Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картину и составим рассказ. (Приложение5).
- Кого вы видите на ней?
Дети: Девочку и мальчика.
Воспитатель: А давайте назовём мальчика и девочку.
Дети: Мальчика зовут Миша, а девочку - Таня.
Воспитатель: Как одеты девочка и мальчик?
Дети: На девочке Тане - красная курточка, гамаши и ботинки, а на мальчике - зеленая курточка, синяя кепка, брюки и ботинки.
Воспитатель: Почему дети одеты тепло?
Дети: Потому что холодно.
Воспитатель: Правильно, весной еще прохладно и нужно одевать курточки, шапки и ботинки.
Воспитатель: А кто летает рядом с детьми?
Дети: Скворцы.
Воспитатель: Что делает Миша?
Дети: Вешает скворечник.
Воспитатель: А что делает Таня?
Дети: Помогает Мише, подает молоток.
Воспитатель: Правильно, Миша вешает скворечник, а Таня помогает ему, подает инструменты.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем мальчик и девочка вешают скворечник?
Дети: Чтобы там жили птицы - скворцы.
Воспитатель: Правильно, это домик для скворцов. Называется скворечник.
Воспитатель: Как вы думаете, кто сделал этот скворечник?
Дети: Папа.
Воспитатель: А что это зеленеет на дереве?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Правильно, весной, когда прилетают скворцы, начинают распускаться листья на деревьях. Когда начинают распускаться листья, Вера? Когда прилетают скворцы?
Дети: Весной.
Воспитатель: Значит на картине изображена весна. Давайте повторим, что слово «весна» звучит как «тулыс».
(Индивидуальные и хоровые ответы).
Воспитатель: Они радуются, что скоро у них будет дом. А теперь, дети, послушайте рассказ как Миша и Таня вешали скворечник.
Наступила весна. Солнце стало греть сильнее. Снег стал таять. На дорогах распустились листья, а на земле вылезла молодая зеленая травка. С приходом весны прилетели скворцы. Дети решили помочь птицам.
Еще зимой папа Миши и Тани сделал скворечник. Миша и Таня оделись потеплее: куртки, теплые гамаши, шапки и ботинки и пошли в парк вешать скворечник на дерево.
Миша вешает скворечник, а Таня ему помогает - подает инструменты. Дети заботятся о птицах.
Скворцы рады. У них скоро будет новый дом.
Воспитатель: А теперь давайте расскажем сороке про картину.
(2-3 ребёнка составляют описательный рассказ по картине).
Воспитатель: Спасибо, ребята!
Воспитатель: Теперь сорока рада, что мы рассказали ей о её любимой картине.
Звучит чириканье воробья.
Воспитатель: Ребята, воробей приглашает нас поиграть. Игра называется «Пышкай». Переводится как «Воробей».
С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьём». Глаза ему завязывают платком. Остальные «кошки» ходят вокруг него и поют:
В наш весёлый сад (Миян гажа сад йӧрӧ)
Прилетел воробей и поёт. (Локтiс пышкай да сьылӧ.)
Воробей, воробей, не дремли, (Пышкай, пышкай, эн вуграв,)
Кто мяукнет, узнай? (Кодi нявӧстас, тӧдмав?)
Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить.
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня нового узнали о весне, о птицах?
Дети: Весной тает снег, солнце греет сильнее, начинают распускаться листочки, прилетают птицы. Весна на коми языке звучит как «тулыс».
Воспитатель: Каких птиц мы увидели? Как он звучит на коми языке?
Дети: Ласточку. На коми языке он звучит как «джыдж».
Грача. На коми звучит как «сьöд рака».
Скворца. На коми он звучит как «ябыр».
Воспитатель: Ребята, расскажите про грача и ласточку.
Дети: У грача есть голова, глазки, белый клюв, чёрное туловище, чёрные перья, хвост, лапки. У ласточки есть голова, глазки, голова, сине-чёрное туловище, грудка бежевая, хвост с глубоким вырезом, лапки.
Воспитатель: А какой он – скворец?
Дети: У него есть голова, клюв, туловище, чёрные перья, хвост, лапки.
Воспитатель: Откуда они прилетели?
Дети: Скворцы прилетели с тёплых стран.
Воспитатель: Кто должен заботиться о птицах?
Дети: Люди.
Воспитатель: Чтобы вы запомнили скворца, он дарит вам раскраски.