Статья: "Конспект занятия "Знакомство с пернатыми""

Тема: Знакомство с пернатыми.

Цель: познакомить с видами перелетных и зимующих птиц, образом жизни разных птиц.

Задачи:

 образовательные:

- научить выявлять общие признаки птиц

- определять способ питания по форме клюва,

- различать группы зимующих и перелётных птиц,

- познакомить с изготовлением кормушек.

  развивающие:

развивать умение логически мыслить,

- анализировать информацию, делать выводы.

  воспитательные:

 воспитывать любовь к природе, к миру птиц,

- сострадание и сопереживание к животному миру,

- любовь к родному краю.

Оборудование: презентация, сигнальные карточки для игры.

 

                                               Ход занятия:

  1. Орг. момент. Настрой на занятие.

       Здравствуйте, ребята! Давайте с вами настроимся на занятие. Для этого попрошу вас закрыть глаза и представить, что вы попали за город, на природу. Внимательно слушайте звуки и потом расскажете, что слышали и представляли.

        (Прослушивание музыкального фрагмента «Утро в лесу» с голосами птиц и музыкой Эдварда Грига.)

- Откройте глаза. Вы почувствовали, как вам стало спокойнее? Что вы слышали?  Пение птиц успокаивает, поднимает настроение, снимает стресс. Вот такое воздействие на человека оказывает природа и наши друзья – птицы.

 

  1. Основная часть.
  2. Беседа о разнообразии и основных признаках птиц.

      Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.

       Какой общий признак объединяет этих животных? Все ли животные, которые летают можно отнести к птицам? Какие ещё признак характерен для птиц?

- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья)

     Это очень важно! Главный признак птиц – это то что они покрыты перьями.

  1. Перья нужны птице для полета. Благодаря своим прекрасным аэродинамическим свойствам перья помогают птице держаться в воздухе, осуществлять взлет и посадку, регулировать высоту и совершать разнообразные воздушные маневры.
  2. Важной функцией перьев является их защитные свойства. Они помогают птицам сохранять температуру тела, обычно довольно высокую, они защищают птицу от ветра и дождя. Специальный состав из секрета железы и пыли придает перьям водоотталкивающие свойства и помогает плавать не намокая.
  3. Перья - это красивая одежда, которая служит для привлечения особей противоположного пола и выделению личной индивидуальности. Всегда люди обращали внимание на красоту птичьего оперения и "перо жар-птицы" фигурирует во многих сказках. Самцы, как правило, имеют более яркую окраску перьев, чем самочки, и используют ее, а также еще ряд своих «приемов», например, пение или танцы, чтобы привлечь самок к себе.

    Вывод:  Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.          

        Есть ещё один признак, одинаковый для всех птиц. Скажите, как рождаются птицы?

        Они выводятся из яйца. Это тоже очень важный для птиц признак.

 

  1. Знакомство со строением птиц.

         Какие они все разные, и каждая по-своему интересна! Давайте выясним каково строение тела птиц.

- Из каких частей состоит тело голубя?

       Тело, голова, шея, крылья, хвост, ноги, клюв. 

        У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают  пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. У насекомоядных птиц клюв тонкий и узкий, у зерноядных – короткий и толстый, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды.

Вывод: Форма клюва  зависит от способа питания птицы.

       Также разнообразны и ноги. Почему у птиц разные ноги?

Вывод: Строение ног зависит от среды обитания.

      Одни из них, подобно нашим курам, постоянно расхаживают по земле и на ней разыскивают себе корм; другие, как ласточки и стрижи, почти целый день носятся по воздуху, ловя на лету насекомых, и лишь изредка присаживаются на отдых. Длинноногие журавли, аисты и кулики бродят по топким болотистым берегам или в поисках корма заходят в мелкую воду, но их ноги совершенно не приспособлены к тому, чтобы лазить по вертикальной поверхности древесных стволов, как это делают дятлы, пищухи и поползни.

     Птицы имеют также различные по форме, размеру и окраске крылья и хвосты.

Вывод:

Сходство всех птиц в том, что они имеют одинаковые части тела.

Различия птиц во внешнем виде (клювы, ноги, крылья, хвосты) зависят от образа жизни птицы.

 

  1. Конкурс – игра «Прилетели птицы».

    Давайте проведём игру на внимательность! Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

       Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

       Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

       Прилетели птицы:  голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

       Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

       Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

        Вы были очень внимательны, молоды!

 

  1. Загадки о птицах.

        Вы уже хорошо знаете многих птиц. Сейчас я предлагаю вам проверить, как вы знаете птиц, обитающих в нашем городе. Постарайтесь отгадать о них загадки.

                    (Презентация, показ картинки после отгадывания загадки)

1.Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)

2.Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (Ворона)

  1. Кто летает. Кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

  1. Чёрный, проворный, 
    Кричит "крак" - червякам враг. (Грач)
  2. Всю ночь летает —
    Мышей добывает.
    А станет светло —
    Спать летит в дупло. (Сова.)
  3. Меня сизокрылым

Все с детства зовут.

Как символа мира

И любят, и чтут. (Голубь.) 

  1. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

8.Угадай, какая птица, бойкая, задорная,

Ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

         А сейчас, ребята, вместе с синичкой проведём небольшую физминутку. Встаньте около парт и повторяйте за мной движения.

Физминутка.

Посмотри, летит синица! (Махи руками) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на левой и правой ноге) 
Завертелась, как волчок (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минут (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
Помахала нам крылом (машут руками.) 
И помчалась далеко!

           Отлично! Садитесь на места и продолжим наше занятие.

 

  1. Зимующие и перелётные птицы.

     Летом мы с вами можем видеть очень много птиц. А с приходом осени и зимы их становится всё меньше. Почему?

      Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в тёплые края, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы). Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми: жуками, червяками.)

     Посмотрите на картинку и назовите перелётных птиц. (Соловей, иволга, ласточка, утка, кукушка и др.)

     Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие). Назовите их. (Грач, ворона, сорока, дятел, совы, синица, воробей).

     Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.)

 

  1. Игра на внимание «Кто тут лишний?»

      На слайдах показаны изображения четырёх птиц, из которых одна является лишней. Надо угадать какая, и ответить почему сделан такой выбор.

 

  1. Помощь человека зимующим птицам.

         Зима – самое тяжелое и сложное время для птиц. Многие из них не улетают в жаркие страны, остаются зимовать на родине. В это время они переживают холод, заморозки, отсутствие крова и пропитания. Именно человек может помочь птицам перенести это время и выжить.

-   Подскажите, ребята, как человек может помочь птицам зимой? (Ответы)

       Правильно, кормушка для птицы – это то место, где она может обогреться, спрятаться от ветра и насытиться кормом. Главное правило – доступ к корму должен быть свободным. Одновременно в кормушке может находиться несколько птиц.

      - Из чего можно сделать кормушки? (Ответы)

      Посмотрите на слайды, как очень просто их изготовить из подручных материалов.

    В наше время в магазине мы покупаем продукты, упакованные в различную пластиковую тару. Так вот, чтобы эти предметы не выбрасывать в мусор, им можно дать вторую жизнь – дать им возможность быть полезными для птиц. Посмотрите, какие необычные кормушки можно сделать своими руками (с помощью взрослых или под их присмотром).

       На дно каждой такой кормушки насыпьте угощение для птиц. Для угощения категорически не подходят: кожура апельсинов, мандаринов, очистки от овощей, макароны, большие  куски хлеба или булочек. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки несоленого сала.

 

  1. Заключение. Рефлексия

      Подведём итог нашего занятия. Сейчас я раздам вам по два бумажных пёрышка красного и синего цвета. Я буду задавать вам вопросы, на которые надо будет ответить «да» или «нет». Красное пёрышко – ответ «Да», синее пёрышко - ответ «Нет». Понятно?

  1. Птицами называют всех животных, которые летают. -
  2. У всех птиц есть перья.+
  3. Перья защищают птиц от холода.+
  4. Перья помогают птицам летать.+
  5. Птицы рождают живых детёнышей.-
  6. У всех птиц форма клюва зависит от способа питания.+
  7. Зимой птицам больше опасен холод, чем голод.-
  8. Зимующие птицы осенью улетают на юг.-
  9. Перелётные птицы возвращаются к нам весной._+
  10. Помощь человека очень важна для птиц зимой!+
  11. В кормушку можно насыпать только зёрнышки, семена и крошки.+

      Молодцы, ребята! Ответили правильно на все вопросы. Вам понравилось занятие? (Ответы)

       Благодарю вас за хорошую работу на занятии. До свидания!


Количество коментариев: 0