Статья: ""Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду""

  

   Мы каждый год принимает новых деток, которым помогаем войти в совершенно новую незнакомую им жизнь, где рядом нет ни мамы, ни папы, знакомых и близких ему людей.

   Адаптация для ребенка - это своеобразный эмоциональный стресс. Наша главная задача – помочь ему как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, по возможности стать хозяином этой ситуации. В адаптационный период особое внимание уделяем индивидуальному подходу, учету привычек ребенка,  контролю  за его физическим состоянием, работе с родителями, созданию предметно-пространственной среды, играм-занятиям, общению со сверстниками, c воспитателем.

   Огромное значение в период адаптации мы отводим  работе с родителями, поскольку родители вместе с детьми  проходят точно такой же адаптационный период и нуждаются в помощи. Контакты с родителями детей начинаются уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т.д. Предлагаем родителям памятки  по сопровождению процесса адаптации ребенка, вопросники для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни.

   В обязательном порядке знакомим родителей с группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно познакомить родителей с условиями и режимом группы, что важно для правильной организации жизни детей дома.  Мы  показываем родителям игрушки, учебные пособия, дет­ские книги, подсказываем, что следует приобретать для детей, особое внимание обращается на  соответствие возрасту ребенка.

   В ходе работы мы используем разные формы общения с родителями.  Эта работа ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.  В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах. Для информаций имеются папки-передвижки: «Адаптационный период», «Физическое воспитание», «Развиваем мелкую моторику», «Папка для родителей», где собран для них необходимый материал.  В раздевалке размещаем фотографии, содержащие всю информацию о жизни  нашей группы, которые периодически меняются: фотоснимки детей в процессе игр, освоении трудовых, культурно-гигиенических навыков, каких-то режимных моментов. Эта форма работы является востребованной. Что дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

   Мы стараемся делать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает в этот период малыш, не отразился на его здоровье.

   Впервые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в детском саду. Мы просим приносить с собой из дома любую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.   В группе мы каждый год оформляем небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями. Вместе с детьми рассматриваем их, что также поднимает настроение загрустившему ребенку.

   Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать положительное отношение  к детскому саду.  Мы проводим специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной стрессовой ситуацией в период привыкания. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре.  Первые игры проводятся фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.  Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т.д. («Выдувание мыльных пузырей», «Прячем мишку», всевозможные хороводы, какие-то подвижные игры «Солнышко и дождик»…). Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогают снять напряжение и скованность у детей и способствуют более легкому привыканию к новым условиям.

   Мы стараемся создать в группе  комфортную обстановку, атмосферу радости, покоя, тепла. Самым важным, на наш взгляд, является то, как ребенка встречает воспитатель и дети, сама атмосфера в группе.

   Как мы знаем главная потребность у ребенка этого возраста   - это общение. Здесь мы используем в работе с детьми всевозможные фольклорные, пальчиковые игры, театрализованную деятельность, различные ситуации, приучаем их объединяться, учим играть рядом со сверстниками.

   Каждый ребенок уникален и поэтому к нему необходим индивидуальный  подход – это и учет домашних привычек, создание условий для общения со знакомыми вещами, вхождения в режим группы - использование игрушек - забав, использование баюкалок при укладывании.

   Адаптацию можно считать успешной,  если ребенок испытывает внутренний комфорт  и наблюдается внешняя адекватность поведения.

   Однако все эти методы и приемы окажутся неэффективными, если в нашей работе  мы не будем видеть в малыше личность.

 

 

 


Количество коментариев: 0