Статья: "Приемы работы с текстом в технологии продуктивного чтения на занятиях по этической грамматике"

Наименование программы: рабочая программа «Этическая грамматика». Программа развивающего курса «Этическая грамматика» для учащихся 2 – 4 классов МАОУ «Прогимназия № 81» реализуется в рамках Программы духовно-нравственного развития учащихся, в рамках организации внеурочной деятельности учащихся.

 

Тема занятия: «Умел ошибиться –умей и исправиться», является третьим по счету уроком в разделе «Этика отношений в коллективе» в программе внеурочной деятельности «Этическая грамматика».

Возраст учащихся: 8 лет.

Тип занятия: открытие нового с применением технологии продуктивного чтения.

Формы организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая           .

Цель занятия: Формировать у учащихся умение признавать и исправлять собственные ошибки в отношениях с окружающими на основе анализа текста.

Задачи занятия:

Обучающие: Формирование у учащихся умения анализировать текст, обобщать и сравнивать изучаемые факты, логично и последовательно излагать собственные мысли и идеи.

Воспитывающие: Обеспечение нравственного воспитания учащихся, посредством включения в образовательный процесс соответствующих примеров из источников художественной литературы.

Воспитание уважительного отношения к труду других людей.

Развивающие: Развитие у учащихся волевых качеств, самостоятельности, умения стойко преодолевать трудности в обучении.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

совершенствование навыков чтения с извлечением конкретной информации и полным пониманием прочитанного, развитие умения понимать хронологический порядок текста;

Метапредметные:

       Регулятивные:

*определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

*учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией и названием произведения;

*формировать умение осуществлять рефлексивную деятельность, способностей к самооценке.

       Коммуникативные:

*оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

*выразительно читать и пересказывать текст;

*слушать и понимать речь других;

*учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

        Познавательные:

*находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

*делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

* ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

* перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;

*пересказывать небольшие тексты;

*совершенствовать умение подбирать концовку к началу пословицы, соотносить главную мысль произведения со значением пословицы.

 

Личностные:

формировать умения:

*оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

* эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

*понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

*высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Электронная доска.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация в Power Point.

 

 

 

  Цель

                     Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Методы, приемы обучения

Беседа.

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная.

Цель: вызвать познавательный интерес к уроку.

- Доброе утро, ребята!

-Как ваше настроение?

Я рада всех вас видеть. Начнем занятие по этической грамматике. Мы продолжим шагать по ступенькам этой мудрой науки. Я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание.

Посмотрите, какое сегодня яркое солнышко! Сколько оно излучает радости, тепла. Улыбнитесь и вы друг другу, подарив частичку тепла.

 

 

Отвечают на приветствие учителя.

Участвуют в диалоге.

Улыбаются друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

Регулятивные:

формирование волевой саморегуляции, умения настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку.

Коммуникативные: развитие умения вступать в мини-диалог.

Предметные результаты: совершенствование произносительных навыков.

I. Работа с текстом до чтения

Методы, приемы обучения

Беседа.

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная, индивидуальная.

-обеспечить осознание учащимися цели урока;

-вызвать познавательный интерес к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

 

 

Постановка цели урока:

-Прочитайте слова на доске:

       ошибиться        Умел         и исправиться.        умей

-Что интересного заметили?

 

 

-Как вы понимаете эту пословицу? 

 

 

- Предположите, кто может совершить ошибки, какие ошибки.

 

 

 

 

 

-Вы догадались, какая будет тема нашего сегодняшнего занятия?

 

-Верно, все мы в жизни можем совершать какие- либо ошибки. Вот и наш сегодняшний урок этической грамматики посвящен теме ошибок в жизни людей, и мы узнаем, как люди могут исправить эти ошибки.

А пословица «Умел ошибиться – умей и исправиться» пусть будет девизом нашего сегодняшнего урока.

 

А помогут нам в этом герои произведения Николая Николаевича Носова «На горке».

Тема урока записывается на доске.

 

-Какие цели перед собой поставим?

 

 

 

 

 

 

 

Работа с заголовком

-Какой возникает вопрос по заголовку?

 

 

Работа с иллюстрацией

-А теперь обратимся к иллюстрации. Кого вы видите?

-Чем они заняты?

 

-Какой возникает вопрос?

 

 

 

 

 

-Мы сказали, что будем говорить об ошибках в жизни людей. Значит, какой еще возникает вопрос?

 

Работа над жанром произведения.

-Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

 

-Мы можем ответить на эти вопросы прямо сейчас?

-Молодцы!

 

Умел ошибиться – умей и исправиться.

Эти слова необходимо собрать, получилась пословица.

 

Если ты совершил какой-то проступок, ошибку, надо его исправить.

Ошибки могут совершать дети, взрослые.   Обидели товарища, обидели младших, нарушили правила техники безопасности. Перепутали что-то.

В ходе упражнений учащиеся догадываются о теме и цели урока.

-Мы будем говорить об ошибках, которые люди могут допустить в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Познакомимся с произведением Н.Н. Носова «На горке», проведем анализ произведения и с его помощью сформулируем этические нормы поведения в обществе.

 

 

 

-Что происходило на горке?

-Кто герои произведения?

 

 

-Мы видим детей.

 

-Они разговаривают, а один из них сидит на снегу.

-Почему мальчик сидит на снегу?

 -Кем ему являются остальные ребята?

Рассматривают иллюстрации, высказывают свои предположения.

-Какую ошибку совершил герой и как он ее исправил?

 

 

 

Возможно, это рассказ, т.к. на иллюстрации мы не видим волшебства.

- Нет, нам нужно прочитать произведение.

Личностные: проявление интереса к содержанию, умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

определение цели и задач урока, участие в коллективном обсуждении темы.

Познавательные: умение строить логическое высказывание, используя личный опыт, умение составлять пословицу из предложенных слов, анализировать смысл пословицы

 

II. Работа с текстом во время чтения

Методы, приемы обучения

Беседа. Сбор, анализ полученной информации.

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная, индивидуальная

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания

 

- организовать деятельность учащихся

-организовать структурирование учащимися новой информации

-обеспечить применение полученных знаний

 

1.Первичное чтение текста по частям, параллельно ведется диалог с автором.

 

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

-Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

В: Предположите, что могло случиться, пока ребята ходили обедать?

А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой!

В Какой вопрос вы зададите автору?

В: Как вы сами думаете?

Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.  

 

В: Предположите, что чувствовал Котька, сидя дома. 

Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками разводит да головой мотает, как будто нельзя ему.

 -В: Как вы думаете, ему на самом деле нельзя на улицу?

А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Подъехал к горке. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет. – О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом!

 В: Почему?

 – Ого! – говорит. – Скользкая! Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. «Что делать?» – думает. Думал, думал – и придумал:

В: Как вы думаете, что он придумал?

 

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

-Вот теперь, – говорит, – скачусь!

В: Сумеет скатиться? Почему?  

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: – Как же теперь по песку кататься?

В: Попробуйте ответить на вопрос Котьки.

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана. – Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

 -Предположите, сознается Котька или нет.

– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит: – Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

-Ну, я не знаю, – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

В: Догадались, как Котька будет сейчас горку чинить?

Котька отвязал коньки и взял лопату. – Засыпай песок снегом!

В: Какой вопрос вы зададите автору? 

В: Как вы сами ответите? Проверим.

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

-Вот теперь, – говорят, – замерзнет, и можно будет кататься. А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это, – говорит, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы ребят принимаются, но не комментируются.

-Почему Котька хитрый? 

 

 

 

-Зависть.

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

 

 

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

 

 

 

 

 

 

Песок на снегу –помеха катанию.

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

 

 

 

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

-Вот и ответили на вопрос, почему мальчик сидит на снегу: он упал.

 

-Засыпать снегом

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

 

 

 

 

 

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

 

 

-Зачем снегом посыпать песок?

Вот и ответили на вопрос.

Личностные: формирование осознания степени усвоения материала, Регулятивные: развитие навыков контроля и коррекции выполненного задания.

Коммуникативные: формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные: развитие навыков работы с текстом, выделяя информацию по заданию.

Предметные:

- совершенствование навыков чтения.

 

Физкультминутка.

- снятие усталости и напряжения,

- внесение эмоционального заряда,

- совершенствование общей моторики,

- выработка четких движений во взаимосвязи с речью

-А теперь, ребята, немного отдохнём: сделаем физминутку, немного поиграем.

Встаньте возле парт, повторяйте за мной.

Раз, два, раз, два –               
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, 

 Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой 
Двор украшен в декабре.


Раз, два, раз, два             

Вот и кончилась игра.

Вдох-выдох!

Молодцы!

Учащиеся проговаривают стихотворение с движениями.

 

 

 

хлопают в ладоши;

 

имитируют движения копания снега лопатой;
вытягивают руки вперёд;

поворачивают корпус вправо и влево;

ритмично шагают на месте.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Регулятивные:

развитие навыков внимания и самоконтроля

Коммуникативные: умение слушать и понимать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

Познавательные: развитие навыков восприятия на слух глаголов действия.

Предметные результаты:

воспринимать на слух и понимать основное содержание.

 

III. Работа с текстом после чтения.

Методы, приемы обучения

Беседа. Сбор, анализ полученной информации.

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: Обеспечить полноценное восприятие и понимание текста

- организовать деятельность учащихся

-организовать структурирование учащимися новой информации

-обеспечить применение полученных знаний

1.Концептуальная (смысловая) беседа с выборочным чтением по тексту.

Понравилось произведение?

- Кто понравился?

- Что именно понравилось в ребятах?

- А все ли ребята были такие?

- Кого вы имеете ввиду?

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа?

- А в конце рассказа Котька изменился?

- Вспомните наши предположения перед чтением произведения.

-Так кто же совершил ошибку?

-Какую ошибку он совершил?

 

-Он это сделал специально?

-Исправил он свою ошибку?

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А вы бы смогли признать свою ошибку?

-К какому жанру относится это произведение?

 

 

 

 

 

 

 

- Чему учит это произведение?

 

 

- Прочитайте ещё раз девиз нашего урока.

 

- Как вы думаете, может ли за этими словами скрываться главная мысль произведения?

-Значит, чему еще учит произведение?

 

2.Знакомство с писателем.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Сколько бы сегодня ему было лет?

Писателя нет, а творчество его живёт. Н. Носов почти 40 лет отдал делу воспитания девчонок и мальчишек. Его труд отмечен высокими правительственными наградами. Он владел золотым ключиком к сердцам девчонок и мальчишек.

Герои Николая Носова – не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны.

Ребята в письмах к писателю писали с обидой: «Почему все герои – мальчишки?» Писатель отвечал, что он лучше знает мальчишек, поэтому и пишет про них.

И ещё один важный момент. Все книги Носова наполнены юмором. Без улыбки и без смеха читать книги Н. Носова невозможно.

 

3.Творческое задание. Работа в малых группах.

-А теперь поработаем в парах: первый ученик придумывает ошибку, которую может совершить в жизни, а второй ученик – как он ее будет исправлять.

 

 

 

Ребята

Они трудолюбивые, дружные.

Нет

Котьку

Хитрый

 

Да

 

 

Котька

Испортил труд ребят: посыпал горку песком.

Нет, от незнания, он хотел подняться на горку, а горка была скользкая.

Котька отвязал коньки и взял лопату.

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

Да, нет.

 

-Это рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев. Это не стихотворение, потому что нет рифмы.

 

Рассказ учит уважать труд других людей, не отдаляться от коллектива и быть трудолюбивым.

«Умел ошибиться – умей и исправиться».

 

Да.

 

 

Автор учит видеть и исправлять свои ошибки.

 

 

113 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в парах составляют жизненные ситуации об ошибках в поведении и исправлению этих ошибок.

 

Личностные: формирование осознания степени усвоения материала, осознания своей роли в группе.

- развитие творческого воображения, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Регулятивные: развитие навыков контроля и коррекции выполненного задания.

Коммуникативные: формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками.

учиться работать в паре; выполнять различные роли.

Познавательные: развитие навыков работы с текстом, выделяя информацию по заданию (выборочное чтение, работа над жанром произведения, главной мыслью).

Предметные:

- развитие умения употребления изученной лексики в известных ситуациях,

- совершенствование навыков чтения

-

IV. Рефлексия

Методы, приемы обучения

Беседа.

Формы учебного взаимодействия

Индивидуальная, фронтальная.

Цель: осмысление процесса и результата деятельности

Учитель предлагает оценить факт достижения урока.

(возвращаемся к вопросам этапа работы с текстом до чтения, совпали ли ожидания)

-Ребята, какие цели мы с вами ставили в начале занятия?

 

 

 

Мы их достигли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените себя:

- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Всем спасибо за урок. До свидания!

Учащиеся оценивают степень достижения цели.

 

 

 

-Познакомимся с произведением Н.Н. Носова «На горке» и с его помощью сформулируем этические нормы поведения в обществе.

-Да.

Мы познакомились с рассказом Н.Н. Носова «На горке», а также сделали выводы, что нужно уважать труд других людей, не отдаляться от коллектива и быть трудолюбивым.

Автор учит видеть и исправлять свои ошибки.

Это подтверждает пословица

«Умел ошибиться – умей и исправиться».

 

 

Учащиеся поднимают руки в соответствии с достигнутыми на уроке результатами.

 

 

Личностные:

формирование внутренней мотивации

Регулятивные:

развитие умения фиксировать факт завершения действий.

Познавательные:

развитие умения структурировать знания.

Коммуникативные:

формирование своего мнения и позиции


Список использованной литературы и источники:

1.Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности

использования в образовании детей дошкольного и школьного воз-

раста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.

2.Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: «Диамант», 1998

3.Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.

  1. Мишкины книжки. На горке Н.Н. Носов https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-nosova/na-gorke/

5.Образовательная система Школа 2100. http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

 


Количество комментариев: 0