Как утешала курочка Ряба бабу и деда?

Далее воспитатель предлагает послушать еще раз эту сказку и просит детей помогать ей. В процессе чтения воспитатель на определенных участках останавливается, предлагая детям продолжить сказку. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает текст.

2.Драматизация сказки «Репка».

С использованием масок и ряжения.

-Вам понравилась сказка?

-Кто хочет быть дедом?

-Кто хочет быть бабкой?

-Кто хочет быть внучкой Аленкой? И т.д.

  1. Драматизация сказки «Колобок»

С использованием костюмов животных.

  1. Настольный театр «Теремок».

Воспитатель читает детям наизусть сказку «Теремок», сопровождая чтение показом настольного театра

 

Приложение №5

Чтение художественное литературы

  1. Курочка ряба

Вопросы к детям после прочтения:

-Кто жил у бабы и деда?

-Что снесла курочка?

-Какое яичко снесла курочка, золотое или простое?

-Кто первый начал бить яичко?

-Кто второй начал бить яичко?

-Кто разбил яичко?

-Почему плакали дед и баба?

-Что сказала бабе и деду курочка?

  1. Репка

Вопросы к детям после прочтения:

-Что посадил дед?

-Кого дед позвал на помощь?

-Кого еще дед позвал на помощь?

-Кто помог вытащить репку?

  1. Колобок

По окончании чтения воспитатель задает вопросы:

-Вы узнали сказку?

-О ком эта сказка?

-Кого встретил колобок на дорожке?

-Какую песенку пел колобок?

Далее воспитатель предлагает детям послушать еще раз эту сказку и просит детей помогать ей. В процессе чтения воспитатель на определенных участках останавливается, предлагая детям продолжить сказку. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает текст.

 

  1. Теремок.

Вопросы к детям после прочтения:

-Кто первый к теремку прибежал?

-Как мышка-норушка у теремка спросила?

-Кто после мышки-норушки к теремку пришел?

-Как лягушка-квакушка у теремка спрашивала?

-Кто лягушке-квакушке ответил?

-Как ответила мышка-норушка?

-Кто еще к теремку пришел?

-Как зайчик-побегайчик у теремка спрашивал?

-Кто развалил теремок?

 

Приложение №6

Конструирование «Домик для сказочных героев»

Поможем построить теремок. Разноцветные стены.

Цель: упражнять в умении строить домик, делая перекрытия; учить оценивать свою работу и работу товарища, играть с постройками, закреплять умение находить нужную фигуру по описанию, учить различать кубики по цвету; учить выполнять движения вслед за воспитателем, развивать внимание, мелкую моторику рук.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Теремок».

- Кто знает, как называется этот дом? (Теремок).

- Кто в этом теремочке жил?

- Кто пришел к теремку последним? Что случилось потом?

- А вы можете помочь зверюшкам построить новый теремок?

- Теремок мы будем строить не простой, а с разноцветными стенами. Я приготовила для вас вот такие фигуры. (Показывает фигуры и просит детей назвать их).

- А какого цвета кубики? (ответы). Отыщите мне среди фигур кирпичик синего цвета, кубик желтого цвета и т. п. (Дети выполняют задание).

- Сейчас я построю теремок, в котором стены будут разного цвета. (Демонстрирует детям несколько вариантов построения домика (например, сначала из брусков разного цвета строится первый этаж, затем делается перекрытие из кирпичиков, поверх которого ставится призма), проговаривая свои действия.)

- Вот какие теремки получаются из нашего строительного материала. Давайте проверим, разноцветные ли у них стены.

- А какие теремки построите вы? Дети выполняют постройку домиков.

- Вот какие замечательные теремочки вы построили! Давайте вместе полюбуемся ими.

- Кто в наших теремках будет жить? (Дети называют персонажей сказки.).

 

Приложение №6

Работа с родителями

Приложение №7

Папка-передвижка для родителей «Роль сказок в развитии и воспитании ребенка»

 

Приложение №8

Папка-передвижка для родителей «Театрализованная деятельность детей дошк


Количество комментариев: 0