Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит в реальном времени параллельно с докладом говорящего
: Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших
образовательных областей. Овладение родным языком является одним из
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных
форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед
воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.
Добиться этого возможно, используя различные современные технологии
и методики. Я представляю вашему вниманию инновационную
технологию – скрайбинг.
Цель скрайбинга – помочь наглядно представить, запечатлеть и воспроизвести материал.
Задачи:
- увеличить эффективность процесса запоминания;
- обогатить словарный запас, развивать речь;
- способствовать передачи детьми текста в соответствии с его содержанием;
- развивать творческое воображение
Расскажи мне – и я услышу,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать самому –
и я научусь!
(японская пословица)
«Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….»
Э. Успенский
Почему скрайбинг?- Ввиду того, что мышление дошкольников
отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью,
СКРАЙБИНГ весьма эффективен в качестве одного из средств формирования
связной речи.
Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения
сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух,
зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит
в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает,
но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять
сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и
докладам, ведению записей и дневников. Стоит отметить его доступность,
ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных
делах.
Инструменты для скрайбинга - Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
- мольберт для рисования маркером, листы бумаги формата А4;
- маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;
- набор картинок-аппликаций;
- набор готовых картинок, магниты;
- Интерактивная доска, электронный флипчарт.
: Виды скрайбинга
-Скрайбинг рисованный
-Скрайбинг – аппликация
-Скрайбинг магнитный
-Скрайбинг компьютерный
Рисованный скрайбинг - это ручной классический, когда
взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изо-
бражения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание долж-
ны совпадать по времени.
Например: заучивание стихотворение «Веселый снеговик». Ребе-
нок проговаривает стихотворение и зарисовывает его.
Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на
произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения,
которые соответствуют произносимому тексту.
Например: Ребенок выкладывает на мальберте описание снегиря.
Эта птичка чуть больше воробья и синички. Очень красивая птичка. Спинка
пепельно – серая; верх головы, крылья и хвост – блестящего чёрного. У сне-
гиря грудка красная, а у самочки – серая. Живёт в еловых лесах. Появляется
рядом с жильём человека перед первым выпадением снега. Питается семена-
ми, почками, некоторыми паукообразными и ягодами. Кормясь ягодами ря-
бины, черёмухи, выедает из них семена, оставляя мякоть. Гнёзда невысоко
над землёй из веточек и мха. Самка насиживает яйца, а самец приносит ей
корм. Выкармливают их вместе, принося корм по – очереди. У птенцов нет
на головке чёрной шапочки.
Магнитный скрайбинг является разновидностью ап-
пликационного, фланелеграфного скрайбинга, единственное отличие - гото-
вые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга
понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.
Например: пересказ сказки «Репка»
Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Я в своей работе буду использовать интерактивную доску. На ней можно сочетать почти все виды скрайбинга. Рисованный, например заучивание стихотворения «Елочка», пересказ сказки «Репка». Аппликационный например пересказ сказки «Зимовье зверей».
В результате использования скрайбинга:
- расширяется словарный запас детей;
- формируются представления об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать сказки, рассказы;
- заучивание стихов превращается в игру;
- происходит развитие основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
Работа с родителями
возможность использования данной технологии в домашних условиях:
- при заучивании стихов;
- при составлении загадок;
- при рассказывании сказок и рассказов.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо:всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!