Статья: "Проект "Вместе поможем зимующим птицам""

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ФОКИНО

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕЛЬФИН»»

 

 

 

 

 

 

Экологический проект

на тему

«Вместе поможем зимующим птицам»

 

в младшей группе №1

 

(в рамках акции "Птицеград")

 

 

 

 

 

 

Автор:

воспитатель

Факас Алла Витальевна

 

 

 

 

г.Фокино

 

 

 

 

Информация о природоохранной деятельности.

 

Название акции (проекта): «Вместе поможем зимующим птицам»

 

Участники: воспитанники 2-й младшей группы №1 (24 ребенка)

 

Возраст (группа): 3-4 года.

 

Сроки проведения акции:  02.11.2015 - 26.02.2016г.г.

 

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного          отношения к ним, умений подкармливать птиц.

 

Результаты: Формирование умений помогать птицам зимой; расширение знаний о внешнем виде птиц, их названиях, приспособленности к жизни в зимний период; расширение словарного запаса детей; воспитание интереса и экологически правильного поведения в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

 

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

 

Проблема:

 

В зимнее время многие птицы погибают, ведь им так трудно добыть корм – насекомых нет, ягод и семян тоже. Чем мы можем помочь им в это трудное время?

 

Актуальность проекта:

 

В холодное время года зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Доступной пищи становится все меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому некоторые птицы не могут пережить зиму и погибают.

 

Анализ проведенных с детьми бесед показал, уровень знаний детей о зимующих птицах и оказании помощи птицам зимой недостаточный.

 

Очень важно научить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению желания помогать птицам зимой.

 

Задачи:

 

- для детей: Образовательная область «Познавательное развитие»:

 

- Расширять представление о зимующих птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах, снегирях;

 

- Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду;

 

- Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм;

 

- Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами;

 

- Развивать умственные способности;

 

- Формировать представления о связях в природе «человек и птица»;

 

- Формировать желание узнавать о птицах больше, заботиться о них;

 

 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

 

- Учить звукоподражанию;

 

- Формировать желание произносить слова правильно;

 

- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;

 

- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

 

- Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;

 

- Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоции, как положительных, так и отрицательных;

 

Образовательная область «Физическое развитие»

 

- Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки;

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 

- Совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений;

 

- Формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх;

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

- Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами;

 

Для педагогов:

 

- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

 

Для родителей:

 

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс во взаимодействии с воспитателем.

 

- расширить представление родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.

 

- заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.

 

Срок реализации проекта: 02.11.2015г. - 26.02.2016г.

 

Предполагаемые результаты проекта:

 

для детей:

 

- воспитание интереса и экологически правильного поведения в природе.

 

- расширятся знания детей о внешнем виде птиц, их названиях и образе жизни, о приспособленности к жизни в зимний период.

 

- желание и готовность участников проекта помогать птицам.

 

- умение сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.

 

- расширение словарного запаса детей.

 

- дети научатся творчески применять знания о зимующих птицах в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.

 

для педагогов:

 

- пополнится предметно-развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

 

для родителей:

 

- сформируется активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

 

- воспитанники и их родители примут активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

 

Этапы проекта:

 

I Этап – подготовительный (02.11.2015 – 23.11.2015г.г.)

 

Работа с родителями

 

Образовательная

область

 

Виды деятельности

Сроки

 

Родительское собрание

02.11.2015 г.

 

 

 

 

«Проектная деятельность в детском саду»

 

Подбор родителями книг в книжный уголок (рекомендую взять книги в библиотеке, купить в книжном магазине или, может быть, указанные книги есть дома на полке). «Воробьишко» М. Горький, сказки В.Сутеева, сказка «Ворона, лисица и сорока», Н.Сладков «Волшебная полочка», стихи «Воробей», «Синицы», «Снегири» О.Г. Зыкова, «Новая столовая» З. Александрова, «Покормите птиц» А. Яшин и другие.

 

04.11.15-10.11.15 г.г.

 

 

 

Ознакомительная консультация с родителями «Наши пернатые друзья»

 

06.11.15 г.

Приобретение силами родителей (по желанию) игр по данной теме соответствующих возрасту детей. (пазлы крупные, разрезные картинки, лото и др.)

 

04.11.15-17.11.15 г.г.

Изготовление альбома «Птицы нашего края» (мамы из 2-3 семей помогают воспитателю оформить альбом)

 

13.11.15-20.11.15 г.г.

 

Работа с педагогами

 

Пополнить картотеку дидактических игр играми: «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто на кормушке», «Сколько птиц на кормушке», «Дорисуй птицу», «Узнай птиц по описанию».

 

02.11.15-17.11.15 г.г.

 

 

 

 

Разработка и накопление методических материалов по проблеме проекта.

 

02.11.15-23.11.15 г.г.

Разработать перспективное планирование по теме проекта.

 

02.11.15-20.11.15 г.г.

 

Работа с детьми

«Речевое развитие»

Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта.

 

13.11.15 г.

 

 

II Этап – практический (24.11.15 – 05.02.16 г.г.)

 

 

 

Образовательная область

Виды деятельности

Сроки реализации

 

Работа с детьми

«Познавательное развитие»

 НОД «Мы дружим с птицами»

 

23.11.15 г.

 «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Беседа «Птицы-наши друзья»

 

Последняя неделя ноября

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Д/и «Угадай птичку»

 

26.11.15 г.

 

«Познавательное развитие», «Физическое развитие»

П/И «Воробьи на веточках»

 

Последняя неделя ноября

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Последняя неделя ноября, в течение дня

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Беседа «Для чего нужна кормушка?»

 

Первая неделя декабря

 

 

 

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

НОД по нетрадиционной технике рисования «Перышки для воробышка»

 

03.12.15 г.

 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Чтение и разучивание стихов о птицах

 

1-ая неделя декабря, в течение недели

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Д/И «Зимующие птицы»

 

08.12.15 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

НОД «Зимующие птицы».

Изготовление съедобных кормушек для птиц.

 

10.12.15 г.

 

2-ая половина дня

 

«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

П/И «Рябина и птицы»

 

2-ая неделя  декабря, в течение дня

 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Изготовление съедобных кормушек для птиц

 

15.12.15 г.

 

 

 

 

 

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Н/П игра разрезные картинки «Сложи птицу»

 

15.12.15 г. в течение дня

 

«Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Дыхательная гимнастика «Ворона»

1,2-ая неделя декабря, в течение дня

 

 

 

 

 

 

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Наблюдение: «На кормушку прилетают птицы – воробьи, синицы»

 

18.12.15 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа «Чем кормить птиц зимой»

 

15.12.15 - 22.12.15          г. г. в течение недели

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Д/И «Угадай, что за птица»

 

18.12.15 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы: «Воробьишко» М.Горький, сказки В.Сутеева

 

17.12.15 г.

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие»

НОД «Слепим птичку»

 

23.12.15 г.

 

 

 

 

 

 

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа «В гостях у бабушки-загадушки» (загадки о птицах)

 

Последняя неделя декабря, в течение недели

 

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Разучивание физминутки «Вот летит большая птица»

 

24.12.15 г., в течение дня

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»

 

24.12.15 г.

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

 

25.12.15 г.

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Игра – задание «Обведи птицу по контуру»

 

25.12.15 г.

 

«Физическое развитие», «Познавательное развитие»

П/И «Собери зернышки»

 

28.12.15 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

НОД «О чем плачет синичка»

 

28.12.15 г.

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

НОД салфеточная аппликация «Покормим птиц»

 

29.12.15 г.

 

 

 

 

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы «Новая столовая» З. Александрова, «Покормите птиц» А. Яшин

 

30.12.15 г.

 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа «Как мы заботились о птицах на новогодних каникулах»

 

12.01.16 г.

 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Д/И «Покажи правильно»

 

12.01.16 г.

 

«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

П/И «Кормушка», потешки о птицах.

 

13.01.16 г.

 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Наблюдение: «На кормушку прилетают птицы – воробьи, синицы»

 

14.01.16 г.

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

НОД по рисованию ватными палочками «Рябина для снегирей»

 

15.01.16 г.

 

 

 

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Разучивание физминутки «Совушка-сова»

 

18.01.16-22.01.16 г.г., в течение недели

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

НОД по конструированию из бумаги для детей и родителей «Зимующие птицы-снегири и синицы»

 

20.01.16 г.

 

«Физическое развитие», «Познавательное развитие»

П/И «Птичьи стайки»

 

22.01.16 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Д/И «Птицы у кормушки»

 

18.01.16-22.01.16 г.г. в течение недели

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Музыкально-дидактическая  игра «Птицы и птенчики»

 

25.01.16-29.01.16 г.г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Д/И «Накормим птиц»

 

22.01.16 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Чтение художественной литературы Н. Романова «Умная ворона»

 

27.01.16 г.

 

 

 

 

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы В. Сухомлинский «О чем плачет синичка»

 

28.01.16 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Повторить стихи о птицах.

 

28.01.16-29.01.16 г.г.

 

«Физическое развитие», «Речевое развитие»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички»

 

02.02.16 г.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

М/П игра «Найди пару»

 

03.02.16 г.

Работа с родителями

 

Консультация для родителей «Береги пернатых друзей»

 

25.11.15 г.

 

 

Памятка для родителей «Из чего можно смастерить кормушку»

 

24.11.15-27.11.15 г.

 

 

Памятка для родителей «Покормите птиц зимой»

 

24.11.15-07.12.15 г.

 

 

Привлечь родителей к изготовлению кормушек

 

24.11.15-04.12.15 г.

 

 

Сбор корма для птиц

24.11.15-04.12.15 г.

 

 

Предложить родителям экскурсию в лес

 

20.01.16 г.

 

 

Вывешивание кормушек для птиц по территории детского сада

 

08.12.15 г.

 

 

 

Работа с педагогами

 

Подбор аудиозаписей «Голоса птиц»

 

24.11.15 г.

 

 

Выступление на педсовете: Методическая разработка по экологии – экология и дети. Деловая игра для воспитателей ДОУ.

 

24.12.15 г.

 

 

III Этап – заключительный (08.02.16 – 26.02.16 г.г.)

 

 

 

Образовательные области

Виды деятельности

Сроки реализации

Работа с детьми

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Итоговый НОД по теме проекта «Мы-друзья зимующих птиц»

 

08.02.16 г.

 

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Развлечение «В гостях у вороны»

 

26.02.16 г.

Работа с родителями

 

Оформление фото-выставки «Мы кормушки смастерили»

 

22.02.16-26.02.16 г.

Совместная работа с детьми и родителями

 

Нарисуй птицу и придумай загадку про нее

 

19.02.16 г.

 

 

Презентация проекта «Не жалейте крошек для озябших пташек»

 

26.02.16 г.

 

 

 

 

Награждение самых активных участников проекта

 

26.02.16 г.

 

 

Рефлексия: (по результатам работы на данном этапе)

 

 у детей:

 

- Расширился кругозор детей о зимующих птицах (высокий уровень – 97% детей), об их внешнем виде (высокий уровень – 94% детей), повадках, о том, какие корма предпочитают птицы (99%), как надо заботиться о птицах в зимний период (100%);

 

- Расширился и активизировался словарный запас детей (обогащение словаря словами «корм», «кормушка», «озябшие»; глаголами – «голодать», «мерзнуть», «нахохлились»;

 

- Улучшилась мелкая моторика рук (дети научились выполнять действия с наклеиванием готовых бумажных форм (на высоком уровне – 95%), овладение прямыми и круговыми движениями при лепке, мелкое крошение хлебных остатков);

 

у педагогов:

 

- Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса;

 

- Созданы необходимые условия в детском саду и группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

 

у родителей:

 

- Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей; (родители получили готовые экологические памятки, рекомендации для изготовления кормушек, перечень кормов для разных видов птиц, консультации о видах наблюдений с детьми за птицами;

 

- Расширился педагогический опыт семейного общения в процессе совместной деятельности с детьми;

 

- Расширился интерес родителей к участию в образовательной деятельности с детьми;

 

- Проявилось активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях;

 

 

 

- Проявилось активное участие детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.

 

 

Перспектива развития проекта:

 

По моему мнению, проектная деятельность в нашей группе проходит очень удачно. Дети во время проектной деятельности продолжают узнавать много нового и интересного. Мы организовали разные мероприятия с детьми и их родителями по всем образовательным областям. С большим интересом активное участие во всех мероприятиях нашего проекта принимают родители.

 

А) методическое обеспечение:

 

- Д/И по теме проекта;

- Плакаты зимующих птиц;

- Альбом «Птицы нашего края»;

- Иллюстрация «Снегири у кормушки»;

- Художественные произведения по теме проекта, загадки, потешки;

- Музыкальные фонограммы «Голоса птиц»;

- Фотографии птиц, кормушек.

 

Б) ресурсное обеспечение:

 

Нормативно-правовые ресурсы

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. №1014 г.Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

 

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 24.1.2660-10;

 

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 п. 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию»;

 

- Устав МБДОУ «Дельфин».

 

Учебно-методические ресурсы

 

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997г., 240с.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998г., 122с.
  3. Животные России. Школьный словарик. Москва «ВАКО», 2009г., 96с.
  4. Загадки. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999г., 64с.
  5. Птицы России. Школьный словарик. Москва «ВАКО», 2009г., 96с.
  6. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий-М.: ТЦ Сфера, 2007г.
  7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  8. Маханев М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. М., 2004г.
  9. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002г.
  10. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003г.

 

Материально-технические ресурсы

 

- Магнитофон;

- Оборудованная группа детского сада согласно ФГОС дошкольного образования;

- Оборудованный спортивный зал;

-Оборудованный музыкальный зал;

- Проектор;

- Ноутбук.

 

Кадровые ресурсы

 

- Педагоги МБДОУ ДСКВ «Дельфин»

 

В) Содержание приложения:

 

- Конспект родительского собрания «Проектная деятельность в детском саду»;

- Конспект НОД «Мы дружим с птицами»;

- Конспект НОД «Какие птицы прилетают к нам зимой»;

-Д/И «Угадай птичку»;

-П/И по теме проекта;

-Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования «Перышки для воробышка»;

-Стихи, загадки о птицах;

-Конспект прогулки-наблюдения «Зимующие птицы»;

-Конспект прогулки-наблюдения «Покормим зимующих птиц»;

-Н/П игра разрезные картинки «Сложи птицу»;

-Физминутки «Вот летит большая птица», «Совушка-сова»;

-Пальчиковая гимнастика «Птички»;

-Конспект НОД «О чем плачет синичка»;

-Конспект НОД салфеточная аппликация «Покормим птиц»;

-Памятка для родителей «Покормите птиц зимой»;

-Конспект выступления на педсовете: Методическая разработка по экологии «Экология и дети». Деловая игра для воспитателей ДОУ.

-Аудиозапись «Голоса птиц»; Интерактивные игры;

-Фотоматериалы проекта; Презентация проекта.


Количество комментариев: 0