Статья: "Наблюдение в детском саду."

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Значение наблюдения в экологическом воспитании дошкольников
  2. Использование наблюдения природы в эстетическом воспитании дошкольников

Заключение

Список использованной литературы


Введение

С 90-х годов XX века в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д.Зверев, Н.М Мамедов, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачев, И.В.Цветкова, Г.А.Ягодин). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становиться появление новых комплексных программ («Детство», «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик»), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Были разработаны и успешно внедрены в практику программы экологического воспитания («Юный эколог», «Семицветик», «Я - человек», «Надежда», «Наш дом - природа»).

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Экологическое воспитание необходимо осуществлять на всех возрастных этапах развития ребенка с использованием адекватных возрасту методов и средств.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природы мира. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремиться к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдение, наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

О значении наглядного метода обучении говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений, экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям.

Поэтому моя работа направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребёнку простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.

  1. Значение наблюдения в экологическом воспитании дошкольников

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерно активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдений может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Включение разнообразных органов чувств, в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.

Метод наблюдения в ознакомление детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний — это представления, то есть образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами [2, c. 56].

Наблюдение позволяет мне показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдения в природе помогают сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам природы, так как наблюдаем ли мы за растениями, животными, птицами, насекомыми или неживой природой, мы обязательно останавливаемся на том, что многие живые существа приносят пользу, если нет, то просто красивы, радуют глаз. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. Без них невозможна гармония, потому что в природе всё взаимосвязано, целесообразно. Необходимо бережно относиться и к неживой природе, потому что всё это может быть полезно для живых существ.

Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к их заботам и готовность прийти к ним на помощь, если ребёнок с детства в своём миро окружении был лишён общения с миром природы [5, c. 17].

«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». (Сухомлинский).

 

 

  1. Использование наблюдения природы в эстетическом воспитании дошкольников

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природу — этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтоб ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой [1, c. 124].

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего детства. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней»

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным.

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы по экологическому воспитанию дошкольников. Экология не только наука — это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома - планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании и образовании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Дошкольник стремится переносить отношения, существующие между людьми, на отношения с объектами природы, стремится сам постигнуть суть явлений. Экологическое воспитание дошкольников включает в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её охраны, эстетические и этические чувства, интерес к природе и проблемам её охраны, деятельность по сохранению и улучшению природной среды, навыки культурного поведения в природе.

Самая настоящая и натуральная красота заложена в природе и моя задача состоит в том, чтобы раскрыть её перед ребёнком, помочь маленьким душам увидеть её, научить ценить это богатство. Моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы.

Считаю, что успешно справляюсь с поставленными задачами по экологическому воспитанию, так как вижу результаты своей работы, и они имеют положительную динамику. Самая трудная задача — это направить неиссякаемую энергию в такое русло, чтобы их общение с природой приобрело глубокий смысл, и было наполнено радостью.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Акимов Ю. А. знакомим дошкольников с окружающим миром. М.:    ТЦ Сфера, 2007. 124 с.
  2. Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Томск: ОГБУ РЦРО, 2013. 56 с.
  3. Иванова Г. В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2004. С. 10-14.
  4. Киреева Л. Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград "Учитель", 2006. 87 с.
  5. Маневцова Л. Н. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание.   N 8.  С. 17-19.
  6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика.   N 5.  С. 22-27.

Количество коментариев: 0