Статья: "Работа педагога-библиотекаря с использованием информационных технологий."

Работа педагога-библиотекаря с использованием информационных технологий.

  1. Использование Интернета в условиях школьной библиотеки.

Центром распространения и внедрения в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграции с традиционными учебными пособиями в школе стала библиотека. Новый образовательный стандарт требует создания единой информационной среды. Администрация, педагогический коллектив много работают над решением данной задачи. Библиотека, как структурное подразделение, часть этой среды, уже перестала быть книгохранилищем, пунктом выдачи книг. Это современная, оснащенная всеми доступными информационными средствами медиатека. И задача библиотекаря – направлять, координировать работу педагогического коллектива по созданию медиатеки, показывать и доказывать, что в результате выполненной работы выиграют все: ученики, которые смогут учиться по новым стандартам; учителя, которым легче учить, меньше времени тратить на подготовку к урокам. Конечно, создание медиатеки — основы информационно-образовательного пространства школы, дело не одного года, т.к. требуются определенные материальные, трудовые затраты всего педагогического коллектива школы, его творческий подход к работе, заинтересованность в поисках новых форм и методов работы с учащимися.

Крайне важным является и оснащение библиотеки. В школе она оборудована компьютерами, множительной техникой, выходом в Интернет. Заведующий библиотекой ведёт библиотечный сайт, блог. Создается школьный банк электронных образовательных и информационных ресурсов.

Необходимо проведение педсоветов, тематика которых посвящена современным образовательным технологиям в библиотеке, его материалы могут быть записаны на диск, а все ресурсы педагогического коллектива переводятся на цифровые носители. Тем самым формируем методическую копилку, отдельные материалы размещаются на сайте.

При наличии в библиотеке медиатеки расставляются несколько иные приоритеты в деятельности библиотеки. Простая выдача книг заменяются предоставлением информации на различных носителях. Учителя и ученики школы могут получить следующие информационные услуги:

– бесплатный доступ к сети Интернет,

– в библиотеке имеются различные электронные энциклопедии, аудиокниги. Составлен каталог электронных ресурсов, он размещен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде на сайте библиотеки,

– ученики могут получать индивидуальные консультации по поиску информации. Это еще одна услуга, которая им предоставляется, и она достаточно востребована,

– библиотека принимает и выполняет заявки на подбор требуемой информации, как из книжных источников, так и материалов из сети Интернет,

Если раньше подбирались книги по заявленной теме, то теперь заявитель дополнительно адресуется на соответствующие сайты из сети Интернет. Самые популярные адреса сети Интернет публикуются на стенде в библиотеке и на сайте. Интересный ресурс для обеспечения учебного процесса в школе и для школьной библиотеки – это «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»и сайт «Образовательные ресурсы Интернет». Ресурсы сгруппированы по классам в соответствии с учебными программами.

Однако по-прежнему одним из старейших носителей информации является книга. Но цифровая революция и её не обошла стороной. В Интернете имеется большое количество ресурсов, на которых можно найти электронные версии книг самых разных жанров, а чтение книг на экране компьютера, электронной книги уже не воспринимается как что-то необычное. С выходом библиотек в информационное пространство наряду с книжными выставками получили распространение электронные книжные выставки. Электронная выставка является синтезом традиционного книжного и новейшего электронного способов предоставления информации. Ее можно разместить на сайте библиотеки, и сейчас это направление библиотечной деятельности развивается.

Возрастает интерес к электронным изданиям различных журналов, методических пособий. Издательства предлагают электронные версии своих изданий, что особенно заманчиво при наличии Интернета в библиотеке. Портал Российской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) предлагает ознакомиться с электронными версиями журнала «Школьная библиотека», «Библиотека в школе», можно оформить подписку на получение периодических изданий в электронном виде.



  1. Применение ИТ в каталогизации, автоматизации учёта движения фонда, комплектования и книгообеспеченности.

С помощью Интернета можно заказать учебники и художественную литературу в издательствах, что очень удобно. Можно оперативно навести справки об издании, оценить внешний вид книги, посмотреть цифровое изображение титульного листа, переплета, страниц, а главное - сравнить цены у различных поставщиков.

Для успешной работы библиотеки необходимо создать электронный каталог на учебный и художественный фонды, на издания на электронных носителях и периодические издания. Работа это кропотливая, требует больших затрат времени, но она нужна. И поможет в этом программа БиблиоГраф.

Использование программ комплекса позволит:

- вести суммарный учет изданий, отдельно для книг (в том числе АВД и электронных документов) и учебников, облегчить работу по оформлению поступлений больших партий литературы;

- вести индивидуальный учет: инвентарную книгу, журнал АВД и ЭД, журнал учета карточек учебников и тетрадь учета подписных изданий;

- составить картотеку статей из подписных изданий библиотечного фонда;

- с помощью гибкой системы поиска быстро отобрать нужные издания;

- организовать работу по выдаче и приему учебников, ведению журнала аренды;

- производить списание книг и учебников, вести учет замен единиц фонда;

- автоматизировать работу по формированию заявок на приобретение изданий;

-работать с абонементом читателя (в том числе вести учет консультаций и обрабатывать запросы на литературу);

-распечатывать абонементы (формуляры) читателей, каталожные карточки, карточки учета учебников и подписных изданий;

- формировать необходимые в работе библиотекаря отчетные документы;

- автоматизировать процесс изучения активности читателей, анализа их спроса, сбора данных о находящихся на руках учащихся изданиях, что важно не только для библиотекаря, но и для классных руководителей и администрации ОУ.

Комплекс может быть сетевым. При наличии локальной сети возможна организация работы с нескольких компьютеров, установленных в библиотеке, читальном зале, в учительской и т.д. Предоставляется возможность анализа посещаемости, читаемости, обеспеченности и т.д. Для учащихся - возможность поиска изданий, создания тематических запросов, просмотра собственного абонемента.

"БиблиоГраф" является частью единой информационной среды, может работать с единой базой данных ОУ совместно с ПТК "ПараГраф" (в этом случае списки сотрудников, классов, учащихся не нужно вводить повторно). Также возможна организация автономной работы на единственном компьютере в библиотеке.



  1. Возможности ИТ в организации работы с читателем, в формировании отчётной документации.

ИКТ дают библиотекарю большое поле для творчества, мотивируют находить новые способы и формы влияния на развитие информационной культуры наших читателей. Сегодня ни учителя, ни библиотекари не смогут подготовить и провести урок или какое-либо мероприятие без использования мультимедийных средств, презентаций, и это стало нормой. Таким образом, с приходом компьютера в библиотеку, открылись совершенно новые возможности. Компьютер помогает провести любое мероприятие, будь-то конкурс, викторина, книжная выставка современно, интересно, увлекательно, зрелищно.

Для повышения информационной открытости и доступности в деятельности библиотеки создаётся сайт, на котором отражается вся работа по привлечению школьников к чтению (викторины, конкурсы, устные журналы, книжные выставки), участие в районных библиотечных конкурсах, во Всероссийском Интернет - проекте «Школу будущего строим вместе» по теме «Обращение к родителям, дети которых придут в школу через 5 лет».

Использование самых современных информационных технологий во всех сферах учебной деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку более привлекательной для школьников.


Количество комментариев: 0