Статья: "Педагогический проект "Моя Мордовия""

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                          «Детский сад №44»

 

 

                        Педагогический проект

                «МОЯ МОРДОВИЯ»

 

 

                                       

 

Автор – разработчик:

                                                               воспитатель средней группы «А»

                                                     Атеняева Альбина Николаевна

г.о. Саранск ,2017

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, в важнейшем периоде становления личности.  Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине».

Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения, При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семье нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.

Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родной республике, родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.

 

 

 

                                          Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

                                                    

 

 

 

 

                                     Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре своей малой родины – Мордовии, ее достопримечательностям. Воспитание любви и привязанности к родной Мордовии.

                                           Задачи:

1.Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.             

 

  1. Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.

 

  1. Знакомство детей с прошлым и настоящим родного города, с основными достопримечательностями, названиями улиц, с транспортом.

 

  1. Продолжать формировать у детей знания о Мордовии, промыслах, растительном и животном мире республики.

 

  1. Углубить представления о мордовском прикладном искусстве.

 

  1. Развивать умение использовать элементы мордовской вышивки в художественном творчестве.

 

6.Развивать интерес к мордовской художественной литературе.

  1. Воспитание чувства гордости за своих земляков, которые прославили свой город, республику.

Вид проекта: творчески - познавательный, долгосрочный (3 года ), групповой.

 

Участники проекта: дети средней, старшей, подготовительной групп, воспитатели, родители.

 

Основные формы реализации проекта:

- Познавательные занятия.

- Беседы, викторины.

- Экскурсии в музеи, на природу, в спорткомплексы.

- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, книг.

- Игры: дидактические, словесные, подвижные.

- Художественно-творческая деятельность.

- Оснащение предметно-развивающей среды.

 

 - Работа с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

Предполагаемый результат:

       Дети должны знать и называть:

  • Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
  • Свою нацию, русскую  и мордовскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Мордовии – Саранск. Его историю, достопримечательности.. Дети должны знать флаг, герб, гимн Мордовии.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих нашу республику. Уважать их культуру и традиции.
  • Должны знать природу Мордовии, ее флору и фауну.
  • Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

 

 

                       

Ход проекта:

1 этап – подготовительный (разработка проекта).

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- опрос родителей. Цель: выявить, посещают ли дети музеи и какие; что родители рассказывают о нашем городе; какие книги читают;

- оформление информационного уголка для родителей. Цель: просвещение родителей и вовлечение их в образовательный процесс.

 

Совместная с детьми деятельность:

- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию;

- рассматривание иллюстративного материала по теме;

- вводная беседа с детьми о Мордовии.

 

2 этап – исследовательский (выполнение проекта).

- составление плана работы над проектом;

- проведение цикла развивающих занятий;

- формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого.

3 этап – заключительный (обобщающий).

- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение результатов работы, формировка выводов.        

 

 

                          Анкета для родителей

  Формирование у детей патриотического воспитания.

  1. Что, по-вашему, является главным в формировании патриотизма:
  • просмотр фильма
  • чтение литературы
  • изучение архивов семьи
  • посещение музеев, выставок.
  1. Как будете закреплять знания детей:
  • беседовать
  • рассматривать книги, альбомы
  • закреплять в рисунках, поделках
  • создавать семейный фильм, фотовыставку
  • ваш вариант ответа.
  1. Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов:
  • рекомендации по теме
  • подбор литературы по теме
  • подробную консультацию.
  1. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить по
    созданию уголка краеведения:
  • сделать фотомонтаж
  • составить с ребенком творческий рассказ
  • принести семейные реликвии для выставки

 

 

 

 

 

 

                                          

Литература:

 

  • «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
  • «Детский сад от А до Я» - журнал №4, 2010
  • «Валдоня» - программа и методические рекомендации
  • Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. книжн. изд., 1990.
  • «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
  • «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
  • С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
  • Скульптор Эрзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа

 

 

Направление

 

           

Формы и методы работы

 

Речевое

развитие

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

    - Экскурсии по микрорайону

    -  НОД  «Возникновение Саранска. Его история»

    -  НОД  «Уроженцы Саранска – участники ВОВ»

    - «Моё имя, его значение»

    -«О чём рассказали старые фотографии

    - «Семья. Родословное древо моей семьи»                             

    -НОД «Мы в Мордовии живём»

    -НОД «Путешествие по родному краю»

    

     Беседы:  «Древняя мордва», «Саранск-столица Мордовии», « Государственные символы Мордовии», «Животные и птицы наших лесов»

 

     Инсценировка мордовской сказки «Как ворона лисицу обманула»

 

     Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Степку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная»

     Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С.Люлякиа «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина».

   Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.

   Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.

   Знакомство с Красной книгой Мордовии.

   НОД «В гости к бабушке Полине».

 

Физическое развитие

 

Мордовские подвижные игры: «В курочек» («Саразкесэ»), «Салки» ( «Варинес понгома»), «Круговой» (Оскань кундсема), «В базар» («Базарсо»), «Раю-раю», «В горшочки»  («Чакшкинесэ») и др.

Беседа «Наши земляки - олимпийские чемпионы».

НОД «Кто такие чемпионы?».

 

Социально-коммуникативное развитие

 

Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.

 

Экскурсия в краеведческий музей.

 

Рассказ о подвигах героя ВОВ М.П.Девятаева.

 

Художественно – эстетическое развитие

 

Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.

Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».

Слушание музыки» Гимн Мордовии, песни на эрзянском языке, плясовые мелодии.

Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд – назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.

Роспись заготовки мордовского национального костюма.

Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.

 

 

 

Работа с родителями

 

   -Консультация «Приобщение детей к народным традициям».

  

  -Просмотр телепередач с детьми, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

 

  -Пошив национальной одежды для кукол.

 

  -Информирование родителей о знаменитых людях Мордовии в области культуры и спорта.

 

   -Папка-передвижка «Наш земляк - С.Эрьзя».

 

  -Анкетирование «Что я знаю о Мордовии?»

  -Выставка детского творчества «Мордовский костюм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная группа

  

Направление

 

Формы и методы работы

 

 

Речевое развитие

 

 

Познавательное развитие

 

    -НОД «Города  Мордовии»

    -НОД «Зимующие птицы Мордовии»,

    -НОД «Летчик-герой А.Г.Котов»,

    -НОД «Путешествие по родному городу».

   -Беседа «Что я знаю о Мордовии».

   Уточнить представления о реках: Алатырь. Вад, Выша, Инсар, Исса, Сивинь, Мокша, Сура, Парца;

    озёрах: Инерка, Имерка, Инорка;

     заповедниках: Мордовский государственный национальный парк «Смольный», Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича.

   Чтение произведений о природе: В.Корчеганов «Рыба как лапоть», А.Ежов «По грибы», «Тучка помогла», «Приходи почаще», Я.Пинясов «Берёзкина песня», И.Девин «Как Михаил огурцы поливал», Ф.Бобылев «Маленький грибник».

   Произведения поэтов и писателей Мордовии

 Т.Тимохин «Куда торопится река Синерка», «Почему у Васи не было друзей»; Я.Пинясов «Дедушкин полюс», «Берёзкина песня», «злой гость»; С.Люлякина «Бедный зайчик заболел»; Ф.Бобылев «Странный кот», «В чём секрет»; М.Сайгин «Дятел и цыплёнок»; В.Корчеганов «Рыба как лапоть»; Ф.Атянин «Ласточка» и др.

 

 

 

 

 

 

Примерный список для заучивания наизусть

 Прибаутка «Нумалня ялгакай», калядка «Уси,тавуси», А.Ежов «Ветер», «По грибы», В.Корчеганов «Я о Мордовии пою», И.Осьмухин «Лето», Г.гребенцов «Родная сторонка».

 

 

Физическое развитие

 

    Продолжать знакомить с именами олимпийских чемпионов- уроженцев Мордовии, их спортивными достижениями (олимпийские чемпионы П.Болотников, О.Каниськина, А.Мишин, Д.Нижегородов, С.Кирдяпкин, В.Борчин).

  Чтение мордовских сказок «Сырьжа», «Сабан – богатырь».

   Мордовские подвижные игры «В ключи» («Панжоминесэ»), «В платки» («Пацинесэ»), «В голубей» («Гулинесэ»), «В бабушку» («Бабасо»), «В редьку» («Эрьгинесэ»).

  

Социально –  коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно – эстетическое развитие

 

 

 

 

Работа с родителями

 

 -Беседа «Я и моя национальность»

 -Чтение стихотворения С.Самошкина «Самое дорогое».

  -НОД «Путешествие по родному городу»

 -Беседа о промышленности Мордовии (сельское хозяйство, крупнейшие промышленные предприятия: агрофирма  «Октябрьская», фабрика

 

«Ламзурь», птицефабрика «Атемарская», Саранский завод автосамосвалов, Саранский вагоностроительный завод, Приборостроительный завод, «Биохимик», завод  «Электровыпрямитель»)

 

 

 

 - НОД « Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов»

 - НОД «Поющее дерево»

  Познакомить с деревянной скульптурой мастеров села Подлесная Тавла.

 

 

   Информационная газета «История происхождения мордвы».

  Консультация «Национальный колорит прививаем с детства».

  Развлекательное мероприятие «Земля моя любимая"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  




Количество комментариев: 0