Задачи:
обучающие:
формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека;
развивать интерес к исследовательской деятельности;
развивающие:
развивать зрительное, слуховое, обонятельное восприятие, память, мышление;
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Оборудование:
слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их воспроизведения;
картинки для игры "Наложенные рисунки";
баночки с запахами лимона, лука, чеснока, свежего огурца.
грецкий орех (на каждого ребенка);
предметы для слухового восприятия (бумага, стакан, стакан с водой, колокольчик, погремушка);
предметы для определения формы, размера, величины;
маленькие машинки; цветок для зрительной гимнастики.
Предварительная работа:
провести ознакомительные занятия по теме: «Органы чувств»;
рассматривание анатомического атласа;
знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств.
Ход занятия:
Дети подходят к воспитателю, приветствуют гостей.
- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Недаром русская поговорка гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
- Как вы понимаете, что такое здоровье?
Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье.
Давайте вспомним лозунг о здоровом образе жизни:
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Поговорим сегодня о наших помощниках – органах чувств.
Попробуйте вспомнить поговорки и пословицы про органы чувств.
Глаза страшатся, а руки делают.
Язык до Киева доведёт.
В одно ухо влетело, в другое вылетело.
Не суй нос не в свое дело.
- Ребята, вы хотите побывать в лаборатории органов чувств? Тогда проходите за мной.
Дети располагаются около монитора телевизора.
Она находится в институте Здоровья. Вот он. Слайд № 2
Здесь трудятся ученые. Они изучают человеческий организм для того, чтобы помочь людям справиться с разными болезнями.
Давайте там побываем.
А поможет нам в этом непростой орешек. Это орешек знания. Возьмите в руки по одному орешку, покатаем его между ладонями и скажем волшебные слова:
Орешек знанья твердый,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание наше - "Хочу все знать".
Сегодня нам орешек поможет узнать многое о наших помощниках, о наших органах чувств. Слайд №3
- Какие органы чувств вы знаете?
- Почему их называют помощниками? (Ответы детей).
Давайте пройдем в первую лабораторию. Слайд №4
Какой орган здесь изучают, мы узнаем, если отгадаем
загадку:
«Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят». (Глаза). Слайд №5
- Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).
- Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).
Сейчас мы это и проверим.
Исследование органа зрения:
Закройте глаза. Воспитатель выставляет на стол игрушку.
- Скажите, что я сделала? (Дети молчат)
- Почему вы не можете ответить на мой вопрос? (не видели)
- Какой сделаем вывод?
Зрение нужно нам, чтобы видеть.
Давайте продолжим наше исследование.
Разделитесь на 4 группы. На каждом столе предметы. Рассмотрите их и сделайте вывод, что вы заметили с помощью органа зрения.
Правильно, ребята. Орган зрения очень важен для человека. С его помощью мы различаем цвета и оттенки, форму и размер предметов, их движение.
- Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно делать гимнастику для глаз).
Выполнение упражнений зрительной гимнастики.
Выполним самомассаж:
(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко – от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Игра "Наложенные рисунки"
После зарядки наши глазки стали зоркими и внимательными. Давайте это проверим. На столах рисунки. В них спрятались предметы. Их нужно разыскать и назвать.
С задание справились, зрение у всех хорошее.
Слайд № 6
Что же нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Правила:
- Нельзя смотреть телевизор больше 2-3 часов в день.
- Нельзя читать лежа в постели.
- Нельзя читать при слабом освещении.
- Нельзя грязными руками тереть глаза.
- Нельзя плавать в бассейне, море без защитных очков.
- Нельзя проводить много времени за компьютером.
- Нужно защищать глаза от яркого солнечного света.
Молодцы! Все правильно назвали.
А я немного добавлю. Для того, чтобы сохранить хорошее зрение, нужно правильно питаться, употреблять в пищу продукты, содержащие витамины А, Е и С. Это морковь, петрушка, свекла, черника, печень, абрикосы, курага, шиповник и др.
Кстати: ученые, которые изучают орган зрения, считают, что золотой цвет способен восстанавливать зрение.
А знаете ли вы, как называют доктора, который лечит зрение. Это офтальмолог.
Проходим в следующую лабораторию. Слайд № 7
- Какой здесь изучают орган мы узнаем, если отгадаем загадку:
Слышат всё они вокруг.
Кто есть враг, а кто есть друг!
Люди носят в них серёжки.
У коровок рядом рожки.
На макушке у зверушки.
И зовут сестричек … (ушки).
- Какой это орган? (Орган слуха). Слайд № 8
- Для чего нужны уши? (Слышать звуки).
- Что полезно для слуха? Слайд № 9
- Чем можно слуху навредить? Слайд №10
- Если вода попала в ухо, что будем делать? (давайте сделаем это движение)
- Какие бывают звуки? (Тихие, громкие, короткие, длинные, музыкальные и т.д.)
В окружающем нас мире много разных звуков. Это речь людей, голоса животных, шелест листвы, журчание воды и еще много разных звуков. Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве.
Сейчас я предлагаю исследовать ваш орган слуха и узнать, сумеют ли ваши ушки распознать звуки различных предметов.
Игра: «Какой предмет ты слышишь?»
Воспитатель за ширмой издает различные звуки с помощью различных предметов. Дети угадывают звуки. (Шелест бумаги, звон стакана, колокольчика, журчание воды и т.д.)
Ну, что ж. испытание прошли успешно. Молодцы.
- А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
Об этом Настя Г. нам прочитает стихотворение.
- Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент.
Исследование «Определим по запаху»
(На подносе на тарелочках лежат ароматизированные продукты: чеснок, апельсин, яблоко, шоколад, орех, кофе). Дети по очереди с закрытыми глазами определяют по запаху эти предметы.
- Что вы почувствовали? (запах разных продуктов)
Сделайте вывод:
Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ.
Нос - орган обоняния (повторяем вместе). И носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие и неизвестные запахи, при необходимости пользоваться чистым платком).
О том, как беречь нос нам расскажет Миша П.
А для человека важно различать запахи? Почему? (Некоторые запахи предупреждают нас об опасности. Например, угарный газ во время пожара, выхлопные газы автомобиля, запах газа на кухне от плиты, неприятный запах испорченных продуктов).
Вот почему так важно чувствовать запахи.
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика по С. Стрельниковой
«Ладошки»
Исходное положение (и. п.): станьте прямо согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).
Ребята, а вы знаете к какому доктору вы пойдете лечить ухо, горло и нос если заболеете?
Доктор, который лечит простудные заболевания горла, носа и уха называют отоларинголог. Очень трудное название, поэтому его чаще называют лор или ухо, горло, нос, так как все эти органы связаны между собой.
Давайте все эти правила повторим. Возьмите в руки сигнальные карточки.
Если мое утверждение о здоровье, верно, поднимайте зеленую карточку, если неверно красную.
Игра: «Полезно или вредно»
Смотреть близко телевизор.
Слушать громкую музыку.
Умываться по утрам и вечерам.
Защищать глаза от яркого солнечного света.
Тереть глаза грязными руками.
Одеваться по погоде.
Лежа читать книгу.
При необходимости пользоваться чистым носовым платком.
Не совать, что попало в нос, в ухо, в рот.
- Пора возвращаться обратно: (дети прокатывают орешки между ладонями и проговаривают слова)
- Мы орешек покатали, много о себе узнали
Возвращаемся назад в наш любимый детский сад.- Вы, молодцы! Я всем желаю, здоровья и предлагаю нарисовать для мамы картинку о том, что вы видели, слышали и узнали нового.