Статья: "ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ"

Аннотация

         Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

 

      Культура питания – важнейшая составляющая часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения. 

В теоретической части раскрываются основы организации питания обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении.

      В практической части дано описание опыта работы по организации культуры здорового питания в школе полного дня.

       Методическая разработка окажет практическую помощь педагогам дошкольного и начального образования при реализации основ культуры здорового питания.

 

Содержание

 

1. Введение

4

2. Теоретические основы культуры здорового питания системе общего образования.

5

3. Практическая часть Опыт работы по формированию культуры здорового питания учащихся в школе полного дня

8

4. Конспект мероприятия в 3 классе на тему «Питание и индивидуальное здоровье. Режим питания»

12

5. Заключение

16

6. Список использованной литературы

17

7. Приложения

18


Введение.
 

        Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

          Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образователььных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

[4].

      Несмотря на то, что тема здорового питания достаточно изучена в нормативных документах, она мало освещена в практической деятельности педагогов, ведущих воспитательную деятельность с учащимися в школе полного дня.

        Целью работы является изучить и показать значимость организации культуры здорового питания учащихся в школе полного дня.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить методическую, научную литературу, нормативную документацию по вопросам культуры здорового питания в общеобразовательных учреждениях;
  2. Описать Раздел «Школа здорового питания», которая является частью рабочей программы развивающего курса «Уроки здоровья» в школе полного дня МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара;
  3. Раскрыть методы, формы, приемы работы с учащимися, способствующие формированию культуры здорового питания на примере конспекта урока в 3 классе на тему «Питание и индивидуальное здоровье. Режим питания».

 

Теоретические основы культуры здорового питания в системе общего образования.

Формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья. [5]

Рациональное питание - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. [1]

Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому необходимо уделять большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. [6]

Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.

 Правильное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трёхразовое питание обучающихся

- завтрак- на второй и третьей переменах во время учебных занятий;

-обед - в период пребывания на продлённом дне в 13-14 часов;

- полдник -16-17 часов.

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей. Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ. И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях.

 Что касается Положений и приказов, которые устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся, то они гарантируют высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).  

     Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

[5]

     Что должно включать в себя горячее питание в школе? Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам. 3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  3. Оптимальный режим питания.

 5.Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

  1. Учет индивидуальных особенностей детей.
  2. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

     Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте.

     В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты: Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека

  • первого года жизни. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение
  • мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка. На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. [7]

      Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

     Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни.

     Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми. Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

     При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Энергия, ккал

2350

 2750

2500

3000

2600

Белки, г, в том числе животные

82

98

59

90

54

Жиры,

79

92

84

100

90

Углеводы, г

335

390

355

425

360

 

Нормативные правовые документы по организации питания в общеобразовательных учреждениях:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» Нормативные акты Правительства Российской Федерации
  3. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р)
  4. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»

 

Опыт работы по формированию культуры здорового питания в школе полного дня.

В МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара работа по формированию культуры здорового питания проводится по трем направлениям.

Первое - рациональная организация питания в школе, где все, от внешнего вида блюда, до состава продуктов, должно соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни. Структура, режим и организация питания в образовательном учреждении соответствуют всем гигиеническим требованиям, и служат примером здорового питания. В Прогимназии № 81 школьники обеспечены трехразовым питанием: завтраком, обедом, ужином. (Приложение № 1)

Второе - реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и т.п.  Например, на протяжении уже многих лет работы Прогимназии зарекомендовала себя комплексная программа развивающего курса «Уроки здоровья» для учащихся 1 – 4 классов. Это программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся, которую реализуют педагоги в группе продленного дня в Прогимназии. Раздел «Школа здорового питания» является частью этой рабочей программы. (Приложение № 2.)

    Программа предусматривает различные формы организации занятий, наиболее эффективные в разном возрасте, и предполагает тесное взаимодействие с родителями. При реализации образовательных программ необходимо соблюдать принципы формирования культуры здорового питания, важнейшими из которых являются: - научная обоснованность и практическая целесообразность; - возрастная адекватность; - необходимость и достаточность информации; - модульность структуры; - системность и последовательность; - вовлеченность семьи в реализацию программы.

Третье направление - просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье. Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и не сбалансировано, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания.

          Реализация программы в каждом классе происходит по следующим этапам:

  • Как происходит пищеварение (дети знакомятся с этапами прохождения пищи: полость рта, желудок, кишечник, с процессом пищеварения).
  • Питательные вещества. Их значение для роста и развития организма (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода).
  • Производство и хранение продуктов питания.
  • Продукты питания и здоровье (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, хлеб, крупы, овощи, фрукты и ягоды, соки, травяные и плодовые чаи).
  • Питание и индивидуальное здоровье.
  • Питание и эмоциональное состояние.
  • Эстетика питания.
  • Забавные факты из истории продуктов питания.

 

С каждым годом, с учетом возрастных особенностей младших школьников, материал   усложняется, добавляется новые формы контроля. На изучение одной темы выделяется одно занятие в неделю. На следующем уроке педагог повторяет изученную ранее тему и начинается изучение нового материала.

          В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

       Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования здорового образа жизни, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Занятия проводятся в коллективных, групповых, индивидуальных формах работы.

       Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий, фестивалей. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, игру, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся. (См. Приложение № 3 Коллективные формы работы по программе «Школа здорового питания» (беседа, игра)

        Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дискуссии.) (См. Приложение № 4 Групповые и индивидуальные формы работы)

Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. Девиз работы: «Узнал сам–научи других!» (См. Приложение № 5).

           Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин.

В том числе:

 - выставок творческих работ учащихся в классе, школе;

 -оформление выставки стенгазет «Правильное питание - залог здоровья!»

 (См. Приложение № 6 Стенгазета, выпущенная учащимися 1 класса «Правильное питание - залог здоровья!»)

           Большое внимание уделяется работе с пословицами и поговорками, поскольку народная мудрость, весь опыт народа, которые заложены в пословицах и поговорках, позволяют заложить основы формирования ценностного отношения к здоровью, в данном случае, дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и почему есть их необходимо регулярно; научить детей выбирать самые полезные продукты (См. Приложение № 7 Формы работы с пословицами и поговорками)  

 

В ходе реализации программы «Разговор о правильном питании», мы используем следующие контрольно-измерительные материалы в работе с родителями:

  1. 1. Изучение семей воспитанников, сбор информации о семейных традициях.

2.Родительские собрания. Деловые игры. Рекомендации и консультации с приглашением родителей, работающих поварами, которые знакомят с вопросами правильного питания.

  1. Выставки работ в классе - детей, родителей.
  2. Экскурсии.

5.Организация совместных дел.

6.Изготовление поделок полезных продуктов из бросового материала, пластилина.

7.Совместные праздники, развлечения.

  1. Анкетирование, тесты. (См. Приложение № 8 Анкета для родителей «Здоровое    питание – здоровый ребёнок», Приложение № 9 Итоговый тест для учащихся)

9.Изучение работ ребёнка, рисунков «Полезные продукты» и беседы с родителями.                                                                                            

  1. Выращивание зелени на подоконнике (Проект «Витамины на окошке»)
  2. Фотовыставка совместной деятельности детей и родителей.
  3. Организация и выполнение с помощью родителей альбомов по различным темам

13.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по вопросу здорового образа жизни.

 

Условия успешной работы с родителями:

  • Целенаправленность, системность, и плановость.
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.
  • Возрастной характер работы с родителями.
  • Доброжелательность. Открытость.

 

 Будущее нашей страны – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, нам необходимо ставить такие задачи в работе и, в соответствии с этим, разработать разнообразные, доступные формы работы с детьми, чтобы активно привлекать родителей к обучению правилам и принципам правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. И если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» – дети, родители, школа.

            Поэтому одной из важных форм реализации данной программы я считаю взаимодействие с семьёй, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Ведь только эти, в основном, две социальные структуры - семья и школа - определяют и влияют на уровень здоровья детей.

      Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе.  

    Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного трактат.

       Следовательно, формировать культуру здорового питания необходимо не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.

В увлекательной игровой форме дети знакомятся с гигиеной питания, узнают о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получают представления о правилах этикета, узнать строение пищеварительной системы.   Культура питания – это основа здорового образа жизни.

 Цель программы: формировать у младших школьников представление о том, какие продукты наиболее полезны и почему их необходимо употреблять в пищу регулярно; научить детей выбирать самые полезные продукты.

Задачи программы:          

  1. Сформировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье.
  2. Обогатить педагогические знания и умения родителей по вопросам здорового питания.
  3. Согласовывать точки зрения педагогов и родителей по вопросам рационального и правильного питания детей.
  4. Поиски наиболее эффективных форм совместной деятельности семьи и школы по воспитанию физически и духовно развитой личности ребёнка.

Оценка эффективности реализации программы педагогом

Основная цель деятельности, связанной с формированием полезных привычек и навыков в области правильного питания, заключается в укреплении здоровья ребенка. И в данном случае мы не сможем отследить эффективность работы по изменениям в состоянии здоровья школьников, изменениям уровня распространенности заболеваний.

         Здоровье - сложное, многоаспектное явление, зависящее от множества причин и факторов, имеющих различную природу - биологических, экономических, культурных, политических и т.д.

       В качестве основного параметра эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию основ культуры питания предлагаем рассматривать создание комплекса условий, в которых происходит формирование социальных компетенций, связанных с рациональным питанием (система представлений, оценок, навыков). В свою очередь, в структуре комплекса выделяется две составляющих: организация целенаправленного воспитательного воздействия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, и определенная организация среды социального развития школьника, в которой формируемые знания, оценки и навыки были бы востребованы.

Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая должна являться обязательным этапом деятельности, связанной с формированием основ культуры питания. Оценка эффективности выполняет целый ряд важных задач:

  • диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных воспитательными воздействиями;
  • коррекции - изменения в содержании и структуре реализуемой программы, связанной с формированием основ культуры питания с целью ее оптимизации;
  • прогноза - планирования новых этапов реализации с учетом достигнутого. Общая оценка эффективности деятельности по формированию основ культуры здоровья, культуры здорового питания формируется из оценки организации процесса воспитания и оценки результатов профилактики.

Конспект мероприятия в 3 классе на тему «Питание и индивидуальное здоровье. Режим питания»

Цель: Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

- обучающие: организовать работу по формированию знаний о необходимости и важности соблюдения режима питания; умения выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания и систематизации знаний учащихся о значении продуктов питания; в

- развивающие: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, коммуникативных навыков;

- воспитательные: прививать культуру общения, практические навыки самооздоровления, воспитывать стремление быть успешным в достижении своих целей, бережное отношение к своему здоровью.

 

Ход занятия

  1. Орг. момент

-Ребята, предлагаю наше занятие начать с прослушивания музыкальной композиции. (Прослушивание отрывка из песни «Улыбка», В. Шаинский)

-Как вы думаете, какое главное слово в этой песне? (Улыбка)

-Подарите друг другу улыбку, предлагаю наше занятие провести в такой доброй позитивной атмосфере.

  1. Актуализация знаний

-Ребята, скажите, всегда ли вы начинаете свой день с улыбки? А когда вам улыбаться совсем не хочется? (когда нет настроения, или болеем…)

-Назовите причины болезней?

(Если дети скажут, что из-за неправильного питание, то акцентировать на этом своё внимание, если не назовут, задать проблемный вопрос: Как вы считаете, а питание человека влияет на его самочувствие?)

-В этом мы сегодня и должны будем разобраться

Давайте назовем сегодняшнее занятие Питание и индивидуальное здоровье.

О чём мы будем вести беседу? (о правильном питании)

Сегодня мы раскроем вопросы правильной организации питания, чтобы сохранить наше здоровье.

  1. Основная часть

-Ребята, прежде чем перейти к разговору о правильной организации питания, давайте разберёмся для чего человеку необходимо принимать пищу? (варианты детей) Оказывается пища для человека – это источник энергии, заряд бодрости и сил для работы и учёбы. Как вы думаете, сколько раз в день человек должен принимать пищу? (варианты детей) Столько вариантов, кто же из нас прав? (Нужно прочитать в источнике, книге или энциклопедии)

Предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах листочки с информацией. Я подобрала для вас достоверную информацию из медицинской энциклопедии.  Познакомившись с ней, мы точно сможем понять, кто же из нас был прав.

Правильный режим питания обеспечивает хорошую работу пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и хорошее самочувствие.  Для здоровых людей рекомендовано 3-4-разовое питание с 4-5-часовыми промежутками. 4-разовое питание способствует умственной и физической работе.  Принимать пищу ранее, чем через 2 ч после предыдущей еды, нецелесообразно.

Так кто же из нас был прав?

Оказывается, 4х разовое питание считается самым оптимальным.

- Какой же приём пищи у нас в Прогимназии? (Завтрак, Обед, Ужин)

-Какой вывод можем сделать? В нашей Прогимназии трёхразовое питание.  Последний приём пищи в 16.00, его можно назвать полдником, а придя домой, вы будете ужинать вместе со своей семьёй.

-Предлагаю вам сейчас заполнить режим дня школьника, куда вы впишете приёмы пищи и время.

-Кто из вас готов представить свою разработку. (Анализ работ детей, выбор оптимального времени для каждого приёма пищи, обоснование выбора)

-Как вы думаете, важно ли принимать пищу ежедневно в одно и то же время? Почему бы не разнообразить наш график приёма пищи. Например, в понедельник пообедать в 11.00, во вторник в 14.00, в среду в 13.30. Как вы считаете, может, стоит попробовать? (Варианты детей)

-Оказывается, опыты в области питания проводятся каждый день и учёными давно доказано, что для организма человека важен режим дня и режим питания в том числе. Когда наш организм знает, во сколько мы завтракаем, обедаем и ужинаем, он уже правильно расходует энергию. Что важно для нашего роста и развития.

Итак, какой сделаем вывод?                                                  

Приём пищи должен осуществляться по режиму.

 

Как вы думаете, в какое время суток человек должен в последний раз поесть? Выберите время:

  • За 1 час до сна;
  • Перед сном;
  • За 1,5 - 2 ч до сна.

Варианты детей. Кто же из нас прав? Следует разобраться.

-Есть такое высказывание: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». О каком секрете питания он хотел нам рассказать? (Обсуждение)

Предлагаю поработать в парах, для того, чтобы более подробно разобраться в этом вопросе. Первая группа поработает над вопросом «Организация завтрака», 2 группа – поработает над вопросом приёма пищи в обед, 3 группа – познакомится с информацией об организации ужина. Вам нужно будет познакомиться с информацией, составить коллаж на вашу тему, подготовить выступление.

Организация завтрака

Утреннее питание необходимо нашему мозгу для лучшей концентрации внимания и запоминания информации. Однако, часто люди совсем отказываются от завтраков. А ведь завтрак — это основа дня, т.к. энергия, полученная за завтраком, расходуется в течение всего дня. Отсутствие завтрака часто ведет к перееданию в более поздние приемы пищи. Не перебивайтесь чашкой чая с булочкой.

Лучше завтракать через 2 — 3 часа после сна, когда организм окончательно «проснется». Каши, фрукты — это самые простые продукты для приготовления прекрасного завтрака. Врачи рекомендуют утром, сразу после пробуждения, выпить стакан чистой воды – это поможет запустить работу нашего организма.

Организации обеда

Пища, принятая в обед, должна составлять самую большую часть дневного рациона – около 40%. Как бы плотно вы ни позавтракали, обедать надо обязательно. Во-первых, потому, что вы уже проголодались, ведь завтракали 4-5 часов назад. Во-вторых, обедать нужно для того, чтобы во время ужина  не съесть больше, чем надо.  Что есть на обед? Первое – обязательно. Суп, борщ и другие первые блюда способствуют улучшению пищеварения, потому что они горячие, а высокая температура ускоряет переваривание пищи.  Второе блюдо – мясное, рыбное или из птицы, с гарниром или без него, — обязательно, но в меру. Так, получив полноценный заряд энергии, вы обязательно будете активны на уроках, и учиться только на «отлично».

Организации ужина

Ужин должен быть лёгким. Пища, принятая на ужин, должна составлять самую меньшую часть дневного рациона, т.к. большого количества энергии в это время суток нашему организму уже не требуется. Организм готовиться ко сну.  На ужин очень полезны свежие овощи, фрукты и кисломолочный напиток (кефир, йогурт, ряженка). Ужин должен быть не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна. В чем вред позднего ужина? Поздний ужин плох тем, в это время организм человека устал после рабочего дня, ведь организм весь день трудился, а теперь ему нужно отдохнуть. Пища, которая поступает в желудок поздним вечером, перед сном плохо переваривается. Систематические поздние ужины могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

  1. Закрепление знаний. Выступление групп

-Подведём итоги, о чём мы сегодня узнали на занятии?

-А теперь послушайте стихотворение об одной девочке.

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварили, свежий сок открыли.

– Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,

Вырастишь такая – умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

– Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.

– Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

– Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик – есть она не хочет.

– Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты – это главная еда,

Остальные все продукты – ерунда!

 С. Михалков

-Согласны ли вы с Варей?  Почему? Конечно, с уроков окружающего мира вы уже знаете, что в пище, которую употребляет человек, должны быть и углеводы, и белки, и жиры, и витамины. А то, что любит Варя – содержит только углеводы.

-Какой совет вы дадите Варе? А среди вас нет таких ребят, как Варя?

-Какой совет вы дадите бабушке?

-Расскажите, какие выводы вы сделали после нашего занятия.

-Что для вас было самым полезным?

-Спасибо за урок.

 

  1. Рефлексия деятельности

-Оцените себя:

- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках

 Заключение 

     Итак, культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

          Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образователььных учреждений.

     


Количество комментариев: 0