Статья: "Проект "Наш любимый Коми край""

МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида»

Проект  « Наш любимый Коми край»

Автор проекта: Смирнова Татьяна Федоровна

Тип проекта: информационный, творческий.

Продолжительность: среднесрочный ( март- апрель 2017г.)

Вид проекта:  групповой.

Актуальность: современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Он предусматривает: -построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к малой родине; - приобщение ребенка  к национальному культурному наследию, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Знакомство с географическими особенностями города, историей его развития; - уважение к прошлому своего народа, формирование толерантного отношения к другим; - воспитание чувства патриотизма и гражданственности; - развитие нравственных качеств: доброта, отзывчивость, способность сопереживать.

В настоящее время на территории  республики Коми  проживают люди разных национальностей. Всех их объединяет то, что они живут рядом, бок о бок друг с другом на Коми земле. Это требует от них уважительного отношения к истории, традициям, языку, к обычаям коми народа. Это уважение надо воспитывать уже с дошкольного возраста.

Задачи: образовательные – познакомить с культурой и бытом народа коми в прошлом, с элементарными  сведениями из истории родного кра-расширять знания о растительном и животном мире Коми республики, ее природных богатствах(уголь, нефть, газ)

 -показать красоту коми языка, познакомить с некоторыми словами, обозначающими предметы быта, название диких и домашних животных;

  - познакомить с творчеством коми композиторов, исполнителей ( Чисталев, Перепелица, Логинова), с коми народными музыкальными инструментами;

 Развивающие: - научить детей  при изучении новой темы использовать разные средства информации: электронные носители,  книги – энциклопедии, музеи;

 Воспитательные: - укреплять связь между детьми, педагогами, родителями во время проведения продуктивной воспитательно-образовательной деятельности.

Ожидаемый результат: - у детей будут сформированы знания о республики Коми ( географическое расположение, природные богатства, растительный и животный мир, история развития уклада коми семьи);  преобретают навыки социального общения со взрослыми( работники музея);

  - у педагогов и родителей: пополнение знаний об истории и укладе жизни первых поселенцев на территории республики Коми;

-развивающая среда: пополнение познавательно-речевого уголка группы, уголка изо. деятельности пособиями, играми для реализации регионального компонента.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

1 этап. Подготовительный.

-Выявить знания детей по данной теме ( В какой республике, в каком городе живут? На каком языке говоря люди коми национальности? Чем богата наша республика? Как раньше жили и чем занимались люди, проживающие на Коми земле?).

 -Подобрать методическую, публицистическую литературу для взрослых; художественную литературу для детей.

 - Обсудить с сотрудниками музея тематику цикла занятий по данной теме, проводимых в детском саду и в музее.

 - Подготовить материал для проведения консультации для родителей по заявленной теме.

 - Составить единый план работы всех педагогов ( участников проекта).

2 этап. Практический.

НОД:  « Знакомство с картой Коми республики»

Цель: показать географическое расположение республики, климатические условия, растительный мир

  1. «В гости к лесным обитателям»

 Цель: расширить и уточнить знания о животных северных лесов.

  1. Занятия, проводимые сотрудниками музея:

  - « Как жили древние люди?» -  знакомство с миром первобытного человека;                                                                     

   -« Путешествие по крестьянскому дому» -знакомство со строительной обрядностью, способами строительства, внутренним убранством дома;                                                                                   

 -« Как рукодельница семью одевала?» - знакомство  с процессом изготовления холста: обработкой льна, прядением, ткачеством, шитьем одежды;                                                                                   

   -« Коми охотники» - знакомство с бытом коми охотников, охотничьей тропой и премудрости этого промысла.                                                                                      -« Игры народа коми», «Про Петрушку, погремушку и другие старинные игрушки.» - знакомство с играми и игрушками детей в конце 19 в начале 20веков.

Художественно-речевая деятельность.

- Чтение книги Габовой « Дети севера»

-Знакомство с творчеством коми поэтов П. Образцовым и С. Поповым, заучивание стихов этих авторов;

- « Учимся говорить по- коми» - знакомство с некоторыми словами коми

языка( предметы быта, названия диких и домашних животных)

Художественно- эстетическая деятельность.

-Знакомство с коми композиторам Перепелицой, разучивание песни « Шанежки-шаньги»;

- Слушание песен на коми языке в исполнении Л. Логиновой;

- Знакомство с коми народными музыкальными инструментами, их происхождением и назначением.

-« Украсим варежку» - знакомство с коми орнаментом; декоративное рисование с использованием элементов коми орнамента.

Игровая деятельность.

- Дидактические игры: « Наш лес и его обитатели», « Найди ошибку»,                                      « Охотники и рукодельницы», « Продолжи узор на полоске», « Я назову , а ты покажи».

 Подвижные игры: « Мышка, мышка дай угол», « Бабушка-медведушка», « Тетера».

Продуктивная деятельность.

- Альбом « Лес и его обитатели»;

- Макет охотничьей избушки;

- Изготовление( украшение) пояска.

Коммуникация.

- Составление творческих рассказов « Прогулка в лес»

- Составление рассказов на тему « Сыктывкар – мой город родной».

Формы и методы работы с родителями.

- Консультация для родителей « Как знакомить детей с историей нашей республики?»

- Совместное посещение музея.

- Постановка силами родителей коми народной сказки « Лиса и заяц».

- Изготовление костюмов и атрибутов для литературно – музыкального развлечения « Наш любимый Коми край».

3 этап. Заключительный.

 Демонстрация проекта на педагогическом совете, родителям.

Развлечения « Наш любимый Коми край».

 

 

 


Количество комментариев: 0