Статья: "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению"

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования возможными социальными и психологическими достижениями ребёнка на этапе завершения дошкольного образования являются:

- умение подчиняться правилам и социальным нормам, то есть развитие произвольности;

- способность к волевым усилиям, то есть умение планировать свою деятельность и стремиться к достижению результата;

- способность контролировать свои движения, то есть развитая крупная и мелкая моторика и произвольная регуляция движений и действий.

Именно поэтому проблемным полем моей деятельности является психолого-педагогическая развивающая работа с детьми подготовительных групп, направленная на профилактику школьной дезадаптации, и включает в себя формирование произвольности внимания и поведения, навыков планирования своей деятельности, развитие восприятия, памяти, мышления через применение:

- нейропсихологических упражнений и заданий, основанных на работе с числовым рядом,

- информационно-коммуникативных технологий, мотивирующих и активизирующих деятельность,

- телесно-ориентированных и релаксационных упражнений, позволяющих снять физическое и эмоциональное напряжение,

- игровых технологий: развивающих игр на регуляцию действий и внимания, дидактических игр.

Предлагаемая интеграция деятельности даёт возможность создания единого курса развития внимания и стимулирования произвольности у детей, готовящихся к школьному обучению.

Актуальность интеграции данных технологий обусловлена вариативностью индивидуальных особенностей воспитанников, так как среди детей старшего дошкольного возраста есть неусидчивые, несдержанные, импульсивные, не умеющие дослушать вопрос педагога или ответ сверстника, другие, напротив, медлительны, вялы, неактивны, рассеяны. Общим для тех и других является неумение планировать свои действия, контролировать достижение желаемого результата. Проявление таких трудностей не способствует эффективной подготовке детей к обучению в школе, в частности в организации и распределении произвольного внимания. В дальнейшем таким ученикам сложно воспринимать на слух многоступенчатую вербальную инструкцию, пошагово, не отвлекаясь, выполнять задание на уроке. Снижается школьная мотивация, в итоге ребёнок становится неуспевающим.

Перечисленные выше методы и приёмы развития внимания и произвольности поведения я реализую в развивающих занятиях.

В основной части занятий использую игры и упражнения из методического пособия нейропсихологов Н. Пылаевой, Т. Ахутиной «Школа внимания». Они направлены не только на развитие всех сторон произвольного внимания, но и на формирование навыков программирования и контроля, произвольности поведения и основаны на работе с числовым рядом. Игры и упражнения с числовым рядом учат ребёнка действовать по внешней программе сначала совместно с педагогом, затем всё более самостоятельно, «переводя» внешнюю программу действий во внутренний план. Можно постепенно, опираясь на индивидуальные особенности детей, усложнять требования к планированию и контролю деятельности. Игровой характер заданий эмоционально вовлекает детей в деятельность, снижается утомляемость, а эффективность обучения повышается.

Схема совместных действий ребёнка и взрослого на занятиях по развитию функций планирования и контроля включает несколько этапов:

1) выполнение действий по речевой инструкции совместно с педагогом. На этом этапе планирование и контроль обеспечиваются взрослым;

2) выполнение действий по наглядной программе совместно с педагогом. На этом этапе планирование и контроль распределяются между взрослым и ребёнком. Педагог обеспечивает последовательное выполнение программы и контроль полученных результатов;

3) выполнение действий по наглядной программе в более свёрнутых формах её реализации совместно с взрослым. Уменьшается участие взрослого в программировании и контроле;

4) выполнение действий по усвоенной (внутренней) программе с возвращением к наглядной при затруднениях. Ребёнок самостоятельно производит и контролирует свои действия. Педагог лишь следит за тем, обращается ли ребёнок в случае трудностей к наглядной программе;

5) выполнение действий по внутренней программе при переносе её на новый материал. Способность переноса контролируется взрослым.

Разнообразие и привлекательность занятий для детей обеспечивают и онлайн игры и упражнения с использованием интерактивной доски на развитие произвольного внимания «Что изменилось?» (детям одну за другой предлагается рассмотреть две картинки, затем на второй нужно найти как можно больше отличий от первой); «Будь внимательным» (на игровом поле нужно найти такую же комбинацию элементов, как показано на образце); «Запомни и найди» (нужно внимательно рассмотреть предлагаемую картинку, а затем найти её среди нескольких похожих); «Проверь свой глазомер» (предлагается на глаз определить длину дорожек, высоту домиков, соотнести величину предметов с величиной отверстий, куда они должны быть помещены). Эти и подобные им игры есть на сайтах «IQSHA», «Адалин» и других развивающих интернет ресурсах. Они так же включаются в основную часть занятия, когда дети наиболее активны и эмоционально настроены на восприятие нового.

Телесно-ориентированные и релаксационные упражнения, развивающие игры на регуляцию действий и внимания завершают занятие, они также способствуют развитию навыков произвольности, направленного внимания, профилактике мышечных зажимов. Релаксационные упражнения можно рассматривать как элементы здоровье сберегающей технологии. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. С этой целью я использую на занятиях игры и упражнения, рекомендованные Ганичевой И.В в книге «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми». Вот несколько упражнений игр, которые дети с удовольствием выполняют на занятиях:

- «Снеговик» (дети вначале напрягают мышцы брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, изображая слепленного снеговика, затем расслабляются, показывая, как снеговик тает на солнышке);

- «Шалтай-Балтай» (дети выполняют движения, напрягая и расслабляя мышцы рук и ног, в соответствии с содержанием стихотворения «Шалтай-Балтай сидел на стене…» С.Маршака),

- «Росток» (по инструкции педагога дети показывают, как из маленького семечка, посаженного в землю, прорастает зелёный росточек и превращается в прекрасный цветок, деревце или куст);

- «Потянулись-сломались» (дети потягиваются, приподнимаясь на носочках, а затем резко сгибаются в поясе, «безвольно» опуская верхнюю часть тела и руки вниз, сбрасывая напряжение);

- игра «Гномы и Великаны» (внимательно слушая взрослого, нужно присесть на корточки, если звучит слово «Гномы» и встать и потянуться, если услышишь слово «Великаны»).

Развивающую деятельность с детьми дополняет консультативная работа с родителями и педагогами. С этой целью мною разработаны консультации следующей тематики:

1. «Полезные игры на развитие произвольного внимания»;

2. Полезные игры на развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.

3. Психолого-педагогическая готовность к обучению в школе.

  1. Полезные игры на развитие восприятия и воображения.
  2. Как готовить домашнее задание с первоклассником.
  3. Что такое произвольность и как её развивать?

7. Как научить ребёнка слышать с первого раза?

  1. Секреты детского внимания.

Результаты работы по развитию произвольного внимания и произвольности у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе по методикам «Корректурная проба (тест Бурдона)» и «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Семаго М., Семаго Н. показывают положительную динамику.

 


Количество коментариев: 0