Статья: "Проект "Мир конструирования" для детей старшего дошкольного возраста"

 

Характеристика проекта "Мир конструирования" для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Тип проект: познавательно-развивающий с элементами получения практических навыков по модельно-конструкторской деятельности различных форм из строительного, броскового и бумажного материала.

Продолжительность: среднесрочный (с 01.09.2020 года по 01.03.2021 года).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их законные представители (родители, бабушки, дедушки), педагоги группы.

Название итогового мероприятия и продукт проекта: выставка «Лего-Мир» (Приложение 1).

Обеспечение проекта:

  • методические разработки (конспекты и презентации) согласно сетки НОД группы;
  • печатный раздаточный материал;
  • уголок творческого развития: пластилин, цветная бумага и цветной картон, клей, двухсторонний и обычный скотч, скрепки, скобы, ткань, крышки от бутылок, туалетные тубки;
  • уголок конструирования: самовар, народные игрушки, самодельные альбомы о празднованиях на Руси и о народных промыслах;
  • уголок экспериментирования: природный материал (шишки, каштаны, камни, крупа, песок) и бросковый материал (коктейльные трубочки, тканевые шарики, проволока, нитки).

 

Актуальность проблемы.

…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…

К.Д. Ушинский

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из деталей конструкторов различной формы и величины, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

Актуальность данной работы обусловлена тем, что на занятиях конструктивной деятельностью дошкольники получают представления о предметах, которые их окружают. Ребята учатся и обобщать группы однородных предметов по их признакам, и находить различия в них в зависимости от практического использования.

Конструирование для детей дошкольного старшего возраста способствует:

  • улучшению зрительно-моторной координации;
  • развитию пространственного мышления;
  • получению навыков повышенной концентрации внимания;
  • совершенствованию их речи, умения ясно выражать свои мысли и грамотно их формулировать.

Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников конструктивно-модельной деятельности играет значительную роль в их подготовке для дальнейшего обучения в общеобразовательном учреждении.

Любое конструирование (будто то запланированная НОД, работа с родителями в семьи или самостоятельная деятельность в дошкольном учреждении) способствует формированию у ребят умения учиться, понимания, что важен не только результат деятельности, но и процесс приобретения знаний и умений, внимательности, терпеливости, целеустремленности и самостоятельности.

Цель проекта: развитие уровня познавательных и творческих способностей посредством общеразвивающей конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес необычным видам конструктивно-модельной деятельности;
  2. Развивать творческий способности и новаторской мышление при использовании конструктивно-модельной деятельности;
  3. Закреплять знания детей о различных формах конструктивно-модельной деятельности;
  4. Закреплять знания детей о различных материалах для конструктивно-модельной деятельности;
  5. Знакомить с правилами этикета при совместной деятельности в ходе реализации творческого замысла;
  6. Развивать интеллектуальные, познавательные, речевые способности ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности развития.

 

Предполагаемый результат.

В ходе данного проекта дети должны овладеть различными формами и методами организации конструктивно-модельной деятельности, познакомиться с различными видами конструкторского материала (даже такими необычными как фата, ушные палочки, коктейльные трубочки и подобное), сформировать абстрактное мышление и способность моделировать различные предметы и ситуации как в голове, так и на модели.

У детей старшего дошкольного возраста должен повыситься уровень социально-коммуникативного взаимодействия, должны появиться новые материалы для сюжетно-ролевых игр и новые роли (например, в игре Строитель должна появиться роль инженера, архитектора здания) в игровом репертуаре группы.

В ходе данного проекта родители должны повысить уровень своей педагогической компетентности, обогатить родительский опыт взаимодействия и сотрудничества с ДОО и ребенком.

В ходе данного проекта педагоги ДОО должны повысить свой уровень педагогической компетентности, узнать новый опыт конструктивно-модельной деятельности, сформировать новые практические знания и провести их анализ для дальнейшего улучшения профессиональной деятельности.

Методы работы:

  1. Изучение методической и научной литературе по теме;
  2. Совершенствования необходимой развивающей предметной среды (дополнение уголков необходимыми строительными конструкторами, бросковым материалом, оформление свободных мест для реализации конструктивно-модельной деятельности в ходе самостоятельной игры дошкольников);
  3. Работа с родителями (консультативная беседа, консультативный материал, домашняя работа с детьми над выставкой «Лего Мир»);
  4. Беседа с детьми об этических правилах совместной работы в группе (правило дружбы между участниками подгруппы, правило взаимовыручки);
  5. Выставка «Лего Мир»;
  6. Закрепление полученных знаний практическим раздаточным материалом, домашние беседы о пользе конструктивно-модельной деятельности.

 

Выводы проекта.

 В ходе данного проекта при работе с детьми было учтено общее направление работы с дошкольниками в рамках общего проекта детского сада «Школа этикета», была подчеркнута значимость вежливого обращения при совместном решении заданных задач, понимания важности уважительного обращения к коллеге по команде и дружелюбной атмосферы внутри отдельной команды для реализации задуманных планов в короткие сроки с успешным результатом.

Следует указать, что работу с дошкольниками по овладению конструктивно-моделирующей деятельности была осуществлена естественно в практическом русле: мы применяли ее на НОД, а также использовали во время свободной деятельности или как дополнительное развивающее занятие.

Так, конструктивная деятельность по образцу была применена при создании куклы «Кувадки», которая характеризовала дружбу и теплоту между родными людьми в рамках календарно плана занятий в осенний период. Я предоставляла дошкольникам уже созданную мной модель куклы-Кувадки дома, после чего мы создавали таких куколок из броскового материала шаг за шагом в совместной деятельности.

Конструкторская деятельность по наглядному чертежу была примерена в работе с родителями в зимний календарный период.

Основная проблема зимнего периода – это погода и эпидемиологическая обстановка, которая приводит к достаточно низкой посещаемости дошкольного образовательного учреждения, когда родители и дети сидят дома на больничном. Для того, чтобы такие ситуации были продуктивные и полезные для дошкольников, их познавательного развития, мною была организована выставка «Лего Мир», где основной сутью конструирования является создания некой модели по понятной схеме, которая расписывает каждый шаг построения данной модели.

Лего-конструктор не только дает представления о форме предметов, зависимости размера модели от размера частей детали, знакомит с физическими свойствами реальным предметов, но и практичен в использовании работы с семьей: как подтвердил наш практический опыт исследования, Лего-конструктор есть в каждой семье.

Выставка длилась две недели, и в течении этого времени, помимо нашей группы, к ней присоединились и другие группы старшего дошкольного возраста нашего детского сада.

Также была реализована конструкторская деятельность по условиям в ходе НОД в зимний период по тематике «Зимняя Олимпиада», где было дано задание создания человечка из броскового материала (фольги), но с тем условиям, что это должен быть не просто модель-человека, а модель-спортсмена, который может участвовать (имеет необходимое строение и атрибуты) в спортивном соревновании.

Конструкторская деятельность по замыслу была реализована в конструировании  в процессе патриотического воспитания, когда мы с ребятами создавали «Азбуку юного россиянина» из бумаги, но по итогу нашего замысла, это была скорее Азбука аббревиатур имен юных россиян-дошкольников. Именно эту особенность конструирования по замыслу всегда нужно помнить: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Также мною был реализован современный тип конструкторско-модельной деятельности как компьютерное конструирование.

Его можно реализовать несколькими способами.

В своей педагогической деятельности Вы можете использовать компьютерную программу «Лунтик любит рисовать», где одно из задания Лунтика, всем знакомого мультипликационного персонажа, представляет собой повторение некой модели в квадратном поле определенного цвета и построения квадратов, которые даны как задание в верхнем игровом поле.

Такое конструирование просто, понятно, возможно даже для младшего дошкольного возраста – но в то же время развивает творческое воображение, способность следовать модели и схеме, образное мышление.

Так же можно использовать программу бесплатного 3Д-конструирования, которое Вы можете найти в сети Интернет по запросу в сети Google и Яндекс, где можно из объемных кубов создать некую объемную либо плоскую виртуальную модель, используя её разными способами. При перспективном планировании воспитательно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать постепенность в усложнении данного вида конструирования.

Вначале предполагается составление одной из проекций предлагаемой детям объемной конструкции, где перед дошкольном ставят очень простую конструкцию (домик, автомобиль, кораблик и т.п.), состоящую из пяти знакомых деталей. Взрослый предлагает построить такую же на компьютере.

На следующем задании предусмотрено наоборот возведение постройки по одной из проекций. Вначале педагог набирает на экране компьютера проекцию и предлагает построить по ней конструкцию. А на следующем занятии дети сами составляют проекцию и по ней создают постройку: например, один ребенок набирает проекцию дома на компьютере, а двое других в соответствии с ней создают конструкцию.

 

В целом, отмечу, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 

Моя группа Бусинки одобрительно встречала необычные виды конструирования, перед сложностями не останавливалась, а тренировалась в различных видах конструкторской деятельности и пробовала все необычные предложенные мной варианты.

Приложение 1

 

Этапы проекта

 

Этап работы

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

Сроки

 

Подготовительный этап

 

 

Цель: определение педагогами темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результатов, определение метода работы с детьми и родителями, подготовка материальной базы для проведения проекта и подбор литературы

 

Разработка основных методических пособий и изготовить необходимые дидактических пособий и раздаточных материалов

Консультация родителей на тему «Важность конструирования в деятельности дошкольников», устный опрос родителей насколько по их мнению, их детям будет интересно поучаствовать в данном проекте

Сентябрь 2020 года

 
 
 

Основной этап

 

 

Цель: повышения уровня практических знаний старших дошкольников о различных видах конструктивно-модельной деятельности

 

Использованные виды работы с детьми:

1.      Познавательно-исследовательская

2.      Социально-коммуникативная

3.      Речевая

4.      Игровая

5.      Использование компьютерных технологий

Познавательно-исследовательская: знакомство с новыми видами конструкторской деятельности (как в теории, так и на практике)

 

Социально-коммуникативная и игровая: проведение игровых мероприятий и НОД, общение ит взаимодействие в детском коллективе, проведение самостоятельной сюжетно-ролевой игры «Строитель и Архитектор».

 

Использование компьютерных технологий: демонстрация практического материала при помощи интерактивной доски, создание компьютерных модельных конструкций

 

Консультация родителей об важности конструктивной деятельности, ее видах, об особенностях конструктора Лего

 

Приобщение родителей к проведению выставки «Мир Лего»: повторение с ребятами этических правил работы в команде, подготовка необходимого практического материала, создание конструкции, сьемка видео и фото материала

 

Проведение обобщающей беседы с собственными детьми после проведенных занятий по конструированию, получение обратной связи от ребят (что понравилось ,а что нет)

 

 

 

Октябрь 2020 года – февраль 2021 года

 

 

Выводы: Закрепление знаний детей по теме проекта в игровой и образовательной деятельности.

 

Состоит из:

1.      Проведения итогового мероприятия

2.      Создания отчетной документации и презентации

3.      Проведения обратной связи и понимания практических моментов, которые получилось реализовать, а которые нет

Итоговое мероприятие: двухнедельная выставка «Лего Мир»

 

Итоговый продукт проекта: фотоотчет от проведенной выставки, обсуждение с ребятами, какие прекрасные произведения из Лего может сделать каждый из них

Завещающая беседа между родителями и педагогами об итогах проекта и эмоциях, полученных в процессе

 

Февраль 2021 года

 

 

 


Количество комментариев: 0