Статья: "Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

 

 

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе

«Эта удивительная соль»

 

 

 

Автор разработки: воспитатель 

Полякова Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2021 г.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Волшебная соль») заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослого: принять и освоить цель, актуальную для ребёнка; выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.

 

ЗадачиВыяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

-Исследовать свойства соли опытным путём.

-Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.

-Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

-Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

-Развивать коммуникативные навыки дошкольника.

-Вырастить кристалл поваренной соли.

 

Предмет исследования: соль.

Проблема: Соль – незаменимый продукт питания о которой мы ничего не знаем.

 

Гипотеза исследовательской работы: Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Участники проектной деятельности:

-дети  подготовительной группы:

-родители подготовительной группы.

-воспитатели подготовительной группы.

 

Сроки реализации проекта: 2 недели

 

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; игровая технология; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, описание.

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап

Подгот-ый

  1. Разработать план проекта

2.Беседы, консультации по теме проекта

3.Сбор сведений о соли из разных источников информации.

4.Подбор материала

Осуществить подготовку к реализации проекта

 

II этап

Прак - ий

1.Проведение бесед на темы:

-«Соль в пословицах, поговорках, загадках»;

-«Какая бывает соль?»;

-«Что такое соль и для чего она нужна?»;

-«Что мы хотим узнать о соли?»;

-«Где можно найти нужную информацию» и др.

 

  1. Рассматривание энциклопедий, чтение книг.

 

  1. Наблюдение: «Как мама использует соль?»

 

  1. Просмотр слайдов

- «Как добывают соль»;

- «Соляные пещеры»;

- «Солевые шахты»

 

  1. Подбор коллекции образцов соли «Вот она какая» (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн)

 

5.Познавательно – исследовательское занятие на тему: «Соль – знакомая незнакомка»

 

6.Исследовательская деятельность (опыты):

- «Соль хрустит»;

- «Растворяется ли соль?»;

- «Соль в воде разной температуры»;

- «Определение плотности солёной воды»;

- «Как вырастить кристалл из соли?».

 

  1. Сюжетно – ролевая игра «Научная экспедиция» - изучение «Соленых пещер»

Познакомить с художественными произведениями, где речь идет о соли (сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки

Активизировать и обогащать знания детей, через добытые самостоятельно информации.

Развивать интерес, наблюдательность, учить составлять рассказы из опыта

 

Дать познавательную информацию.

 

Привлечь к совместной деятельности родителей и детей в создании коллекции.

 

Изучить некоторые свойства поваренной соли, применение соли в быту.

 

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, развивать речевые навыки, способности к анализу, развивать навыки самостоятельной деятельности.

 

Учить детей организовывать сюжетно – ролевую игру с исследовательской деятельностью, развивать коммуникативные навыки.

 

Создание положительной эмоциональной среды при совместной работе, проявляя свое творчество и желание добыть информацию и поделиться опытом.

III этап заключи-тельный

Подведение итогов работы над проектом:

1.Полезные советы для всех «Лечение солью»

  1. Памятка «Как вырастить кристалл?»

3.Выставка выращенных кристаллов «Удивительные кристаллы»

4.Творческая выставка «Волшебница соль»

5.Подготовка и проведение презентации проекта «Эта удивительная соль»

Обобщение, распространение опыта проектной деятельности.

Обобщать и систематизировать полученные знания.

Вывод: Работа по проекту «Удивительная соль» способствовала тесному сотрудничеству, взаимодействию взрослых и детей, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, сформированных навыков исследовательской деятельности, развитию познавательной активности, самостоятельности, творчеству, умению планировать, работать в коллективе. Все эти качества будут способствовать успешному взаимоотношению взрослых и детей и обучению детей в школе.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Практическая часть

 

Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.

Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.

Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).

Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.

В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».

 

Мы провели опыты:

Опыт №1 «Соль хрустит».

Мы насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки.

Вывод: соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании на соль кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

 

Опыт №2 Соль растворяется в воде.

Взяли ёмкость с водой, погрузили туда ложку с солью – соль с нее исчезла.

Вывод: соль растворяется. Приглядевшись, мы увидели, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает.

 

Опыт №3 Соль в воде разной температуры.

Взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в обеих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.

 

 

Опыт №4 Определение плотности солёной воды.

Для проведения опыта нам понадобилось: 2 сырых яйца, 2 ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!

Вывод: Соль действительно повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

 

Опыт №5 Как вырастить кристалл из соли?

Взяли небольшое блюдце, налили туда воды, добавили соль, размешали и оставили на ночь на батарее. Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли.

Вывод: Мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы.

 

 

 

 

 


Количество комментариев: 0