Статья: "Праздники и обряды в народной культуре Коми"

 

 

Праздники и обряды

 

 

В народной культуре коми мистическая загадочность встречи мужчины и женщины, которым Богом и судьбой предназначено стать парой, продлить крестьянский род и приумножить духовный опыт своего народа, своеобразно проявлялась в обрядовых играх и развлечениях молодёжи. В прошлом в жизни деревни им отводилось особое место и время. Парни и девушки знакомились друг с другом на зимних посиделках и во время летних гуляний, которые устраивались в дни православных праздников. Летом гуляния проводились в день Святой Троицы, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, дни святых апостолов Петра и Павла, пророка Илии. Для гуляний обычно выбирали самый красивый луг на берегу реки или озера поблизости от деревни. Смена пар в хороводе, игра в нападение разбойников и множество других шуточных забав по сути подготавливали молодых людей к серьёзному выбору своей «половины», внутреннему узнаванию суженой или суженого.

В деревнях на берегу Сысолы в Ильин день по завершении сенокоса можно было увидеть парней и девушек, с увлечением играющих в «Кыйöм-вийöм» - «Охоту». Пророк Илья почитался коми и русскими крестьянами как небесный помощник земледельцев, в христианской традиции славился как ревнитель о чистоте веры в Единого бога. К Ильину дню сено уже было убрано в стога, хлеба вызревали и потому дозволялось веселиться, шуметь, дудеть в дудки и свистульки, не боясьвызвать непогоду и неурожай. “ И голос мой звучит как лебединая дудка в Ильин день, и радостно свистеть мне в эту дудочку”- пели девушки на лугу. Под весёлые трели они брали в руки шесты, на которых прежде переносили копны сена и становились парами. По живому коридору убегала девушка с белым платком - «дичью» в руках, а за ней гнался удалой «охотник» - парень. Девушки, пропуская подругу, всячески мешали парню, преграждая ему дорогу шестами, и он должен был проявить всю свою ловкость и сноровку. Если парень догонит девушку и выхватит у неё платок, то он отдаёт его только за поцелуй. А если девушка убежит, то парень будет осыпан градом насмешек, но сможет попытать силы в другой игре. Кроме открытых выражений симпатий в среде коми крестьян применялись тайные приёмы привораживания.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Свадьба - важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. В традициях коми, как и других народов, свадебный обряд превратился в величавое действо со своей последовательностью ритуалов. Каждый из них стал своеобразной заповедью духовного благополучия рода и семьи. Их соблюдение должно было обеспечить гармонию земных и небесных законов в жизни молодых. В прошлом свадьба у коми крестьян длилась 2-3 недели и включала в себя сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церкви, пир в доме невесты и в доме жениха в день венчанья, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты. Мудрость народа нашла такое сочетание форм, красок и звуков, что подлинный свадебный обряд преображал молодых, тонко и незаметно изменяя внутренний мир всех участников торжества.

Главными действующими лицами свадьбы были жених верöс пу и невеста гöтыр пу, вокруг которых и разворачивалась "свадебная игра"(свадьба ворсöм, кöлысь). Наиболее сложной являлась роль невесты, требовавшая основательной, а главноедлительной подготовки. Прежде всего, это касалось свадебных нарядов, подарков, которые девушка, как правило, изготавливала сама, причем задолго до свадьбы. Кроме того, невеста должна была знать причитания и уметь их исполнить, поскольку само причитывание (лыддьöдöм) требовало определенного актерского мастерства.
Жених и невеста совместно или порознь участвовали в многочисленных обрядовых церемониях, однако активные действия по развитию сценария свадьбы были закреплены за другими свадебными чинами. В начале свадьбы наиболее активными были роли сватов, родителей жениха и невесты, затем - крестных родителей жениха и невесты, подруг невесты и дружек жениха. Дружка возглавлял свадебный поезд и руководил обрядовыми церемониями. У коми-зырян р. Вашка и у коми-пермяков место дружки занимал колдун (к-з. видзысь; к-п. вежливец), в обязанности которого входило не только руководство церемониями, но и охрана брачующихся от воздействия злых сил.

В некоторых местах поезд замыкал особый персонаж пон бöж кералысь «отрубающий хвост собаке».

Со стороны невесты за соблюдение всех обязательных церемоний и руководство ими отвечала ее крестная мать. Она представляла невесту во время церемоний, за столом ее место было по правую руку невесты, помогала переодеваться, причитала вместе с ней, мыла невесту в бане, выводила ее к венцу. Помимо обрядовых действий, исполняемых основными свадебными персонажами, в свадебный сценарий были включены и театрализованные маскарадные представления и игрища.

РОДИЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

В старину семьи коми крестьян были большими, иметь 5-8 детей считалось нормой. Конечно, родители желали, чтобы дети росли здоровыми, поэтому еще до родов беременную женщину оберегали, но не столько от тяжелой работы, сколько от сглаза и порчи. Чаще всего женщины рожали детей в бане, которая по поверьям коми находилась на границе мира живых и мира предков, и в силу этого служила своего рода домашним святилищем. Новорожденного подхватывала на руки бабка повитуха со словами: «Благослови, Христос, долголетия и счастья, выживет пусть…» Через некоторое время младенца крестил священник в храме, а у старообрядцев – наставник. Таинство крещения в христианской традиции омывает ребёнка от первородного греха и возрождает благодатью Святого Духа по вере его родителей, чтобы он мог жить в согласии с Богом. Души же младенцев, умерших некрещеными, по верованиям коми могли стать бесами.

Грудных детей и детей постарше довольно часто парили в бане. «Когда в бане моют грудного ребенка, сажают себе на колени, ножки парят и приговаривают:
Ножка, ножка, бегай,
В морошковое болото,
В черничную рощу,
В грибной лес».

«Во имя Отца и Сына и Святого духа
Раба божья (называют имя) -
Йи кодь ён да ва кодь визув.
(Крепкая как лед да быстрая как вода)».

Грубые слова, излишнее внимание чужих людей по народным поверьям могли повредить слабому ребёнку, а то и привести к болезни. Если ребёнок заболевал, то приглашали опытную многодетную женщину, а в тяжелых случаях знахаря – «тöдыся». Он лечил ребёнка магическими способами: лил через сито на младенца заговорённую воду, рассекая поток серпом, или протягивал ребёнка через отверстие хомута, что должно было обозначать рождение заново. Иногда знахарь укладывал младенца под корыто и рубил на корыте ветки, как бы разрубая злого духа болезни. В самых трудных случаях болезнь объясняли тем, что банный дух  «пывсян айка» подменил младенца, оставив вместо него полено. В 1870-х годах К. Попов писал, что, по поверьям коми, «банные духи злее всех нечистых, людей, которые решаются мыться в бане одни, особенно вечером или ночью, или отправляются в неё не благословясь, они замаривают до смерти, запихивают их под полки или в печки (под каменки), а иногда обдирают с них кожу».

Как все матери, коми женщины самоотверженно боролись за жизнь своих детей, верили в возможность чуда исцеления и всеми способами искали пути к нему. По преданиям помощь приходила после молений перед чудотворным образом Божьей Матери или кого-то из святых, после паломничества к целебному источнику, прославленному благодатью явления Богородицы или по молитвам местного подвижника веры. Для того чтобы произошло исцеление, требовалось глубокое раскаяние родителей, их смирение и терпение. О чудесных исцелениях безнадёжно больных детей рассказывают легенды и былички коми.

ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Зырянское слово «горт» означает «дом» и «гроб». Дом для зырянина есть место, где он находит отдых и покой после трудов жизни и где сосредоточена его религиозная и семейная жизнь. Гроб служит ему тоже местом отдыха уже после смерти, куда он возвращается, утомленный с охоты или рыбной ловли, и тоже домом, с которым связана его религия и его семья. По верованию зырян, смерть есть не что иное, как прямое продолжение земной жизни.

«Лов» – жизнь, душа человека – после смерти тела не погибает, а продолжает существование на земле, которое длится очень долго, пока душа не улетит на другую планету. Она сохраняет все отличительные черты своего характера, свои симпатии, вкусы, любовь к тому или иному роду занятий. И согласно с его вкусами, наклонностями живые предоставляют покойнику те радости, какие ему были милы на земле: охотника приглашают на охоту, рыболова на рыбную ловлю, просят отведать свежей ухи – любимое зырянское кушанье; зовут в баню попариться мягким веничком. Она является невидимым спутником живых, дорогих ему лиц, но далеко не безучастным. Она помогает им в их делах: охраняет скотину от нападений хищных зверей, загоняет дичь в ловушки, рыбу в сети. Она нуждается в пище и жилище: без пищи и крова она чувствует холод и голод. Душа питается «ру», т.е. паром кушанья, а не самим кушаньем. Поэтому зырянин, большею частью, приглашает души усопших отведать горячие или холодные кушанья, которые дают пар. Зырянин никогда не позволит приглашать «вошйыны» (т.е. прийти покушать) усопшего к тем блюдам, которые ему не были милы на земле, а в постные дни не предложит скоромных кушаний.

ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

За гробом душу ждет возмездие, которое значительно зависит от совершенных на земле поминок. Поминки устраиваются в интересах как живых, так и усопших. Живые стараются умилостивить сердце усопшего, особенно врага. Они боятся своим невниманием вызвать гнев усопшего. Обиженный усопший насылает на живых несчастья, иногда уходит преждевременно на другую планету и тем лишает живых своего покровительства. Поминки избавляют усопшего от голода, холода, дают ему бодрость, делают его сердце добрым сострадательным. Тогда он довольный и радостный, разгуливает по полям, лесам, помогая живым радуясь их радостью. Злого человека поминки избавляют от наказаний, какие он испытывает за гробом.

Зырянин боится … всех вообще усопших. У каждого покойника он просит прощения, умоляет его не вредить ему, уверяет, что он не хотел ему зла. Когда же дружба приобретена, то друзья не только не вредят ему, но и покровительствуют. Усопший помогает живому в охоте, рыбной ловле, дает хороший урожай, охраняет скотину от хищных зверей, защищает родных от злых людей, смягчает сердца грозных судей… Он – дух-покровитель. Он волен в жизни и смерти своих родных. В трудных случаях зырянин возлагает всю свою надежду на усопших предков. …Усопшие, по верованию зырян, стоят на границе к обожествлению их.

Однако не все усопшие имеют одинаковую силу, а только следующие три категории усопших: 1. Кто много при жизни сделал добра, тот из загробного мира может делать добро на земле. Он и в тот мир уносит свое доброе сердце. 2. Кому много приносят даров, тот может сделать много добра. Дары наполняют любовью сердце усопшего. 3. Добрая жизнь живых доставляет удовольствие усопшему. Он радуется радостью живых. Радость наполняет его любовью, и усопший может сделать много добра.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово коми встречали радостно и весело. К Рождеству возвращались из дальних угодий после 2-3 месяцев отсутствия охотники с добычей. Женщины наводили порядок в доме, варили пиво, готовили угощенье. Перед праздником соблюдали пост.

В ночь с 24 на 25 декабря все, кроме маленьких детей и немощных стариков, собирались в храмах на торжественную всенощную службу. Поутру появлялись группы детей и подростков с зажженными свечами в руках, с яркой бумажной звездой, «вертепами» - фонариками с вставленными в них картинками из Священного Писания, переходили от дома к дому и пели молитвы, прославляя Иисуса Христа. Детей благодарили и угощали выпечкой.
Две недели длились святки - дни, когда можно было отдыхать, есть, пить, веселиться от души. Каждый из святочных вечеров отводился под определенные игры, развлечения, гадания. Многие из них проводились только раз в год на святки. Парни и девушки «рядились» - переодевались в цыган, разбойников, «йöгра-яран» - ненцев-манси, коней, медведей, журавлей и ходили по домам односельчан. Гостеприимным хозяевам «ряженые» желали богатства и процветания, а с жадными, угрюмыми могли сыграть шутку. Во время святочных посиделок много пели, плясали, молодежь разыгрывала сцены и игры, которые давали возможность найти свою пару, кому на год, а кому на всю жизнь. Святки завершались 6 января праздником Крещения Господня.

Во время святочных гаданий дозволялось соприкоснуться с загадками потустороннего бытия. Контакты с могущественными силами несли в себе опасность для живущих, поэтому надо было соблюдать меры предосторожности. Гадали на святки в основном девушки и парни - о суженом, о судьбе, о своем предназначении. Люди постарше желали узнать, каков будет урожай в новом году, удачна ли будет охота, не ожидает ли семью пожар, чья-то смерть. Гадать полагалось на перекрестках дорог, в банях, овинах, нежилых домах, строящихся домах, у колодцев, в местах, где граница между мирами была слабее. Гладь зеркала также отворяла дверь в невидимый мир. Тайна смерти, тайна неведомых и невидимых миров притягивала коми также сильно, как и другие народы. Самыми верными и самыми опасными считались гадания «с покойником». В них участвовали одни мужчины, которые проходили испытания силы своего духа. Считалось, что человек мог пережить смерть внутри себя и переродиться заново. В таком случае можно было обрести подлинные знания о будущем и необычные способности.

!Покойники, кроме этого, по представлениям коми являются вещими. Этим свойством в некоторых случаях стараются воспользоваться. Существует гадание «с покойником»! Один из гадающих изображает покойника. Его сначала обмывают, потом обряжают и укладывают в передний угол, аналогично настоящему покойнику. В руки ему дается горящая свечка. Все остальные гадающие заходят в голбец, держась за мизинцы, и оттуда поодиночке выходят через избу в сени. «Покойник» должен наблюдать за выходящими и угадывать, у кого была какая внешность. Иногда лежащий наблюдает через систему зеркал. В последнем случае одно зеркало ставится у изголовья, в котором отражаются выходящие из голбца. Гадающий же смотрит уже отражение, отраженное в свою очередь в другом зеркале размещенном у него на груди. Считается, что будущая судьба человека символически выражается на его внешности заранее: одни должны выходить с гробом, другие с венцом, третьи с ребенком и т.д. Мнимый покойник будто бы видит это и должен рассказать каждому гадающему свое о нем впечатление. Существует поверие, что если мнимому покойнику сказать «прöсти-бласлöви», или же воткнуть во время лежания в стену иголку (без ушка), то гадающий уже не встает, а на самом деле умирает».

Источники:
1. Василий Налимов. Загробный мир по верованиям зырян. - 1907.
2. Сидоров А. «Знахарство, колдовство и порча у народа коми»

 

 


Количество комментариев: 0