Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Это они в несовершеннолетнем возрасте перенесли все тяготы и ужасы войны: немецкие концлагеря, проживание на оккупированных территориях, участие в подполье, партизанских отрядах. Это они трудились наравне со взрослыми, в тылу на фабриках и заводах, на полях колхозов и совхозов, принимали участие в мероприятиях помощи Армии.
И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Это подчеркнул В. В. Путин в своем Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики».
У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, “сензитивный” для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Цель: формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
1.Развитие у детей любознательности, живого интереса к подвигам предков, в частности к подвигам детей- героев.
Воспитательные:
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Продукты проекта:
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- повышение эффективности детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- вовлечение родителей в педагогический процесс.
Этапы проекта
Этапы проекта
| Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный
| Рассматривание иллюстраций о ВОВ.
| 1. Составить перспективный план мероприятий. 2. Подобрать методическую и художественную литературу (краеведческий материал: (рассказы, портреты героев, фотографии и документы, письма из семейных архивов, альбом о детях-героях ВОВ), иллюстрированный материал по данной теме. 3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности. 4. Подобрать материалы для продуктивной деятельности.
| Знакомство с темой проекта. |
Деятельностный
| Познание: знакомство с подвигами детей-героев ВОВ; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, речевые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование, аппликация, слушание сказок, сюжетно-ролевые игры. | Беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры, рисование и аппликация, сюжетно-ролевые игры, проведение консультаций для родителей, оформление выставки, викторина. | Знакомство с консультациями. «Как рассказать ребенку о войне?». Экскурсия к Вечному огню. |
Завершающий
| Рассматривание выставки, альбома. | Составление презентации проекта, защита проекта. | Выставка поделок «Военная техника». |
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Сроки | Ответственный |
Понедельник 2.11.2020г | |||||
Оформление стены | «В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…» | Познакомить детей с детьми-героями ВОВ. | Папка-передвижка | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Рисование | «Георгиевская ленточка», | Познакомить детей с новым символом Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки. | Карандаши, раскраска. | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Беседа | «Дети-герои ВОВ» | Формировать культурно-гигиенические навыки; расширить знания о профессии ветеринара. | Иллюстрации. | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Беседа | «Подвиг Марата Казея» | Знакомство с героем ВОВ. | Портрет. | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Музыка | «Заучивание военной песни «Священная война» | Закреплять слова песни «Священная война» | Магнитофон | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Сюжетно-ролевая игра | «Медсёстры» | Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | Костюм врача, аптечка с атрибутами. | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Оформление альбома | «Дети-герои ВОВ» | Познакомить детей с детьми-героями ВОВ. | Альбом «Дети-герои ВОВ» | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Консультация для родителей | «Как рассказать детям о войне» | Повышение родительской компетентности в вопросах о рассказе детям о войне. | Папка-передвижка | 02.11 .2020г | Микушева Е.Д. |
Вторник 3.11.2020г | |||||
Утренняя гимнастика | «Мы солдаты» | Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. | Баян. | 3.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Чтение художественной литературы | Алексеев С. «Детям о войне» | Продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль. | Хрестоматия, иллюстрации. | 3.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Беседа | «Подвиг Лёни Голикова» | Знакомство с героем ВОВ. | Портрет. | 3.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Беседа | «Памятники героям ВОВ» | Знакомство с памятниками ВОВ | Иллюстрации | 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Сюжетно-ролевая игра | «Госпиталь» | Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | Костюм врача, атрибуты. | 3.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Среда 4.11.2020г | |||||
Беседа | «Подвиг Зины Портновой» | Знакомство с героем ВОВ. | Портрет. | 4.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Чтение художественной литературы | А.Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш»
| Продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль. | Хрестоматия, иллюстрации. | 4.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Рисование | «Дети и война» | Развитие творческой способности. | Раскраска | 4.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Речевое упражнение | «Какими качествами обладает солдат?» | Развитие речи, мышления. | Иллюстрации. | 4.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Работа с лэпбуком | «Блокада Ленинграда» | Знакомство с историей Блокадного Ленингада. | Лэпбук «Блокада Ленинграда» | 4.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Выставка работ | «Дети и война» | Развитие творческой и познавательной активности. | Выставка «Дети и война»
| 4.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Четверг 5.11.2020г | |||||
Беседа | «Подвиг Вали Котика» | Знакомство с героем ВОВ. | Портрет. | 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Развитие речи | Самостоятельный рассказ детей «Мой прадедушка» | Развивать логическое мышление детей | Иллюстрации сказок. | 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Чтение художественной литературы. | «В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи» | Приобщение к художественной литературе. | Хрестоматия, иллюстрации. | 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
НОД Аппликация | «Вечный огонь» | Развивать художественные способности в процессе аппликации. | Иллюстрации, плакат, цветная бумага, ножницы, клей, картон. | 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Подвижная игра | «Самолёты» | Развитие ловкости, ориентации в пространстве. |
| 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Рассматривание альбома | «Города-герои» | Знакомство детей с городами-героями ВОВ. | Альбом «Города-герои» | 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Музыка | Слушание и заучиваниепесни «Три танкиста» | Закреплять слова песни «Священная война» | Магнитофон | 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Выставка работ по аппликации | «Вечный огонь» | Развитие творческой и познавательной активности. | Выставка «Вечный огонь»
| 5.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Пятница 6.11.2020г | |||||
Пазл | «Портрет детей-героев ВОВ» | Развивать мелкую моторику рук. | Пазл «Портрет детей-героев ВОВ». | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Дидактическая игра | «Узнай героя ВОВ по описанию» | Выявить у детей умение узнавать и называть. | Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации» | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Беседа | «Подвиг Саши Чекалина». | Знакомство с героем ВОВ. | Портрет. | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Просмотр кинофильма, мультфильма | «Дети-герои ВОВ», «Солдатская сказка» | Развитие чувств патриотизма за подвиги героев ВОВ. | Проектор, флешка. | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Рисование | Портрет детей-героев ВОВ. | Развитие творчества. | Хрестоматия, иллюстрации. | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Оформление альбома | «Ордена и медали ВОВ» | Развитие творчества. | Альбом «Ордена и медали ВОВ» | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Экскурсия совместно с родителями | «Вечный огонь» | Развитие патриотизма. | Памятник «Вечный огонь» | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Викторина | «Дети-герои ВОВ» | Закрепление детей-героев ВОВ. | Иллюстрации. | 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
Выставка | Портреты детей-героев ВОВ. | Развитие творческой и познавательной активности. | Выставка «Портреты детей-героев ВОВ.»
| 6.11.2020г | Микушева Е.Д. |
социально-коммуникативная Сюжетно ролевые игры: «Медсёстры», «Госпиталь». Рассматривание иллюстраций о войне, портреты детей-героев ВОВ, участники ВОВ в семьях воспитанников, памятники героям ВОВ, ордена и медали, города-герои. Дидактические игры, «Узнай героя ВОВ по описанию» Пазл «Портрет детей-героев ВОВ».
| познавательная Беседы: «Дети-герои ВОВ». «Подвиг Марата Казея», « Подвиг Вали Котика», « Подвиг Зои Портновой», «Подвиг Лёни Голикова», «Подвиг Саши Чекалина», «Памятники героям ВОВ». Викторина «Дети-герои ВОВ». Просмотр кинофильма «Дети-герои ВОВ», мультфильма «Солдатская сказка».
| речевая Чтение художественной литературы: Чтение сказок :Алексеев С. «Детям о войне», А.Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш», «В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи». Прослушивание песни «Священная война» Заучивание песни «Три танкиста». Речевая игра «Какими качествами обладает солдат?»
|
художественно-эстетическая Рисование «Георгиевская ленточка», «Портреты героев ВОВ». Аппликация «Вечный огонь». | физическая утренняя зарядка «Мы солдаты» Подвижные игры – «Самолёты». | формы взаимодействия с родителями Консультация «Как рассказать детям о войне?» Изготовление альбома «Участники ВОВ в семьях воспитанников». Собрание военной техники на выставку. (Игрушки, поделки)
|
Заключение
С помощью запланированных мероприятий у детей сформировались знания о войне, о детях-героях ВОВ и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом. В ходе проекта дети познакомились с художественной литературой о ВОВ, музыкой и песнями о войне. Расширилась предметно-пространственная среда (альбомы о детях-героях ВОВ, памятники детям-героям, ордена и медали ВОВ и альбом об участниках ВОВ в семьях воспитанников).
Используемая литература:
Приложение № 1.
Беседа «Дети-герои Великой отечественной войны»
Цель: познакомить детей-дошкольников с историей подвигов детей-героев ВОВ.
Марат Казей, 14 лет
Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.
Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. До войны его родители были арестованы по обвинению во вредительстве и "троцкизме", многочисленных детей "разбросали" по бабушкам-дедушкам. Но семья Казеев не обозлилась на советскую власть: В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена "врага народа" и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была казнена немцами. А брат с сестрой ушли в партизаны. Ариадну впоследствии эвакуировали, но Марат остался в отряде.
Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку - как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие - две гранаты, с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.
В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.
Валя Котик, 14 лет
Партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.
Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.
С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.
"Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком "Огонь!" одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов", - так описывает этот первый бой советский учебник. Задание партизан Валя тогда выполнил: начальник жандармерии, обер-лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.
В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.
29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.
В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.
Леня Голиков, 16 лет
Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады.
Родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области. Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел еще младше всех 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.
В 1942 году он вступил в отряд. "Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 12 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу", - такие данные содержатся в его наградном листке.
В региональном военном архиве сохранилось подлинное донесение Голикова с рассказом об обстоятельствах этого боя:
"Вечером 12.08.42 г. мы, 6 человек партизан, выбрались на шоссе Псков-Луга и залегли недалеко от дер. Варницы. Ночью движения не было. Рассвело. Со стороны Пскова показалась маленькая легковая машина. Шла быстро, но у мостика, где мы находились, машина тише. Партизан Васильев бросил противотанковую гранату, не попал. Вторую гранату бросил Петров Александр из канавы, попал в траверзу. Машина не сразу остановилась, а прошла еще метров 20 и почти поравнялась с нами. Из машины выскочили два офицера. Я дал очередь из автомата. Не попал. Офицер, сидевший за рулем, побежал через канаву в сторону леса. Я дал несколько очередей из своего ППШ. Попал врагу в шею и спину. Петров начал стрелять по второму офицеру, который все время оглядывался, кричал и отстреливался. Петров из винтовки убил этого офицера. Тогда вдвоем побежали к первому раненому офицеру. Сорвали погоны, взяли портфель, документы. В автомашине еще был тяжелый чемодан. Мы едва его стащили в кусты (в 150 метрах от шоссе). Находясь еще у автомашины, мы услышали в соседней деревне тревогу, звон, крик. Схватив портфель, погоны и три трофейных пистолета, мы побежали к своим…".
За этот подвиг Леня был представлен к высшей правительственной награде - медали "Золотая звезда" и званию Героя Советского Союза. Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лени среди них не было: он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.
Саша Чекалин, 16 лет
Член партизанского отряда "Передовой" Тульской области.
Родился в 1925 году в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой", где успел прослужить всего чуть больше месяца.
К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на город Лихвин (Тульская область). Вдали показалась автомашина. Прошла минута - и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, брошенная Сашей Чекалиным, уничтожила и ее.
В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Комиссар разрешил ему отлежаться у проверенного человека в ближайшей деревне. Но нашелся предатель, который выдал его. Ночью фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась... Через несколько дней пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп. И только когда город был освобожден от захватчиков, боевые соратники партизана Чекалина похоронили его с воинскими почестями.
Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году.
Зина Портнова, 17 лет
Член подпольной комсомольско-молодежной организации "Юные мстители", разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белорусской ССР.
Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню Зуя Витебской области Белоруссии. Там ее и застала война.
В 1942 году она вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию "Юные мстители" и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.
С августа 1943 года Зина - разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В декабре 1943-го она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. Но при возвращении в отряд Зину арестовали.
Во время допроса девочка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.
Из книги "Зина Портнова" советского писателя Василия Смирнова: "Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась "советской бандиткой". Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…".
10 января 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.
Звание Героя Советского Союза Портновой Зинаиде было присвоено в 1958 году.
Приложение № 2.
Викторина «Дети – герои ВОВ»
Ведущий: Добрый вечер, друзья! В праздник Победы входит в наши дома, как один из самых светлых и прекрасных праздников. Входит с болью ноющих ран ветеранов, с благодарной памятью народа, с незабываемой уверенностью в том, что кровь, пролитая на фронтах самой жестокой в истории человечества войны, не была напрасной.
Мы начинаем видео-викторину «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Сегодня речь пойдет о детях, о тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонад – шагнул и не вернулся. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай