Статья: "Семья – основа духовно-нравственного становления личности дошкольника."

Ильина Т. М., старший воспитатель

СП детский сад «Журавленок»

ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино

Семья – основа духовно-нравственного становления личности дошкольника.

«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». 

                            К. Ушинский

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий и воспитания», - писал А. Запорожец.

Нравственные чувства у детей развиваются в процессе взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Семья – это богатейшая хранительница духовности и нравственности человека. В семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. Общаясь с близкими людьми, у него формируются общепринятые формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей его жизни. Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека, которая в процессе формирования личности играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье между ее членами. Принятую модель взаимодействия в семье ребенок впоследствии проносит через все этапы своей жизни, передавая опыт и традиции  семьи своим детям. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и дошкольная образовательная организация  в воспитании детей, так как семья и детский сад – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса духовно-нравственного воспитания дошкольника. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

       Огромно влияние на складывающуюся личность ребенка всего семейного уклада, общественной и внутрисемейной позиции родителей, их примера, умения (или неумения) организовать жизнь и деятельность семьи. Правильно организованные условия жизни в семье способствуют выработке у ребенка положительных ориентиров, личностных качеств, способствуют формированию и развитию духовно-нравственного потенциала ребенка, ведь именно она  информирует ребенка о том, что происходит за ее границей, учит позиционировать себя как личность, развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности, способности и навыки. Не менее важную роль играет и среда обитания – гигиенические условия, питание, интерьер. Все это способствует не только развитию и воспитанию ребенка, но и положительно или отрицательно воздействуют на его психику. Вся жизнь в семье – это образовательный процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учить надо своим примером. Не менее важен словесный контакт – необходимо общаться с ребенком с пеленок, рассказывать ему об окружающем мире, о нем самом, о себе, о пространстве вокруг него. Познакомить ребенка не только с основами взаимодействия в семье, но и способствовать расширению его представлений о мире вокруг, включая традиции своей семьи, культуры родного народа, малой родины и страны в целом, иначе говоря, способствовать становлению и развитию патриотических качеств личности, которые для маленького гражданина начинаются именно с семьи.

Очень рано ребенок начинает понимать характер взаимоотношений в семье между отцом и матерью, воспринимает не только межличностные отношения, но и способы взаимодействия. Вырастая человек, будет подражать им в своей супружеской жизни. В дружной, любящей семье, отвечающей духовно-нравственным запросам общества, ребенком приобретаются положительные  общепринятые формы поведения и духовно-нравственные установки. Для каждой семьи важны такие качества, как уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота и, конечно же, в первую очередь - любовь. Родительская любовь - любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. Тесное взаимодействие родителей и педагогов дошкольной образовательной организации  в процессе  духовно-нравственного воспитания способствует усвоению детьми духовно-нравственных ценностей, способствует ощущению причастности детей к истории своего народа, его прошлому, настоящему и будущему. И первоочередная задача в работе по усвоению духовно-нравственных ценностей состоит в укреплении связи семьи и детского сада, так как именно в семье закладываются основы духовности и нравственности.

Опыт работы в детском саду показывает, что педагоги в процессе духовно-нравственного воспитания детей, особенно детей старшего дошкольного возраста такие формы работы с детьми как  чтение художественной литературы, проведение  бесед с детьми по данной тематике, проведение  досуговых и праздничных мероприятий, а также включают в игровую деятельность сюжетно-ролевую игру и игровые ситуации, направленные  на приобретение и расширение представлений детей о духовно-нравственных ценностях, принятых в настоящее время в современном обществе и  способствующих социализации ребенка.

Наряду с этим, в настоящее время, широко распространена такая форма взаимодействия педагогов, детей и родителей, как проектная деятельность. Она объединяет усилия педагогов и родителей в совместной деятельности, способствует развитию у  детей как навыков коммуникации, так и навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности, способствует приобретению детьми представлений о духовно-нравственных ценностях, принятых в обществе, путем совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Темы таких проектов следует подбирать, учитывая возраст детей и поставленные задачи по формированию духовно-нравственных ценностей. Так как духовно-нравственное воспитание ребенка начинается с семьи, семейных ценностей, не случаен выбор педагогов таких тем как «Моя дружная семья», «Взрослые и дети», «Добрые  слова», «Что такое доброта?», «Что такое дружба?», «Что такое уважение?» и другие. Патриотическую направленность и развитие у детей представлений об истории Отечества, Родине, своей малой Родине могут иметь проекты, объединенные в группы «Моя малая Родина», «Мы живем в России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «История России и ее культура» и другие.

Проведение подобных мероприятий позволяет формировать в детях основы высоких духовно-нравственных качеств, способствует развитию у детей потребность получать знания об окружающем мире и умению взаимодействовать в социальном мире.

Учитывая большой интерес детей к информационно коммуникативным устройствам, стремительно вошедшим в наше жизненное пространство, педагогам и родителям необходимо использовать  данный ресурс. В настоящее время, педагоги используют в своей работе электронные образовательные ресурсы, разрабатывают тематические презентации, мультимедийные дидактические пособия, способствующие расширению представлений детей о духовно-нравственных ценностях, помогают сформировать устойчивые межличностные отношения и способы взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Красочно оформленный материал значительно повышает результативность образовательной деятельности, что связано с возрастными психологическими особенностями детей и преобладанием наглядно-образного мышления дошкольников. А непосредственное включение родителей в образовательный процесс, объединение всех доступных сил и средств воспитания в совместной деятельности, способствует не только формированию и развитию духовно – нравственных качеств детей, но и послужит крепким ядром детско-родительских отношений.

 

Список литературы:

  1. Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.
  2. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Количество комментариев: 0