Статья: "Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации"

 

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации

В детском саду изобразительная деятельность включает различные виды творческих занятий. Рисование, лепка, аппликация, конструирование являются доступными и понятными каждому ребенку. Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают, обрывают, складывают и наклеивают.

Занятия аппликацией способствуют всестороннему развитию ребенка, в том числе, развитию мелкой моторики, мускулатуры пальцев и кисти рук, творческого воображения, координации движений рук, ориентировки на листе бумаги, развитию сенсорных способностей и математических представлений, а так же ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

В процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям дети усваивают названия и признаки простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) ; развиваются чувства цвета, формы, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

Во время занятий аппликацией дети учатся планировать этапы своей работы, поскольку при создании художественной композиции большое значение имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем мелкие детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана) .

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.) ; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.) ; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам:

-предметная- дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т. д.

По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке) .

- сюжетно - тематическая - предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

- вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие) ; выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

  • передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу) ;
  • расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод) ; создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали) ;
  • подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) .

-декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.

 

 

 


Количество коментариев: 0