Статья: "Исследовательская работа по теме "Разноцветное мыло""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

Исследовательская работа

по теме

"Разноцветное мыло"

 

 

 

Выполнила:

воспитатель

Титова Светлана Васильевна

                           

 

                                -2021-

Актуальность темы:

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми дошкольного возраста, большое внимание мы уделяем сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Актуальность работы состоит в том, что каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни мы никогда не задумываемся.

Гипотеза: Я предполагаю, что в домашних условиях можно изготовить своё душистое мыло.

Объект исследования: моющее средство – мыло.

Предмет исследования: свойства мыла.

Цель: самостоятельно изготовить мыло в домашних условиях.

Задачи:

- познакомиться с историей возникновения мыла, с их видами, свойствами, составом. А, так же с историей происхождения мыла.

- изучить свойства мыла и зависимость этих свойств от его состава;

- получить мыло с определенными свойствами в домашних условиях;

- развивать интерес и самостоятельность в работе, делать умозаключения;

- подготовить выставку мыла;

Методы исследования: изучение литературы, интернет, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами. анализ результатов.

Этапы работы:

I этап. Подготовительный.

II этап. Практический.

III этап. Заключительный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы.

Продукт реализации:

Выставка рисунков «Радужное мыло»

Лепка «Мыльные фантазии»

Рекомендации врача педиатра по применению мыла «Польза и вред  мыла»

Выставка самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое!»

I этап. Подготовительный.

История происхождения мыла

Мыло получило свое название от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. Саму же гору Сапо можно считать местом производства натурального мыла. Происходило это следующим образом. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло.

II этап. Практический.

Мыло ручной работы – это не только продукт для ухода за своим телом, но и отличный подарок. Мыловары, как правило, красиво оформляют свои творения и делают их красивыми и ароматными. Поэтому такое уходовое средство должно вам определенно понравиться. Давайте рассмотрим особенности такого мыла и все его преимущества.

Преимущества

Самый главный плюс домашнего уходового средства состоит в его безопасности. Купленные в магазине средства не всегда отличаются полезным составом. А вот натуральное домашнее мыло, как правило, получается органическим. Особенно если вы знаете историю его создания или даже готовите сами вручную.

В составе косметического мыла, купленного в магазине, помимо глицерина и других полезных составляющих присутствуют еще и синтетические ингредиенты. Они делают продукт более дешевым, но в то же время и менее полезным для нашего организма.

Мыло ручной работы – это продукт, который можно дополнять полезными компонентами по своему усмотрению. Поэтому тут вам открывается большой простор для экспериментов. Вы можете создать лечебное средство или продукт, который поможет вам избавиться от проблем с кожей. В состав сваренного в домашних условиях или приготовленного на заказ мыла может входить козье молоко, эфирные масла, травяные настойки и прочие полезные компоненты.

В основе состава, как правило, используется смесь масел, что делает продукт максимально полезным для нашего организма. При этом всегда можно подобрать тот набор ингредиентов, который не будет вызывать у вас никакой аллергии.

Еще один дополнительный плюс – при создании натурального мыла вся польза компонентов сохраняется. Особенно это актуально для ингредиентов растительного происхождения. Процесс так называемой холодной варки, который используется при создании мыла дает возможность сохранить все его полезные свойства.

Ну и последний важный момент – домашнее мыло может приобретать любые интересные формы, которые вам понравятся. Дизайнерский подход позволяет создавать действительно оригинальное гигиеническое средство . Это и мыльце в виде цветов, кусков торта или сердечек, и косметические продукты с картинками, выполненными по вашему заказу.

Это выгодно отличает элитное фигурное мыло от простого кускового, которое можно купить в любом косметическом магазине. Вы можете выбирать самые необычные формы и самые ароматные вкусовые композиции.

Прежде всего средство, приготовленное в домашних условиях, отличается своей эффективностью. Существует много качественных продуктов, способных улучшить состояние вашей кожи. К примеру, вместо повреждающего чувствительную кожу пилинга с крупными абразивными частичками можно воспользоваться продуктом, который работает как скраб. Это может быть мыло с овсяными хлопьями, с люфой или кофейной гущей. Именно такие средства очищают кожу мягкими массажными движениями, и при этом совсем ее не травмируют.

Хорошо работают и продукты, дополненные глиной или соляные составы для ухода за кожей.

Из мыльной основы можно также приготовить качественное увлажняющее средство с глицерином, ланолином или маслами. Например, оливковым или касторовым. Такое прозрачное мыло станет хорошим помощником в уходе за кожей и сможет заменить сразу несколько косметических продуктов от прыщей и шелушений на вашей полке в ванной. Приятно радует и многообразие ароматов. Если вам нравятся нейтральные запахи или вы ищите подарок для парня, то вам стоит обратить внимание на средства с кофе, хвойное, мятное или мыло с календулой. Для сладкоежек подойдет вкусное кокосовое, шоколадное, или медовое.

Молодые девушки часто выбирают цветочные или сладкие фруктовые ароматы. К примеру, средство, которое пахнет как арбуз, яблоко, персик, киви, апельсин, мандарин, клубника, виноград, или грейпфрут идеально подойдет для жаркого летнего дня. Легко и ненавязчиво пахнут и цветочные косметические средства. Самые популярные цветы, ароматы которых используются для создания душистого мыла – это роза, сирень, лаванда, лилия и орхидея.

Среди всего этого природного богатства вы точно найдете эксклюзивный запах, который станет «вашим» хотя бы на один сезон.

Ну и последний параметр, который отвечает за оригинальность таких косметических продуктов – это их форма. Особенно это важно в том случае, если вы покупаете мыльце в подарок и хотите, чтобы оно было максимально красивым и оригинальным.

Популярные варианты –это цветы, сладости и прочие милые изделия. Подчеркнуть индивидуальное отношение к тому, кому вы хотите дарить можно, выбрав мыло в виде первой буквы его имени. А можно даже собрать целую коллекцию, чтобы составить интересную надпись.

Основы ручного мыла

Упоминания о первом мыле, изготовленном из жира и пепла, датируются 2800 годом до н.э. Изначально его использовали в медицинских целях — лечили различные кожные заболевания и промывали раны, которые после такой процедуры быстрее заживали. В Европе мыловарни появились только в Х веке: во Франции, Испании, Италии. Европейское мыло было жидким, содержало большое количество оливкового масла и было доступно только состоятельным людям. Самым хорошим считалось французское мыло, в состав которого входили эфирные масла из Прованса. 

Несмотря на многократно усовершенствованную технологию производства и разнообразие ассортимента фабричной продукции, сейчас все более популярным становится мыло ручной работы. И неудивительно, ведь каждый брусочек уникален. Домашний мыловар может воплотить в жизнь любые идеи: выбрать геометричную или фантазийную форму, придать желаемый цвет, украсить засушенными растениями или перламутром. Красивое мыло может стать ярким акцентом в вашей ванной или душевным подарком близкому человеку.  

 

Примите во внимание:

  • У мыла ручной работы небольшой срок годности. Поскольку в составе нет консервантов, оно хранится не более полугода. Запасаться им впрок не стоит.
  • Цвет может измениться со временем, стать более светлым или потускнеть. Чтобы оттянуть этот момент, храните мыло в темном месте, защищенном от влаги.
  • Перед покупкой или самостоятельным изготовлением мыла убедитесь, что у вас нет аллергии на ингредиенты или противопоказаний. Например эфирное масло розмарина повышает давление, поэтому при гипертонии лучше выбрать что-то другое.

Рецепт ручного мыла: что подготовить

Инструменты

  • Кухонные весы. Рекомендуемая точность измерения — не менее 1 г. Такая точность важна, если вы планируете делать маленькие партии. Профессионалы, которые делают продукцию на заказ, предпочитают ювелирные весы с точностью 0,1 и даже 0,01 г.
  • Кастрюли подходящего размера. Они нужны для «водяной бани».
  • Емкость для плавления. Подойдет любая чаша. Используйте ее только для плавления мыльной основы и смешивания ингредиентов, но не готовьте в ней пищу.
  • Палочки для перемешивания. Могут быть деревянными или стеклянными.
  • Мерные ложки, шприцы, пипетки Пастера. Понадобятся для легкого дозирования ингредиентов в малых дозах.
  • Электронный термометр. Выбирайте модель, которую можно погружать в жидкости.
  • Силиконовые или пластиковые формочки. Пластиковые более дешевые, их легко мыть и хранить, они не впитывают ароматы. У силиконовых свои плюсы — возможность создания 3D-форм и тонких узоров, высокая реалистичность мыла.
  • Средства индивидуальной защиты: респиратор, фартук, перчатки, очки. 

С этими инструментами изготовление мыла ручной работы не займет много времени и сил.

Ингредиенты

  • Мыльная основа. Она бывает белая, прозрачная и органическая. Белая и прозрачная изготовлены на основе глицерина, пропиленгликоля, стеарата натрия и других компонентов. В составе органической — глицерин и омыленные натуральные масла: пальмовое, кокосовое, лавровое, облепиховое, касторовое. Заменить основу можно обычным детским мылом, не имеющим ярко выраженного запаха. 
  • Базовые масла. Их добавляют только в том случае, если в мыльной основе нет масел или вы делаете мыло с нуля, то есть готовите основу сами с применением щелочного раствора. Вы можете выбрать то, что вам нравится — оливковое масло, масло виноградной косточки, миндальное масло. 
  • Эфирное масло: мяты, чайного дерева, апельсина, розы, эвкалипта, других растений. Каждое масло обладает уникальным ароматом и широким спектром полезных свойств, о которых мы поговорим позже. 
  • Красители. Подкрасить мыло можно с помощью кофе, настоя ромашки, карри, свекольного сока или готовых пищевых водорастворимых красителей. 
  • Скраб-компоненты: молотый кофе, засушенные растения, овсяные хлопья. В процессе умывания они мягко отшелушивают омертвевшие клетки кожи, делая ее мягкой и сияющей. 
  • Декоративные компоненты: перламутр, блестки, засушенные цветы, пряности, мини-фигурки. 

В сети много рецептов с разными ингредиентами. Начинающим мыловарам рекомендуем сначала четко следовать рекомендациям и по мере набора опыта постепенно начинать экспериментировать.

Как сделать мыло дома за 5 шагов

  1. Расплавить мыльную основу. Подготовьте все необходимые ингредиенты и инструменты, чтобы в нужный момент они были у вас под рукой. Нарежьте мыльную основу на небольшие кусочки, сложите в емкость и поставьте в большую кастрюлю на водяную баню. Дождитесь полного растворения основы, при этом следите, чтобы ее температура не превышала 60 градусов. При закипании в массе образуются пузырьки, который испортят внешний вид мыла, особенно прозрачного. 

 

  1. Добавить базовое масло. Если вы используете готовую основу или детское мыло, добавьте базовое масло из расчета одна столовая ложка на 100 г мыла. Если вы варите мыло с нуля, следуйте рецептам. Добавлять можно как одно масло, так и сразу несколько. С пальмовым маслом мыло получается максимально твердым, касторовое масло дает прекрасную пену, за качество очищения отвечает кокосовое масло. Оливковое подходит для создания детского и гипоаллергенного мыла. Откажитесь от подсолнечного, льняного и кукурузного масла — они быстро прогоркают, и мыло портится.   

    3. Добавить краситель. Для мыловарения из основы профессионалы рекомендуют выбирать пищевые красители, которые не замутняют массу и не выпадают в осадок. Хватит 5 капель на 100 г основы, чтобы придать мылу яркий насыщенный цвет. При приготовлении натурального мыла с нуля лучше использовать минеральные пигменты: например диоксид титана для отбеливания, оксид хрома для получения зеленого цвета, оксид железа — для красного. 
  2. Добавить эфирное масло. Концентрация эфирного масла в мыле из основы обычно составляет 1–4%. В мыле с нуля содержание масла варьируется в зависимости от его летучести. Тяжелое масло — кедра, нероли, корицы — до 1%. Легкое масло — апельсина, чайного дерева, эвкалипта — до 10%. 
  3. Придать нужную форму. Выбранную формочку сбрызните спиртом из пульверизатора. Аккуратно заполните ее жидким мылом и поставьте на пару часов в прохладное место или на пять минут в холодильник. На упаковке мыльной основы обычно указано время застывания. После того, как мыло застынет, опустите формочку в горячую воду, и выньте его. Положите на бумагу и оставьте на два дня для просушки.

Лайфхаки по изготовлению мыла

Даже мастера, которые знают, как делать мыло ручной работы, иногда допускают ошибки при использовании новых ингредиентов. Мы собрали для вас 10 советов от мыловаров, чтобы ваши эксперименты увенчались успехом.

 

  1. Легкий цитрусовый аромат, который быстро улетучивается, можно удержать на дольше с помощью древесных эфирных масел — сандала, кедра, пачули.
  2. Чтобы пигмент при добавлении в мыло не образовал комочков, предварительно смешайте его с базовым маслом.
  3. Пищевые красители не подходят для изготовления разноцветных или многослойных брусочков, потому что цвета мигрируют друг в друга. Это самым неожиданным образом сказывается на внешнем виде конечного продукта.
  4. Вместо красителей в мыло можно добавлять цветную глину: голубую, желтую, красную. Мыло станет еще более полезным для кожи, а его цвет будет приглушенным, пастельным.
  5. Если хотите ввести в мыло несколько эфирных масел, изучите таблицу для их правильного сочетания. Гармоничные комбинации для примера: мята и жасмин, розмарин и грейпфрут, имбирь и апельсин.
  6. При вмешивании ингредиентов действуйте аккуратно, чтобы не допустить образования пузырьков.
  7. Если вы заливаете мыло в большую форму, чтобы потом разделить на несколько, используйте для разрезания стусло — так брусочки получатся абсолютно одинаковыми по ширине.
  8. Очень красиво смотрится мыло, состоящее из нескольких слоев. Перед заливкой каждого следующего слоя сбрызгивайте предыдущий спиртом.
  9. Используйте только хорошо просушенные кусочки фруктов, семена, цветы и травы. Иначе они быстро заплесневеют прямо внутри мыла.
  10. Не добавляйте эфирные масла в горячую основу, подождите, пока она немного остынет. В слишком горячей массе аромат «испарится».

Полезные свойства мыла

Любой рецепт ручного мыла включает базовые и эфирные масла. От них по большей мере и зависят его полезные свойства. Давайте разберемся, как сделать мыло ручной работы, чтобы оно принесло именно тот результат, который вам нужен. 

Сначала разберем базовые масла. Оливковое — универсальный вариант для всех типов кожи, включая сухую и чувствительную. Кокосовое оздоравливает и отбеливает кожу, создает защитную пленку от ультрафиолета. Касторовое масло идеально для чувствительной кожи. 

Неплохое решение для создания увлажняющего мыла — масло виноградной косточки. В нем содержатся жирные кислоты, которые легко проникают в клетки кожи и питают ее. К тому же, оно регулирует работу сальных желез и помогает поддерживать хорошее состояние жирной кожи. 

С признаками старения эффективно борются масла авокадо, манго, абрикосовых косточек, пшеничных зародышей. Облепиховое ускоряет заживление ран и применяется для избавления от угревой сыпи. Какао-масло тонизирует и одновременно смягчает кожу. 

 

Давайте рассмотрим, какой эффект можно ждать от самых популярных эфирных масел:

  • Сладкий апельсин. Омолаживает, устраняет комедоны, подтягивает и стимулирует выработку коллагена.
  • Вербена. Работает как антисептик и антидепрессант, успокаивая и улучшая настроение.
  • Кедр. Обладает дезодорирующим действием, лечит заболевания кожи.
  • Лаванда. Предотвращает появление первых признаков старения и черных точек, убирает раздражения и восстанавливает эластичность сосудов.
  • Нероли. Убирает купероз, комедоны и проявления целлюлита.
  • Пачули. Великолепно смягчает кожу, предотвращая трещины. Облегчает течение дерматозов, делает шрамы менее заметными.
  • Чайное дерево. Благодаря бактерицидным, противовирусным и противогрибковым свойствам незаменимо при частых герпесах, грибковых поражениях, прыщах, экземе и других заболеваниях кожи 

Если вы пользуетесь мылом ручной работы, в вашу кожу проникают только полезные вещества, а не сложные химические соединения. Натуральные витамины, жирные кислоты и другие микроэлементы являются биоактивными, способствующими ускоренной регенерации клеток. Кожа надолго сохраняет свою свежесть, эластичность и упругость.

Коротко о главном

  1. Для изготовления мыла ручной работы вам понадобятся средства для измерения, емкости для смешивания компонентов и формочки. Подготовьте ингредиенты: мыльную основу, масла, красители и декоративные элементы.
  2. Теперь вы знаете, как сделать мыло ручной работы из мыльной основы за пять шагов: расплавить основу, добавить базовое масло, затем краситель, эфирное масло и разлить получившуюся массу по формам.
  3. В начале карьеры мыловара строго следуйте рецептам и используйте лайфхаки от профессионалов. Набирайтесь опыта и постепенно начинайте экспериментировать.
  4. Полезные свойства мыла зависят от того, какие масла оно содержит. Можно сделать мыло с омолаживающим, увлажняющим, тонизирующим или отбеливающем эффектом.
  5. При выборе продукции в магазинах изучите информацию о производителе. Обращайте внимание на состав, сочетание ароматов, качество пенки, влияние на кожу и внешний вид мыла.

 

III этап. Заключительный.

Выставка рисунков «Радужное мыло»

Лепка «Мыльные фантазии»

Рекомендации врача педиатра по применению мыла «Польза и вред  мыла»

Выставка самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое!»

Заключение:

В нашей группе было проведена исследовательская работа. В результате  нашей работы мы:

  1. Познакомились с историей возникновения мыла.
  2. Рассмотрели виды мыла и выяснили, какими свойствами обладает мыло.
  3. На основе экспериментов подтвердили гипотезу о том, в домашних условиях можно изготовить свое душистое мыло.
  4. Самостоятельно изготовили мыло с различным составом в домашних условиях.
  5. Организовали в детском саду выставку самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое!», где продемонстрировали детям результаты нашего труда.

 

Мои выводы:

Собранный материал полностью доказал мою гипотезу:

В домашних условиях можно изготовить свое душистое мыло.

Мыло необходимо человеку.

Мыло широко применяются в быту.

 Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и интересными.

 

 

Список литературы:

  1. Маринечева О. В. ,. Ёлкина Н. В Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М. : 1995
  3. Рассказы взрослых, самостоятельные суждения детей, телепередачи.
  4. Тарабаркина Т. И., Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. М. : Просвещение, 1999.
  5. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие/ авт - сост. Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2009.

 

 

                                           

                                                              Приложение № 1

 Конспект занятия по познавательному развитию «Свойство мыла»

Цель: закрепить и систематизировать знания о мыле (его свойствами качествах. как им пользоваться, как беречь).

- закрепить умение подбирать прилагательные к существительному, развивать словарь.

- учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.

- формировать умение рисовать мылом на цветной бумаге, развивать воображение.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Опыты:

  1. Как получается мыльная пена?
  2. Что бывает с мыльной водой после погружения в нее губки?
  3. Чтение К. Чуковского "Мойдодыр".
  4. Рисование мелом.

Оборудование: "черный ящик", кусочек мыла, жидкое мыло.

Ход НОД:

Игра:"Да-нет" (в "черном ящике" - туалетное мыло)

Попробуйте угадать, что у меня здесь спрятано? Называйте слова на букву "эм", а я буду говорить "да" или "нет".

Я подскажу.

Слушайте загадку:

Не люблю грязнуль, нерях.

Грязных шортиков, рубах.

Чтоб без сажи были лица

Предлагаю всем умыться,

А чтоб тело чистым было

Вам поможет в этом. (мыло!

Кто больше слов назовет о мыле? Какое оно? (Душистое, скользкое, белое, маленькое.)

Какое еще бывает мыло? (Жидкое)

Что делают жидким мылом? (Моют руки, волосы, тело).

"Посмотрите, посмотрите!

Мыло тонет и в реке и в корыте!"

Почему оно всегда только там, где есть вода? (.)

Будьте внимательны,послушайте скороговорку:

Мыла Мила Мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло.

Мишку мылом не домыла.

Давайте все вместе повторим скороговорку.

А кто хочет повторить сам?

Скажите, почему Мила не домыла Мишку? (Мыло упало).

Почему мыло упало? (скользкое).

А сейчас мы попали в "Страну сравнения".

Скажите, мыло скользкое, как. (раба, сосулька, лед, шелк.).

А сейчас послушайте совет и скажите,как вы к нему относитесь:

"Никогда не мойте руки, шею и лицо.

Вновь испачкаются руки, шея и лицо.

Это глупое занятье, не приводит ни к чему,

Так зачем же тратить силы. время попусту терять?"

Как вы думаете, это для нас хороший совет? (.)

Кто боится мыла? (микробы, грязнули, трусихи.).

Поиграем в игру: "Хорошо плохо".

  1. Мыть руки - это хорошо. Почему?
  2. Мыть руки - это плохо. Почему?

Давайте покажем,что мы с вами очень любим мыться:

(Движения выполняются по тексту).

Ручки мыли? - Мыли.

А ушки мыли? - Мыли.

Носик мыли? - Мыли.

А щечки? - Тоже мыли.

Все помыли, ничего не забыли?

И теперь мы чистые, как зайчики пушистые. (Садятся)

Скажите, ребята, а как и где нужно хранить мыло? (в мыльнице).

А, если мыло бросить в воду, то какой станет вода? (мыльной).

А, если в мыльную воду опустить губку, что будет?

ОПЫТ: А мы сейчас посмотрим. У меня есть мыльная вода, в нее опустим губку и. от нее пошли мыльные пузыри. Почему? (Она с дырочками, а в дырочках воздух).

А когда много мыльных пузырей, что это? (пена)

Послушайте:

"Мыло пузыри пускало,

Пеной кверху лезло,

И его не стало,

Все оно исчезло. "

Как вы думаете, почему мыло исчезло? (смылилось).

А вы знаете, где еще можно увидеть пену? (на реке, в море, на волнах).

Ну, а сейчас проверим, все ли вы хорошо запомнили?

Поиграем в игру: "Что без чего не бывает?"

- Чистюли не бывает без. мыла,

- Пены не бывает без. воды,

- Пузырей без. губки,

- Ну, а шутки без. улыбки.

А вы знаете, что мылом можно не только стирать белье, с ним купаться, мыть руки, но и. Хотите узнать еще один секрет?

Вы когда-нибудь рисовали мылом? Хотите попробовать?

Предлагаю вам нарисовать кусочками мыла на бумаге, что вам больше всего запомнилось, о чем мы сегодня говорили.

Рефлексия:

- Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Как нужно обращаться с мылом?

- Что вам понравилось больше всего?

 

 

 

 

 

 

                                                                   Приложение № 2

Беседа «Да здравствует мыло душистое

Цель: Уточнить представления детей о здоровом образе жизни, о вредных микробах, живущих на грязных руках.

Воспитывать самостоятельность в соблюдении личной гигиены рук.

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Ход занятия

Сегодня у нас очень интересный разговор. Вы слышите и дома,и в садике несколько раз в день следующие слова: «Идем мыть руки!», «Ты вымыл руки?», «Мой руки с мыломВот у Саши возник вопрос: «Зачем их мыть? Они и так чистые!» Что бы ответили ему? (Ответы детей)

Посмотрите внимательно на свои руки, вы что-то замечаете? (Ответы детей) Нам кажется, что у нас совершенно чистые руки, но это не так. Мы уже сегодня трогали разные предметы, брались за дверные ручки, рисовали карандашами, а ведь это не стерильные, то есть абсолютно чистые, вещи, на них могут быть опасные микробы, которые могу вызвать болезни, которые так и называются «болезни грязных рук». «Что такое микробы? Где они? Мы их не видим!» - скажете вы. Действительно, они очень – очень маленькие и совсем не видны простым глазом, их можно увидеть только под микроскопом.

Мельче комаров и мошек в много-много тысяч раз

Тьма невидимых микробов на руках живет у нас.

Если грязными руками кушать или трогать рот,

Непременно от микробов сильно заболит живот.

Там, где грязь, живут микробы, мелкие, не увидать.

Их, микробов, очень много, невозможно сосчитать.

Давайте проведем эксперимент. Влажной салфеткой очень хорошо протрем наши, казалось бы, чистые руки и посмотрим, действительно ли они чистые. (Протереть руки, рассмотреть салфетки) Что вы видите? (Ответы детей) А сейчас мы пойдем и хорошо с мылом вымоем руки. (Повторить эксперимент с салфеткой) Что вы заметили? (Ответы детей, делаем вывод)

Руки с мылом надо мыть, чтоб здоровенькими быть!

От простой воды и мыла у микробов тают силы!

А сейчас мы разделимся на 4 группы и каждая группа составит правило гигиены рук, а помогу вам в этом картинки. (тарелка с едой, кошка и собака, прогулка, туалет)

(Ответы детей) .Вывод:

После улицы, прогулки, перед вкусною едой,

Посещеньем туалета руки ты всегда помой!

Пальчиковая гимнастика:

Руки моем с детским мылом,

Чтобы быть всегда красивым.

Каждый пальчик обмываем,

Полотенцем вытираем.

Если чаще руки мыть,

Разным микробам на них не жить!

Подвести итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                                              Приложение№ 3

Конспект НОД «Удивительное мыло»

Цель: развитие творческого мышления, через исследовательскую, опытно – экспериментальную деятельность, через познание окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование

-познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (хозяйственное, туалетное, жидкое, твердое и мягкое, аромат и пенообразование, скользкое при намокании);

-уточнить знания о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;

-познакомить с необычным способом использования мыла (рисование на бархатной бумаге);

-учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами мыла

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

«хозяйственное мыло», «жидкое мыло», «лаборатория», «эксперимент», «исследование».

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность в работе с водой и мылом, соблюдение правил техники безопасности;

Материал: мыло разного цвета и разных форм, чашки с водой, влажные детские салфетки для рук на каждого ребенка, гуашь разных цветов, небольшие кусочки мыла на каждого ребенка, лоскутки однотонной темной ткани на каждого ребенка, стаканчики с водой в них кусочки мыла на каждого ребенка; пластмассовые шпателя для размешивания; одноразовые ложечки, тарелки; лупы, трубочки для мыльных пузырей, белые фартуки

НОД

Организационный момент. Дети проходят на ковер и выстраиваются в круг.

Воспитатель: Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением! А вы любите, когда приходят гости? Посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте их, поприветствуем (доброе утро).

Ну а теперь поздороваемся с окружающим миром

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй в поле ветерок

Здравствуй маленький цветок

Здравствуй мир вокруг меня

Вместе мы друзья!

Воспитатель: А с нами кто – то ещё хочет поздороваться. Вам интересно узнать? Тогда отгадайте загадку

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Воспитатель: Пойдемте посмотрим.

Презентация на 1 слайде «мультяшное мыло»

Воспитатель: это, ребята Мыл Иванович.

Воспитатель: Для чего нужно нам мыло?

Дети: Стирают, моют руки, пускают мыльные пузыри.

Воспитатель: Зачем мыть руки с мылом?

Дети: Мыло убивает вредные микробы, чтобы не болеть.

- Мыл Иванович, хочет вас пригласить к себе в гости. Как вы думаете зачем? (ответы детей)

- Что мы можем увидеть, побывав у него в гостях? (ответы детей)

Воспитатель: Он приглашает вас в свою мыльную лабораторию, где

мы с вами будем изучать мыло. Хотите? В лабораториях люди работают в специальной одежде – белые фартуки или халаты. Переодеваемся в фартуки и отправляемся в кабинет №1 на исследование.

Проходите и садитесь.

Кабинет№ 1. Знак «Глаз». Слайд №2 или картинка

Воспитатель : Вспомните, что означает этот символ? (мы можем увидеть). На столе мыло разной формы и цвета.

Воспитатель: Что вы видите?- Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой оно формы?- Дети: Мыло на столе разное: квадратное, овальное, круглое, дельфин, роза, машина, прямоугольное.

Воспитатель: Какого цвета мыло?- Дети: Розовое, оранжевое, зеленое, коричневое, белое, желтое, голубое.

Воспитатель: Ну, что идём дальше исследовать мыло

Воспитатель: Вспомните, что означает этот символ?

Кабинет №2 Знак «Нос» Слайд №3 или картинка

Воспитатель : Вспомните, что означает этот символ? (можем понюхать мыло). Понюхайте мыло. Что вы чувствуете? (Мыло пахнет).

- Какой запах мыла у тебя, Виталик? (Саша, Настя) – клубничное, лимонное, цветочное и т. д.

- Какое мыло имеет неприятный запах? Как оно называется? (Хозяйственное).

Воспитатель: Итак, наши глазки увидели что? (Что мыло может быть разным по цвету и по форме)

Воспитатель: Наши носики почувствовали что? (Мыло имеет запах, оно ароматное, душистое, пахнет.)

- Засиделись мы немножко. Чтобы косточки размять предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка

Моем шею, моем уши,

Вытираем их посуше.

Чистота – всего дороже,

Мы и руки моем тоже.

Раз, два, три –

Мыльной пеной чище три!

Воспитатель: Путешествуем дальше, какой символ вы видите?

Кабинет №3 «Рука» Слайд №4 или картинка

Воспитатель: Что означает этот символ? (Можно потрогать)

Воспитатель: Дети подойдите к этому столу. Возьмите мыло в руки.

- Какое оно на ощупь?-Дети: Твердое, гладкое.

Воспитатель: Проверьте, постучите. Твердое?-Дети: Да.

Воспитатель: Перед вами стоит миска, как вы думаете, что в ней? (Вода)

-Давайте опустим мыло в таз с водой и достанем снова. (Дети опускают мыло в воду, затем берут его в руки. Мыло выскальзывает, дети опять берут его)

Мойся, мыло, Не ленись!

Не выскальзывай, Не злись!

Ты зачем опять упало?

Будем мыть тебя сначала.

Воспитатель: Что же происходит с мылом?

-(Оно стало скользким, мокрым, на руках появля?


Количество комментариев: 0