Статья: "Самообразование «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»."

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

  

Самообразование

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

 

 

 Автор: Микушева Е.Д.

Сыктывкар, 2020-2021 г.г.

 

План по самообразованию педагога Микушевой Екатерины Дмитриевны

Тема: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Вид проекта: долгосрочный (1сентября – 31 мая).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, природная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у него сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих ученых ( В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.) Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, П.Маслоу, Б. Паскаля, З.Фрейда, и др. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Б.Беловой, О.Л.Князевой и др. Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов. Данное положение определило тему самообразования: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

Образовательные:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения различной литературы и информации в Интернет-ресурсах;
  2. Повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
  3. Организовать обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
  4. Формировать и расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;
  5. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
  6. Объяснять правила общения с животными;
  7. Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
  8. Обогащать представление детей о здоровье, формировать у них элементарные представления о человеческом организме;
  9. Обучать уходу за своим телом, навыками личной гигиены и оказания элементарной помощи.

Развивающие:

  1. Развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  2. Развитие творческих способностей мышления;
  3. Развитие пространственного мышления;
  4. Развитие речи;
  5. Умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  6. Развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  1. Формирование у детей сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих,
  2. Воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

 

Актуальность.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. 
  2. Формирование представления основ пожарной безопасности.
  3. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
  4. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 
  5. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

 

 

сентябрь

- Изучение и анализ методической литературы.

- Диагностика знаний детей по ОБЖ

-Картотека «Дыхательная гимнастика»

- Подбор материала по работе с родителями.

 

Беседа «Знай и выполняй

правила уличного движения».

Игра «Ядовитые грибы и ягоды».

Беседа «Профессия пожарного», «Правила пожарной безопасности».

Выставка «Макеты светофоров».

Консультация «Здоровая пища -

здоровый ребёнок».

Акция «Витамины круглый год».

Выставка

рисунков «Наши

друзья-витамины».

 

 

Октябрь

Изучение темы: «Методика изучения безопасности жизнедеятельности»

Создание картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД «Внимательный пешеход».

Беседа

«Зачем нужны дорожные знаки», «Правила поведения в общественном транспорте».

Рассматривание иллюстраций

«Съедобные ягоды

и ядовитые растения».

Игра-ситуация

«Что ты будешь делать, когда

останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонят?

Консультация «Что читать детям по ПДД».

 

Изготовление транспорта «Пожарная машина».

 

 

Ноябрь


Подбор загадок о безопасности по разделам «Безопасность в быту», «Пожарная безопасность», Безопасность на улице».

Создание предметно-развивающей среды по ПДД, пожарной безопасности.

Проведение НОД «День Конституции», «Конвенция о правах ребенка».

- Беседа «Правила безопасного поведения на автодорогах».

Дидактическая игра «Говорящие знаки».

Викторина «Юные пожарные».

НОД «Грамотные пешеходы».

Раскраски на тему транспорт.

Участие в конкурсе рисунков по ПДД «Дети и дорога».

Совместная работа детей и родителей по изготовлению

атрибутов для уголка дорожного движения.

 

 

Декабрь

 Изучение темы: «Инновационные технологии в ознакомлении дошкольников с Правилами Дорожного Движения»

Разработка конспектов НОД.

Беседа

«Улица города», «Личная безопасность».

Драматизация

Е. Хоринская «Спичка-

невеличка».

Досуг «Дорога к доброму здоровью».

Лабиринты «Помоги детям дойти до детского

сада», «Помоги мишке добраться до дома».

Папка-передвижка «Чтобы праздник был праздничным».

Памятка «Пиротехника опасна».

Творческое задание «Истории с улицы».

 

 

Январь

Изучение темы: «Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми».

Обмен опытом на сайтах (Публикация картотеки подвижных и дидактических игр по ПДД «Внимательный пешеход»)

Придумывание историй на тему «Контакты с

животными»

Беседа «

Насильственные

действия незнакомого взрослого

Беседа «Кошка и собака - наши соседи»

Беседа «Незнакомые предметы»

Чтение: Г. Остер «Вредные советы»

Консультация

«Незнакомые предметы»

 

 

Февраль

Изучение темы: «Роль гаджетов в жизни дошкольника», «Правила безопасности по пожарной безопасности».

Презентация «Профессия -сотрудник ДПС»

Беседа «Обходи скользкие места», «Компьютеры и гаджеты: хорошо или плохо?»

Дидактическая работа

«Разложи по порядку»

Чтение: Б. Житков «Пожар в море»

 

Памятка для родителей

«Компьютер в жизни ребенка»

 

 

Март

Изучение темы: «Формирование мотивации к здоровому образу жизни через интерактивные познавательные игры».

 

Создание картотеки игр по основам безопасности жизнедеятельности ребенка.

 

Прогулка

«Остановка пассажирского транспорта»

Беседа

«Берегитесь незнакомых

людей»

Дидактическая игра «Найди ответ»

Беседа «Сохрани свое здоровье сам»

Чтение:

Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»

Индивидуальные беседы с

целью выявления волнующих

вопросов, дополнений

Консультация «Обеспечение

безопасного поведения в быту»

 

 

Апрель

Обмен опытом на сайтах (Публикация самообразования).

Беседа

«Опасные участки на пешеходной части улицы».

Беседа «Что надо знать, чтобы избежать

опасности во время грозы».

Подвижная игра

«На пожаре».

Игра-беседа

«Смотри во все глаза!».

Беседа «Что такое здоровый образ жизни».

Рисование «Мойдодыр».

Совместная работа родителей с детьми «Составь план-

схему своего двора»

 

 

Май

Самоанализ плана самообразования.

Игра –КВН

«Лучший пешеход»

Развлечение

«Не зная броду, не суйся в воду»

Разыгрывание ситуаций

поведения на

воде.

Дидактическая игра «Если возник пожар»

Диагностика

Консультация «Внешность

человека может быть обманчива»

Папка-передвижка «Учить

детей сомневаться»

 

 

 

Используемая литература:

  1. https://docplayer.ru/55973260-Tema-formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-doshkolnikov-cherez-poznavatelnuyu-aktivnost.html
  2. http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/Metodika%20obucheniya%20bezopasnosti%20zhiznedeyatelnosti%20-%20praktikum%20-%202015.pdf
  3. https://beliro.ru/assets/resourcefile/168/2-chast-konf-zozh.pdf
  4. https://core.ac.uk/download/pdf/154819382.pdf
  5. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность.–СПб.: «Детство-Пресс».–СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 144 с.
  6. Ганышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.–СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 128 с.
  7. Полынова В.К.Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.–СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 240 с.
  8. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет (парциальная программа). –СПб.: «Детство-Пресс».
  9. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности (взаимодействие семьи и ДОО). — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 176 с.
  10. Шорыгина Т.А. Общительные сказкиМ.: ТЦ Сфера, 2016.
  11. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки.М.: ТЦ Сфера, 2016.
  12. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008

Отчёт по теме самообразования

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Микушева Е.Д.

  

В 2020-2021 учебном году мною была изучена тема «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, не только оберегает и защищает ребенка, но и подготавливает его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Первым этапом работы по формированию модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста было - изучение различной литературы по данной проблеме. Большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи. В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка выделяют следующие ключевые компоненты:

  1. Информационный компонент – знания о безопасности жизнедеятельности человека;
  2. Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях;
  3. Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации;
  4. Ценностно-мотивационный компонент – осознанное отношение к жизни и здоровью человека.
  5. Рефлексивный компонент - умение найти ошибки в поведении ребенка.

И поэтому вторым этапом стало, выявление уровня сформированности компонентов безопасного поведения у дошкольников. Третьим этапом была разработка планирования по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе. Создание предметно-пространственной развивающей среды, которая отвечает современным требованиям и задачам по формированию безопасного поведения детей, обеспечивает эффективность образовательного процесса. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей. Все это привело к следующим результатам:

  1. Дети знают и объясняют, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
  2. Они понимают, человек – тоже дитя природы и поэтому нужно любить и беречь дом, где ты живешь.
  3. Знают и соблюдают правила безопасности дома. Умеют выделить предметы домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности.
  4. У детей формируется навык сознательной заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомы с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи.
  5. Дети знают способы выхода из конфликтных ситуаций, стараются не доводить до их силового решения
  6. . Дети знают и соблюдают правила поведения на улицах города, правила дорожного движения.
  7. У родителей повысилась компетентность в вопросах детской безопасности. - Помогают ребенку самому организовывать собственное безопасное существование, без запугивания.

Подводя итог работы можно сделать вывод: дети дошкольного возраста подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями. Положительная динамика проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий. Таким образом, в ходе самообразования была достигнута цель, решены задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Консультация для родителей: « Здоровая пища – здоровый ребенок»

 

 Общеизвестный факт, чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным, здоровым и съеденным с удовольствием! Когда дело касается детей, здоровая пища – вопрос особенно острый. Все родители знают о пользе и вреде продуктов, аллергических реакциях, но не каждая мама действительно ответственно выбирает продукты для ребенка. В нашем государстве очень строгий подход к питанию в детских учреждениях. Для него установлены соответствующие нормы. Приходя в детский сад, каждый родитель может увидеть меню и нормы питания, а о вкусовых качествах лучше спросить у детей. Конечно, не все блюда нравятся. Про кашу, кисель (и мало ли что еще) ребенок, может сказать «фу». Это понятно, невозможно удовлетворить все пристрастия детей. Много зависит, как питается ребенок в семье. Кормят ли его с ложки или балуют любимыми шоколадками вместо полноценной пищи. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы. А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду! А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир. Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Чаще всего дети, глядя друг на друга, с удовольствием едят суп, запеканки и омлеты. Вспомните детство – такие суфле и запеканки не всегда дома приготовят.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Правила безопасного поведения на автодорогах.

Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения.

Ход: 1. С каждым годом в городах становится все больше и больше автомобилей. Возросло число дорожно-транспортных происшествий, увеличилось число погибших. Дети, как вы думаете, что является основными причинами аварий на дорогах? (Нарушение правил дорожного движения, превышение скорости, управление машиной в нетрезвом состоянии, разговоры водителя по сотовому телефону, а также плохие и узкие дороги и особенно неисправности в самих транспортных средствах). 2. Человек может переходить автодорогу в любом месте? Почему? Для чего нужен светофор? Что означают сигналы светофора? Какие вы знаете правила дорожного движения? Выслушайте все детские мнения, после чего подробно изучите правила дорожного движения. Изучая правила безопасности, попросите детей подробно объяснить причину описанного поведения. Что может случиться в случае несоблюдения каждого правила?

Правило 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Правило 2. Самый безопасный переход – подземный. Если нет подземного перехода, надо пользоваться переходом со светофором. Красный сигнал светофора означает: «СТОЙТЕ!», зеленый – «ИДИТЕ!».

Правило 3. Нельзя переходить улицу на красный цвет, даже если нет машин. Правило 4. Переходя улицу на зеленый сигнал светофора, надо дождаться, когда все машины остановятся. Надо посмотреть сначала налево, а потом направо. Убедившись, что машины остановились, можно переходить дорогу. Правило 5. Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди.

Правило 6. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. Правило 7. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (например, если мяч укатился, если увидели знакомого человека). Перед дорогой надо остановиться и задуматься, можно ли переходить дорогу.

Правило 8. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 9. Не катайся на велосипеде, коньках, лыжах, фанерках в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть.

Правило 10. Когда едешь на велосипеде, следи за дорогой: будь внимателен к пожилым людям, маленьким детям и собакам.

Правило 11. Не переезжай дорогу на велосипеде, а переходи ее по переходу, ведя велосипед за руль.

  1. Вывод: лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – не только знать, но и соблюдать правила дорожного движения! «Сбережешь минуту – потеряешь жизнь!».

 

Приложение 3

Правила пожарной безопасности.

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Ход НОД: 1. Как может возникнуть пожар? Чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди). Кто такие пожарные? Как можно вызвать пожарных? Можно ли вызывать пожарных ради шутки? Какие правила безопасности надо соблюдать, чтобы не возник пожар? 2. Предложите детям перечислить предметы, находящиеся в группе детского сада, которые горят и не горят. Предметы из каких материалов загораются быстро? Предметы из каких материалов вообще не горят? Почему в сухую жаркую летнюю погоду нельзя разводить костер в лесу? Почему сложно потушить лесной пожар? 3. Изучите с детьми правила пожарной безопасности в квартире. Попросите детей подробно объяснить причину описанного поведения. Что может случиться в случае несоблюдения каждого правила? Должны ли мы соблюдать эти правила в детском саду? На даче? В театре и цирке? А родители на работе? Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.

Правило 2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы (телевизор, компьютер, магнитофон, утюг, обогреватель, светильник, новогодние гирлянды и т.д.). Спросите: Нужно ли выключать эти электроприборы, если человек выходит из дома минут на 20 только до магазина? Как происходит короткое замыкание в электрических проводах? Чем оно опасно?

 Правило 3. Нельзя сушить белье над плитой.

Правило 4. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды. Спросите: Что ты будешь делать, если загорится телевизор?. (Ни в коем случае не заливайте его водой. Не жалейте своего любимого одеяла: накройте им телевизор. Не подходите к розетке, не пытайтесь выключить телевизор. Далее надо открыть окна, чтобы едкий дым не наполнял помещение. Выйдите на улицу и вызовите пожарных. Ждать пожарных лучше всего на улице или в подъезде).

Правило 5. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси об этом соседей. Спросите: Набрав телефон пожарной охраны, что вы скажете по телефону?

Правило 6. Если ты не можешь выйти из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого позови на помощь соседей и позвони родителям. Правило 7. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Чтобы тебе было легче дышать, намочи махровое полотенце водой и дыши через него. Правило 8. При пожаре в подъезде никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 9. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 10. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Спросите: «Может ли загореться искусственная елка? Как это может произойти? Что вы будете делать, если это произойдет? Что ты будешь делать, если из квартиры выйти невозможно? Можно ли от пожара спрятаться под кроватью? Почему?»

 

Приложение 4

«Личная безопасность»

 Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи: - Формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и способах поведения в них;

- Приобщение детей к правилам безопасного поведения на прогулке; - Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям.

Оборудование: картинки с изображением подвижных игр, телефон, картинки с опасными и неопасными ситуациями, знак «нельзя» и «можно».

 Ход НОД: Воспитатель: Ребята, у нас в городе много разных улиц. Какие улицы нашего города вы знаете? (ответы детей). Да в нашем городе много улиц и домов, среди которых можно и заблудиться как в лесу. Где вы обычно гуляете с друзьями (во дворе). Правильно! Значит, где вы должны играть? (у дома). Почему нельзя далеко уходить от дома? (ответы детей). Молодцы! И вот сегодня мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о безопасности, и побеседуем о том, как не попасть в неприятные ситуации, когда вы гуляете. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо» Воспитатель: Я вам скажу несколько фраз об играх во дворе, а вы мне скажете хорошо это или плохо:

 - много друзей; - много места для игры;- качаться на качелях; - кататься на велосипеде; - уходить со двора;  - играть с мячом под окнами; -выезжать на дорогу на велосипеде. Далее воспитатель переключает внимание детей на доску, на которой расположены картинки с изображением подвижных игр. Педагог описывает игру, а дети называют еѐ. 1. Все прячутся, а один ищет? (прятки) 2. Все разбегаются, а один догоняет. (догонялки) 3. Двое крутят скакалку, а остальные прыгают. (скакалочки) 4. Двое бросают мяч, а остальные стараются увернуться от него, чтобы их не выбили из игры. (вышибалы) 5. Двое стоят в воротах, а остальные бегают с мячом и пытаются забить гол в ворота. (футбол) 6. На асфальте нарисованы квадратики, и дети прыгают по ним на одной и на двух ногах. (классики) Воспитатель напоминает, что в любой игре важно соблюдать правила безопасности, просит детей рассказать об известных им правилах безопасности. (ПРЯТКИ – прятаться в подвалах, колодцах, под машинами, в трансформаторных будках и т. д. ДОГОНЯЛКИ – нельзя бегать по дороге. СКАКАЛКА – нельзя прыгать на дороге, нельзя стоять возле крутящейся скакалки. ВЫШИБАЛЫ – нельзя играть на дороге, вблизи окон. КАЧЕЛИ – нельзя просовывать ноги между сиденьем и полом, близко подходить к раскачивающимся качелям, отпускать руки во время раскачивания)

Физкультминутка

Вышли мы во двор гулять. (Ходьба)

И запрыгали, как мяч. (Прыжки)

Поиграли в догонялки (Бег)

Стали прыгать на скакалке. (Прыжки)

 На качелях покачались (Наклоны вперед – назад)

 И на скейте покатались. (Наклоны в стороны)

 Веселились день – деньской, (Хлопки в ладоши)

 А потом пошли домой. (Ходьба)

Воспитатель предлагает детям обсудить ситуации – несчастные случаи, которые могут возникнуть во дворе. Напомнив план сообщения по телефону: имя, фамилия, адрес, что случилось.

1-я ситуация: - Девочка Света качалась на качелях, отпустила руки и сорвалась с качели. Упала на асфальт и сильно ударилась головой. Она плачет, а взрослых рядом нет. Необходимо вызвать (скорую помощь) - По какому номеру надо звонить? (03) (1 -2 ребенка подходят к телефону, звонят и говорят нужное сообщение)

2-я ситуация: - У мальчика Васи украли велосипед, который он оставил около подъезда. Родители его на работе. Необходимо вызвать …. (полицию) - По какому номеру надо звонить? (112) (1-2 ребенка подходят к телефону, звонят и говорят нужное сообщение)

3-я ситуация: - Из окна соседей сильно валит дым. Случился пожар. Необходимо вызвать (пожарных) (1-2 ребенка подходят к телефону, звонят и говорят нужное сообщение)

Дидактическая игра: «Опасная - неопасная ситуация»

 Воспитатель: -А теперь я вам хочу предложить разделить картинки. Опасные и неопасные ситуации. (Дети выкладывают опасные ситуации на знак «нельзя», а неопасные на знак «можно». Объясняют какие опасные ситуации здесь изображены н-р.: нельзя гулять по темноте, нельзя играть на проезжей части, качаться на поломанных качелях и т. д.) Воспитатель: - В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные 63 люди. Таких людей называют преступниками. (Воспитатель обращается к одному из детей.) - Ты гуляешь на улице – к тебе подходит ласковый и добрый мужчина (женщина) предлагает сладости и покататься на машине – твои действия? (ответ ребенка).

Чтобы беды с вами не случилось нужно знать и всегда выполнять вот такие правила безопасности: - не ходи в безлюдном месте; - не гуляй до темноты; - не вступай в разговор с чужими людьми; - не стесняйся при необходимости громко просить о помощи. И если незнакомец схватил ребенка за руку и тащит за собой. Что нужно делать? (мнение детей кричать)

Тренинг. Предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Дети попарно изображают. Кричать нужно: «Помогите, спасите, чужой человек». Предложить детям подумать о других способах защиты: укусить за руку и т. д. Воспитатель: Ребята, есть правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, а мы сегодня говорили с вами о правилах личной безопасности во дворе на прогулке. И всех опасных ситуаций можно избежать, если эти правила выполнять.

 

Приложение 5

«Правила поведения в общественном транспорте»

 Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

Ход: - Ребята, я сегодня ехала к вам в садик на автобусе и увидела мальчика, который кричал и мусорил в транспорте, его маме было стыдно перед другими пассажирами. Как вы думаете, этот мальчик правильно себя вел в автобусе? Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте! Как надо стоять на остановке, когда ждешь транспорт? (ответы детей) Правильно, на остановке нужно стоять спокойно, почему? (ответы детей)

 Вы правы, рядом с дорогой играм не место, да и свой автобус можно пропустить. Когда пришел автобус, посмотри на его номер, прежде чем в него войти, ведь можно войти не в тот автобус и уехать в незнакомое место. Сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. При входе в транспорт пропускай пожилых людей вперед, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей. Как вы думаете, почему (ответы детей). А что дальше делают в транспорте? (ответы детей). Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца поездки! А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чем-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров! А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? (ответы детей). А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему? (ответы детей). Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему? (ответы детей). Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать? (ответы детей). Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых. Дети, я уверена, что вашим мамам не будет за вас стыдно в транспорте, потому что вы запомнили все правила поведения в транспорте и будете примерными пассажирами!

 

Приложение 6

«Правила поведения с животными»

Цель. Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными.

Беседа.

 - Ребята, сегодня мы поговорим с вами о правилах безопасности при обращении с животными, как дома, так и на улице.

Послушайте загадки:

1) Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

2) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

Работа по вопросам: - У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей). - Если это домашние животные, значит, о них кто-то заботится? Кто же? (Человек, хозяин). - Бывает ли такое, когда у домашних животных нет хозяина? (Бывает). - Кто тогда о них заботится? (Никто). - Где же они живут? (На улице). - Значит, у них нет дома. Как можно сказать про животное, у которого нет дома? (Бездомное). - Ребята, как вы думаете можно ли трогать бездомную кошку или собаку? (Нет) - Почему? (Ответы детей) - Да вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных. Даже домашняя кошка или собака может поцарапать и укусить своего хозяина, если он будет с ней плохо обращаться.

 Обсуждение стихотворения:

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в нее бросает.

 Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

- Почему собаки бывают злыми? - Можно ли трогать бездомную или чужую собаку? (Нет, она может быть агрессивная - может напасть и укусить) - Ребята, можно ли дразнить собак? (Ответы детей) - Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить? (Ответы детей) - Сейчас мы с вами закрепим правила безопасности при общении с собаками. (Показ презентации). - Собаки произошли от диких собак – динго, поэтому у них поведение диких животных. - Самые опасные породы собак: канадский дог, немецкие овчарки, немецкий боксер; - У собак главное их оружие острые клыки и зубы, лапы с когтями. - Клыки


Количество комментариев: 0