Цель игры: обратить внимание учащихся на места для сохранения дикой природы – заповедники, дать возможность детям проявить себя в качестве защитника природы, подумать о вреде, наносимом человеком природе; развивать в детях стремление к охране окружающей среды, научить детей бережно относится к природе; развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.
Возраст участников: 3-4 классы (9-10 лет)
Идея игры: игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из 8 станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные экологические задания. На каждой станции ребята узнают одну из заповедей заповедного дела. Получают кусок карты.
Рекомендации по проведению игры
Ход игры: команды состоят из 5-10 человек. На старте командам раздают маршрутный лист, где написаны названия станций и их место расположение. Посетив все станции команды сдают маршрутный лист на финише и ждут результатов.
Маршрутный лист. Название станции .... Месторасположение .... Баллы .... Роспись судьи.
Оборудование: карточки, фонограммы голоса птиц, картинки птиц, листочков деревьев, карточка с песней, слово-Природа. Маршрутные листы.
Ход игры:
1 СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ»
Задание 1. «Собери листочки».
Слово учителя:
«В нашем лесу только что был ураган, он сорвал листья из семи деревьев и разбросал в разные стороны! Вам нужно отгадать загадки и отыскать эти листочки и назвать дерево, с которого они сорваны»
(6 листиков спрятать по классу на видное место, можно пользоваться подсказкой «горячо-холодно» чтоб быстрее отыскать.
Ответы: осина, береза, лиственница , ёлка, сосна, тополь
Загадки:
А вся дрожит.
(Осина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
(сосна).
Весь июнь мело, мело…
Нет, не снег вокруг, а пух,
Лезет в нос он хлеще мух!
Расчихались мы не зря –
Распушились ...
(тополя)
Задание 2. «Назови птицу»
На фотографиях изображены птицы, которые обитают в наших лесах. Необходимо сопоставить название птицы с ее изображением.
1 правильно названная птица 1 балл. Максимальное количество баллов за задание – 6.
После выполнения задания, необходимо исправить ошибки, показать, где какая птица изображена.
Ответы: 1.тетерев, 2.глухарь, 3.клест, 4.снегирь, 5. дятел, 6.свиристель
2 СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ»
Учитель зачитывает по одной задаче, команда может пользоваться черновиком чтоб ее отгадать. 1 задача – 1 балл. Задачи на логику зачитываются 2 раза максимум. Максимальное количество баллов за это задание – 12.
3 СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ»
Учитель включает аудиозаписи детских песенок - учащиеся отгадывают.
Песенки:
А может быть ворона
Жук
Танец утят
В траве сидел кузнечик
Песня мамонтёнка
Облака, белогривые лошадки
Серенький козлик
Два весёлых гуся
Оранжевая песня
Плюс семь – минус семь
4 Станция «Угадай-ка» «Собери песню».
Напечатан куплет одной известной песни, необходимо вставить слова на места пропусков. 1 балл за правильно собранную песню. Если есть хоть одна ошибка балл не засчитывается.
В темно-синем ….
Где трепещут …..
Где с …..-колдунов
Опадает …..
На … …. Зайцы в полночь косили
И при этом напевали странные слова. (Осины, листва, лесу, дубов, траву, поляне)
5 СТАНЦИЯ «БОЛОТНАЯ»
Задание 1. «Таинственный рассказ»
Учитель зачитывает рассказ 1 раз, дети внимательно слушают и отвечают на вопрос.
«Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.
Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна.
Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды … Как называются эти копилки воды?»
Ответ: болото. 1 балл за правильный ответ.
Задание 2. «А ну ее в болото…»
На фотографиях изображены разные растения. Необходимо выбрать только растения, которые растут на болоте. Дети ищут фото с растениями болот, выбирают, затем отдают учителю на проверку. Остальные растения остаются на столе.
Растения болот: клюква, морошка, камыш, пушица, росянка, багульник болотный, карликовая береза.
Максимальное количество баллов за это задание 7. Если среди болотных растений дети выбрали и неверный вариант, то им снимается 1 балл за каждое неверное растение.
6 СТАНЦИЯ «КАПИТАНЫ »
Тест дается капитану команды, остальные члены команды могут выполнять в это время задание 4. Когда капитан отдаст лист на проверку, он может помочь своей команде выполнять 4 задание.
Тест о болоте (для капитанов команды) Подчеркни правильный ответ. 1 балл за 1 верный ответ.
Максимум за задание 3 – 5 баллов.
А) цветы
Б) ручьи
В) болота
Г) водохранилища
А) клюква
Б) ромашка
В) багульник
Г) осока
А) голубика
Б) сфагнум
В) пушица
Г) росянка
А) газ
Б) торф
В) нефть
Г) уголь
А) багульника
Б) клюквы
В) мха сфагнума
Г) морошки
7 станция «Эрудит»
Из слова «ПРИРОДА» составить как можно больше слов. 1 слово 1 бал
Возможные варианты слов:
ДАР
РОД
ПОРА
8 СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Я приветствую вас на станции «Сказочная экология». В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»).
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.
Растения в сказках.
Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее).
Назовите сказки, в которых встречаются растения.
Неживая природа в сказках
Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Награждение команд.