Статья: "Технологическая карта по речевому развитию"

Технологическая карта по речевому развитию

 

Воспитатель Щепетова Татьяна Александровна
МБДОУ «Детский сад №62» г. Дзержинск

 

Образовательная область: речевое развитие (основная), социально-коммуникативное, познавательное (интегрирован.)

Тема занятия: ознакомление с произведением Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: формирование понимания основной идеи басни Ивана Крылова «Стрекоза и Муравей» (Делу - время, а потехе – час), через чтение литературного произведения и дидактическую игру на интерактивной доске.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с творчеством И.А. Крылова, а именно с произведением «Стрекоза и Муравей»; закреплять умение выразительно воспроизводить литературный авторский текст; закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечая на вопрос полным ответом.

Развивающие: развивать произвольное внимание; развивать слуховую память через припоминание текста произведения, развивать саморегуляцию при соблюдении правил.

Воспитательные: воспитывать  уважительное отношение к труду.
Дополнительные задачи (игровая): в ходе игры необходимо вспомнить события, которые произошли с главными героями.

Словарная работа:

Обогащение словаря: боле, вешних, муравах

Активизация словаря: удручена, кум, кумушка

Средства: хрестоматия для подготовительной группы, программа «От рождения до школы», ноутбук, ПО «Смарт», смарт-доска, иллюстрации к басне

Подготовительная работа: знакомство с биографией и творчеством  И.А. Крылова

Планируемые результаты: у детей сформировано понимание основной идеи произведения «Стрекоза и Муравей»

 

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Вводная часть

 

воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам, привлечь внимание детей, развивать произвольное внимание

Ребята, подойти ко мне, встаем в круг и поприветствуем друг друга:

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Худ. слово.

Дети приветствуют друг друга

Положительный эмоциональный настрой на предстоящую речевую деятельность

2

Основная часть

       

 

2.1

Этап постановки проблемы

закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечая на вопрос полным ответом,  развивать произвольное внимание,  воспитывать  уважительное отношение к сверстникам

Ребята, сегодня мне на электронную почту прислали письмо, но я его ещё не открывала, решила сделать это вместе с вами. Откроем его? Тогда садитесь на стулья, как удобно: спина прямая, ноги вместе, руки на колени.
Посмотрите, это портрет! Вспомните, кто на нем изображен?

Иван Андреевич Крылов - русский баснописец. Какие басни Ивана Андреевича вы помните? Отвечаем по поднятой руке, друг друга не перебиваем.

Сегодня мы узнаем еще одну историю И. Крылова, с которой он хотел поделиться.

Вводная беседа, портрет Крылова, вопросы к детям

Дети садятся на стулья, внимательно слушают, отвечают на вопросы

У детей закрепляется умение активно участвовать в беседе, отвечая на вопрос полным ответом,  развивается произвольное внимание,  воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам

2.2

Этап ознакомления с материалом

продолжать знакомить с творчеством И.А. Крылова, а именно с произведением «Стрекоза и Муравей», развивать произвольное внимание.

Эта история о том, как Стрекоза, кроме пения, ничем летом не занималась. А муравей в это время трудился и готовился к холодам. Наступила зима - голод и холод для Стрекозы. Она приползла к Муравью с просьбой выручить. Стрекоза просит прокормить и обогреть её до весны. А что произошло дальше, мы сейчас с вами и узнаем. Садимся правильно, спина прямая.

Ребята, когда я буду читать отрывок, вам встретятся незнакомые слова.

Мурава – это молодая, густая трава.
Вешних – весенних.

Краткий пересказ воспитателей, выразительное чтение отрывка произведения, ИКТ слайды, показ иллюстраций

Дети внимательно слушают

Дети  ознакомлены с произведением «Стрекоза и Муравей», у детей развивается произвольное внимание.

2.3

Этап практического решения проблемы

закреплять умение выразительно воспроизводить литературный авторский текст; закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечая на вопрос полным ответом, содействовать развитию умения определять жанр произведения, воспитывать  уважительное отношение к сверстникам.

Ребята, я вижу, что вас эта история оставила неравнодушными.

Что вам понравилось в произведении «Стрекоза и Муравей»? Почему?

Что не понравилось? Почему?

Попробуйте представить, как выглядит стрекоза? А муравей?

Как ведёт себя Стрекоза зимой? 

Почему к наступлению зимы у стрекозы ничего не было? А ты как думаешь, Кирилл?

Чем летом занимался муравей?

Что делал муравей, чтобы быть готовым к зиме?

С наступлением зимы к кому стрекоза обращается с просьбой?

О чём просит Стрекоза Муравья?

Как отреагировал на эту просьбу Муравей?

Сочувствуете ли вы Стрекозе? 

Как бы вы поступили на месте муравья?

На какого героя этой басни вы бы хотели быть похожи?

Ребята, к этой басне очень подходит пословица «делу - время, а потехе – час». Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится.

Как автор описал тот момент, когда наступила зима? Я вам напомню этот отрывок.

 

 

Муравьишка потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Ветку, видно, не нашел.
Чтобы ветку нам достать,
Надо на носочки встать.


Сейчас я буду называть начало предложения, а вы его заканчивать.
Оглянуться не успела, как… (зима катит в глаза)
Как под каждым ей листком
Был готов… (и стол, и дом).
Нужна, голод настает
Стрекоза уж… (не поет).

А сейчас, ребята, Стрекоза и Муравей предлагают нам поиграть с ними. Они хотят узнать, хорошо ли вы запомнили историю. Но сначала вспомним правила поведения у доски:

1)     Близко к доске не подходим

2)    Делаем задания по очереди

3)    Подходит к доске тот, кто выполняет задание, остальные смотрят и слушают

4)    Друг друга не перебиваем и не отвлекаем

Ребята, вы отлично справились с заданиями стрекозы и муравья. А сейчас пусть наши глаза отдохнут.

Вот такая стрекоза.
Как горошинки глаза.
Влево-вправо, назад-вперед.
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко.
Мы летает далеко.
Мы летаем близко.

Беседа по прочитанному, ИКТ игра, поощрение, повторное чтение фрагмента, прием «Закончи предложение»

Дети отвечают на вопросы, выполняют задания на ИКТ оборудовании

У детей закрепляется умение выразительно воспроизводить литературный авторский текст; умение активно участвовать в беседе, отвечая на вопрос полным ответом, развивается  умение определять жанр произведения, воспитывается  доброжелательное отношение к сверстникам.

3

Заключительная часть

 

воспитывать  уважительное отношение к сверстникам

Ребята, как называется история, которую мы сейчас прочитали? Как вы думаете, в каком жанре написано данное произведение? Почему? Как вы думаете, почему Иван Андреевич Крылов захотел рассказать нам эту историю?  Да, ребята, я с вами согласна. Басня учит нас вовремя думать о будущих трудностях, быть трудолюбивыми и организованными.
Что вам больше всего понравилось на занятии? Почему? Что было трудным?

У меня есть несколько картинок стрекозы и если вы старались на занятии и у вас все получилось, то нарисуйте веселую улыбку стрекозе, а если у кого-то что-то не получилось, то нарисуйте грустную стрекозу.

Вопросы к детям, рефлексия

Дети отвечают на вопросы, понимают смайлики

У детей воспитывается уважительное отношение к сверстникам

 

 


Количество комментариев: 0