Статья: "Кружевное плетение"

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Дворец детского творчества»

 

 

 

 

Методическая разработка

 

на тему: «Кружевное плетение»

по направлению декоративно – прикладного творчества

 

 

 

 

 

 

Подготовила: педагог

дополнительного образования

Савушкина М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2021

 

Теоретическая часть

Кружевоплетение – одна из разновидностей рукоделия, основным признаком которого является ажурность готовых изделий. Сплетаются кружева из тонких ниток при помощи самых разных инструментов. Чаще всего это очень тонкий вязальный крючок либо специальные коклюшки. Техника кружевоплетения обычно используется для оформления одежды, а также постельного белья и текстильных предметов интерьера.

История кружевоплетения

Как один из видов ДПИ кружевоплетение появилось еще в XVII веке. В конце XVIII века ажурные изделия сплетали из золотых и серебряных нитей. В качестве дополнительного декора при этом часто применялся жемчуг. В начале XIX века в России было открыто несколько кружевных фабрик. На работу их хозяева нанимали обычно крепостных мастериц, которые при плетении чаще всего использовали заимствованные в Европе узоры.

Стремительный рост этой разновидности декоративно-прикладного искусства начинается с 1861 года, после отмены крепостного права. В это время фабрики по производству кружев открываются уже по всей стране, причем не только в городах, но и в небольших поселках, а также деревнях. Мастерицы, работавшие на них, создали множество интереснейших новых техник. Все кружева изготавливались ими только вручную. Продукция, выходящая за стены фабрик – скатерти, салфетки, одежда, подушки и другие аксессуары – пользовалась на рынке бешеным спросом. Поставлялись российские кружевные изделия и за рубеж.

В советской России этот вид народного промысла тоже пользовался большой популярностью. В 30-х годах в стране начинают создаваться артели, в том числе и занимающиеся изготовлением кружев. Крупнейшими центрами по их выпуску и продаже становятся Вологда, Советск и Елец. В 1935 году были созданы союзы кружевниц, занимающиеся непосредственно усовершенствованием техник плетения. Большой спрос на кружевные изделия, используемые для оформления интерьеров, наблюдался и в годы ВОВ, когда в стране не хватало даже продовольствия. Более того, именно в военные годы были разработаны самые совершенные и сложные узоры, часто используемые и сегодня. В 60-е в моду входит и одежда, отделанная кружевом. Популярны такие вещи и в наши дни.

Особенности плетения кружева с помощью коклюшек

Это достаточно редкий и технологически гораздо более сложный метод, требующий использования специальных инструментов и оборудования. Однако именно этот способ создания кружева считается на Руси самым древним. Коклюшками называют специальные деревянные палочки, особой формы, на которые наматывается нитка. Узор, который желают выплести, предварительно рисуется на плотной бумаге. Основным его составным элементом является плетеная лента, образующая плавные линии на плоскости. Фоном при этом служит тонкая ажурная «решетка».

 

 

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

 

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

 

 

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб — это самое сильное и крепкое дерево.

 

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

 

 

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

 

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

 

 

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

 

 

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

 

 

 

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

 

 

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик.

 

 

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

 

Также для кружева требуются булавки, лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулинехлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусиныперья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

 

Практическая часть

Кружево нужно плести по специальному техническому рисунку, который носит название «сколок». Его наносят на хорошую бумагу или кальку в форме точек (показывающие места для прохождения булавок) и выполненных линий узора.

Для прикрепления сколка к валику, сначала прикалывается картон нужного размера. Чтобы картонка не скатывалась, булавкой надо подхватить сначала один кусок ткани, а затем по горизонтали воткнуть булавочку в угол картона (со всех сторон).

Затем на валик с картонкой, при помощи булавок нужно прикрепить сколок, вкалывая их в шляпу, и нашей иголкой прокалываем все точки по рисунку.

Намотка ниток на коклюшки

Ниточки натягиваем на коклюшечные палочки попарно: сначала на одну, а потом и на другую. Для этого первым делом нужно намотать конец нити на шею коклюшки и, держа нитку в левой руке, а палочку – в правой, вращать коклюшку своим большим пальцем к себе, начиная снизу шеи и поднимаясь вверх.

Наматывать необходимо как можно лучше и туже. В конце намотки нитка должна располагаться в верхней части шеи, рядом с головкой.

Намотав пять или шесть метров, нитку обрываем и закрепляем петлёй. Перекладываем эту коклюшку в левую руку, а в правую возьмём пустую деталь. Закрепляем на палочках конец нити и таким же методом наматываем на шейку нитку, убирая её с одной палочки, пока на обеих не будет одно количество нити. На правой палочке нитку также закрепляем при помощи петли.

Создание закрепительной петли для начинающих

Это специальная петля, которая зафиксирует намотку и обеспечит свободную подачу нитки во время работы.

  • Держа коклюшку в одной руке, большим пальцем нужно натянуть нитку.
  • Заводим палочку под нитку, просунем головку сверху в петлю и затянем её.
  • Петли для всех коклюшек должны иметь одну длину (где-то 15 см) – коклюшки не должны опускаться ниже валика или другой поверхности.

Основные приемы кружевоплетения

В работе кружевоплетения участвуют две пары палочек – одна пара в правой руке, другая в левой руке (палочки нужно держать за нижнюю частицу, не касаясь руками других мест).

Узор плетения создают при переборе – перекладывании в нужном порядке ниток в каждой паре и ниток двух пар. Каждый приём делается двумя руками одновременно.

  • «Перевить» – означает перетащить правую палочку и её нитку через левую. Это выполняется при помощи двух пальцев. В зависимости от узора кружева перевив может происходить от одного до трёх раз.
  • «Сплести» – означает перетащить левую нить одной пары палочек через правую нитьвторой пары, проще говоря, нужно две средние палочки поменять местами, но, главное, правую под левую нить, а не наоборот.

Плетешок. Первоначальный элемент в плетении узора.

 

 

Коклюшки поменять местами справа налево, т.е. перевить. Следующий этап: левую коклюшку правой руки подвести под правую коклюшку левой руки.

Образец полотнянки. Главная основа всех изделий.

 

 

Салфетка. Сцепное кружево. Работа Борняковой Т.Г.

Цветок. Сцепное кружево. Работа Борняковой Т.Г.  

Список используемой литературы

  1. Белозерова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках. - М., 2005
  2. Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1959
  3. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений
  4. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В. А. Бородулина. - М., 1962
  5. Приходько Е.Н., Юрьева Н.Н. Плетение кружев на коклюшках. - Калининград, 1998 6. Урываева И.А. Кружевоплетение на коклюшках. - М., 2001
  6. Лукашева Р.А. Русское кружево. - М., 1998
  7. Работнова И.П. Русское кружево. М., 1970
  8. Работнова И.П. Русское народное кружево. М. 1956
  9. Твердова-Савицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М., 1916

10.Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. - Л., 1983

11.Цветное коклюшечное кружево. М., 1991

12.Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. - М., 1990

13.Эрихсон Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев. 1913с

 


Количество комментариев: 0