Статья: "Современные и народные игрушки, как средство всестороннего развития ребенка и как «материальная» основа игры"

Современные и народные игрушки, как средство всестороннего развития ребенка и как «материальная» основа игры

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей.

Характерные особенности игрушки:

  • в игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства реального предмета, в зависимости от которых ребенок воспроизводит те или иные действия;
  • в игрушке присутствует условность изображения предмета, которая позволяет выполнить с ней разнообразные действия и развивает творчество;
  • игрушка – это «материальная основа игры» она необходима для развития игровой деятельности.  

История создания игрушек:

  • Первобытное общество – игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали способы деятельности;
  • Древний Египет - игрушки из дерева, ткани;
  • Античные времена (Греция, Рим) – игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты  (куклы, фигурки животных);
  • Средние века – игрушки для детей знати: дорогие, в единственном экземпляре, из дорогих и прочных материалов, произведения искусства; игрушки для бедных детей не сохранились, т.к. изготавливались из недолговечных материалов: солома, ткань, дерево.
  • На Руси процветали игрушечные промыслы: Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка, Богородская, Городецкая и т.д.
  • Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.
  • С 1880г. В Германии началось промышленное производство игрушек
  • С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды.
  • Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.).
  • Современный этап – развитие электронной промышленности привело к созданию новой сложной детской игрушки: электронные, виртуальные, компьютерные.

 

Народная игрушка

Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю. Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия. Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением». В федосеевской «топорщине» игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей.   Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки. «Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».

Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка.   Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

 

Воспитательные ценности народной игрушки:

  • В народной игрушке много теплоты, она радует, забавляет;
  • Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, дает простор творческой игре;
  • Народная игрушка эстетически развивает, воспитывает в ребенке национальные черты эстетики своего народа;
  • Возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство, т.к. техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики;
  • Народная игрушка дает ощущения реального образа и в связи с этим учит понимать окружающую жизнь, владеть основными видами труда взрослых.

 

Педагогические требования к выбору игрушек

Все игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. С данными требованиями связаны психолого-педагогические рекомендации к отбору игрушек.

 

Социальная и психологическая безопасность игрушки:

  • Не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;
  • В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;
  • Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей;
  • Не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

- Возрастная адресованность.

- Функциональная привлекательность игрушки для ребенка.

- Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).

- Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании.

- Культуросообразность игрушки и ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно- нравственным ценностям.

- Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

- Прочность и долговечность.

- Использование экологически чистых материалов.

- Качество описания.

- Качество упаковки.

 

1.Психолого-педагогические требования: 

игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта.  Игрушка должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений,  тренировок, но не игры. Чем более завершеннее игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Игрушки более простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, множество новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.

  1. Социокультурные требования:

игрушка рассматривается с точки зрения ее объективные свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.  Она имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе. 3. Технические требования: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первое и совершенно необходимые требования.  При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно. Поэтому при отборе игрушек для ребенка родители должны учитывать все ее качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность и др.

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. 

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий.       В условиях свободного рынка отсутствует экспертиза ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле. Ассортимент носит случайный характер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие. 

В целях защиты интересов детей мною проведена работа с родителями в следующих направлениях: 

  • Пропаганда  игры и игрушек, являющиеся педагогически ценными;
  • Разъяснение о негативных воздействиях отдельных видов игрушек;
  • Консультирование родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

 

Литература.

  1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка!// Дошкольное воспитание. 2005.№4
  2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/О.Артамонова// Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.
  3. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6
  5. Гилева, И.В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2014. – №3. – С.6 – 8.
  6. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С.57 – 59.

 


Количество коментариев: 0