Статья: "Картотека дидактических игр по хореографии"

«Картотека

дидактических игр по хореографии»

 

 

                                                                                                                                                                    

 

 

                                                                     Составитель:

                                                                         хореограф

Фишбух Ольга Михайловна

 

 

г. Сыктывкар, 2020 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Игры на развитие чувства ритма
  2. Игры на развитие тембрового слуха
  3. Игры на развитие диатонического слуха
  4. Игры на развитие звуковысотного слуха
  5. Игры на развитие музыкальной памяти и слуха
  6. Игры для развития детского творчества
  7. Упражнения на развитие чувства ритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игры для развития чувства ритма

 

Цель: Развивать чувство ритма, ощущения сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения танца.

 

«Прогулка»

Ход игры.

  Придумать небольшой рассказ: Девочка Оля пошла гулять на улицу. Она спустилась по лестнице. Увидела на улице подружек, поиграла с ними в мяч. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень. Загремел гром, девочка Оля испугалась и убежала домой. Но скоро дождь кончился, выглянуло солнце, дети обрадовались и выбежали на улицу.

«Индеец»

Ход игры.

  Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому ребёнку.

 

«Рула, те рула»

Ход игры.

  Дети слушают музыку. На 1 часть музыки каждый по очереди подаёт руку стоящему справа, поворачивая голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Также поочерёдно каждый подаёт свою левую руку ребёнку. Стоящему слева.

  На 2 часть музыки дети движутся по кругу вправо—галопом, в конце музыкальной фразы — подскок. Влево движение повторяется.

«Услышь меня»

Ход игры.

1.Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его.

2.Сидящий с краю ребёнок повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д.

«Аист»

Ход игры.

Дети под музыку движутся по кругу, выполняя заданные ведущим ритмичные движения руками или ногами, произнося текст:

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостит он где-то.

«Вопрос-ответ»

Ход игры.

Дети становятся друг против друга. Один ребёнок задаёт ритмический рисунок-вопрос, другой отвечает движениями (шаги, притопы, хлопки, переступания и пр.), повторяя заданный ритмический рисунок.

«Ритм-загадка»

Ход игры.

Игра проходит без музыкального сопровождения.

Ведущий легкими хлопками задаёт ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4, 4/4.

  1. Игры для развития тембрового слуха

Цель: Развивать тембровый  слух.

 

«Определи»

Ход игры.

Звучит запись любого музыкального инструмента (скрипки, баяна, фортепиано и т.д.).Дети находят нужную карточку.

 

Ход игры.

В оркестровой форме звучат музыкальные инструменты каждый в отдельности. Определить.

Ход игры.

Звучат мужской, женский, детский голоса в аудиозаписи. Определить.

«Воротца»

Ход игры.

Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары делятся на 2 команды: пеликаны и великаны. На начало марша пары идут по кругу. На «раз» 8-го такта ведущий подаёт команду: «Великаны!» или «Пеликаны!» Пары, которых назвали, останавливаются и образуют «воротца», неназванные пары пробегают в «воротца». К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места.

  1. Игры для развития диатонического слуха

Цель: развивать целостное восприятие музыки.

 

«Тихо-громко»

Ход игры.

Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

«Будь внимателен»

Ход игры.

Звучит громкая музыка—дети должны идти пдскоками, звучит тихая музыка—дети должны идти приставными шагами. Или можно: на звучание громкой музыки—громко хлопать, а на тихую—тихо.

«Круг и кружочки»

Ход игры.

Дети делятся на 4 команды. Команды строятся в углах зала кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. На начало игры команды выстраиваются в середине зала в общий круг. Под весёлую музыку дети выполняют простые танцевальные движения. Когда музыка зазвучит громче. Все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других.

  1. Игры на развитие звуковысотного слух

Цель: развивать мелодический слух и звуковысотные слуховые представления.

 

«Качели»

Ход игры.

Определить по музыке, где находятся качели—внизу или вверху, можно показать рукой.

 

«Бубенчики»

Ход игры.

Звучит музыка в трёх разных регистрах. Определить по звучанию какой бубенчик « прозвенел» -- высокий, средний, низкий.

«Птичка-мама и птенчики»

Ход игры.

Звучит музыка в» низком или высоком регистре. Дети угадывают, кто прилетел -- птичка-мама или её птенчики.

«Курочка и цыплята»

Ход игры.

Ведущий рассказывает: «Вышла курочка с цыплятами гулять, зёрнышек поклевать». Звучит музыка в низком регистре. «Чья это музыка?» «Ко-ко-ко .Это курочка клюёт».Звучит музыка в высоком регистре. «Чья это музыка?» «Пи-пи-пи. Это цыплята клюют».

  1. Игры на развитие музыкальной памяти и слуха

Цель: В процессе этих игр развивается музыкально-слуховое восприятие: дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями.

 

«Сколько звучит»

Ход игры.

Прослушивается аудиозапись различной музыки (солист, дуэт, трио, хор, оркестр,…)Дети слушают и определяют количество прозвучавших голосов, инструментов и названия инструментов. Вызванный ребёнок подходит и выбирает нужную карточку.

«Слушаем музыку»

Ход игры.

Дети слушают различную по характеру музыку (инструментальную, вокальную, с сопровождением, без сопровождения, о природе, о животных). Вызванный ребёнок отвечает.

«Назови композитора музыки»

Ход игры.

Выставляются портреты известных композиторов. Прослушивается различная по характеру музыка. За правильный ответ ребёнок получает нотку. У кого больше?

«Какая музыка»

Ход игры.

Выставляются карточки с изображением танцующих. Звучит различная по характеру музыка. Дети отвечают и находят нужный рисунок.

«Волшебный смычок»

Ход игры.

Прослушивается различная по характеру музыка. Дети рукой (волшебным смычком) « дирижируют» под музыку.

«Дети польку танцевали»

Ход игры.

Группа делится на 2 и более команды. Выстраиваются вдоль боковых стен зала, под польку выполняют танцевальные движения. Под вальс стоят и дирижируют «А под вальс смычок все взяли».

«Ты возьми меня с собой»

Ход игры.

Дети встают в шеренгу. Водящий берёт за руку рядом стоящего ребёнка и они танцевальным шагом под маршевую музыку проходят в конец шеренги. На быструю музыку следующий водящий перебегает в начало шеренги и под маршевую музыку переводит следующего ребёнка.

«Запомни мелодию»

Ход игры.

Группа делится на 2 и более команды: «Полька», «Вальс», «Марш». Выстраиваются вдоль боковых стен зала. Дети, услышав свою мелодию, В центре зала выполняют свои танцевальные движения. По окончании музыки дети должны занять своё место.

  1. Игры для развития детского творчества

Цель: Развивать творчество.

«Море волнуется»

Ход игры.

Звучит различная по характеру музыка. Дети выполняют различные имитационные движения, согласуя их с музыкой. При этом используют знакомые танцевальные движения. Перед выполнением движений говорятся слова: Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Фигура……замри.

Под музыку дети двигаются. С окончанием музыки замирают.

 

  1. Упражнения на развитие чувства ритма

Цель: Развить чувство ритма.

Упражнения состоят из хлопков в ладони и шагов. Каждое упражнение можно повторить на 8-16 тактов.

  1. хлопки на каждую четверть.

1 такт: «раз» - хлопок

«и» - пауза

«два» - хлопок

«и» - пауза и т.д.

  1. хлопки на первую четверть такта.

1 такт: «раз» - хлопок

«два» - пауза.

или

«раз» - хлопок

«два, три, четыре» - пауза

  1. хлопки на каждую восьмую долю такта.

1 такт: «раз» - хлопок

«и»  - хлопок и т.д.

  1. хлопки с паузой.

1 такт: «раз» - хлопок

«два» - хлопок

«три»—хлопок

«четыре» - пауза и т.д.

или

«раз» - хлопок

«и» - хлопок

«два» - хлопок

«и» - пауза

В предложенных упражнениях хлопки можно заменить шагами или исполнить одновременно с шагами на месте или с продвижением.

  1. Шаги с хлопками

1 такт: «раз» - шаг правой ногой

«и» - хлопок

«два» - шаг левой ногой

«и» - хлопок

7.Задать ритм хлопками. Дети внимательно слушают, а потом хлопают по одному по кругу.

  1. 8. Задать ритм хлопками. Дети последовательно хлопают так, чтобы ритм и сила хлопка (тихо, громко) соответствовала заданному.

9.Задать ритм хлопками. Чем громче хлопает ведущий, тем тише должны хлопать все остальные, и наоборот.

10.Задать ритм хлопками. Все повторяют его несколько раз. Теперь стоящий с краю повторяет этот ритм и добавляет один свой хлопок. Второй повторяет и добавляет свой хлопок и т.д.

  1. 11. Задаётся ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4,4/4. Дети отвечают хлопками или движениями: переступания, притопы, шаги.
  2. Музыкальный размер 4/4. Марш.

а) Дети стоят в кругу лицом к центру.

1-8 такт—на «раз» каждого такта шаг вперёд поочерёдно то правой,

то левой ногой.

9-16 такт — повторить с отходом назад.

б) Дети стоят в кругу лицом к центру.

1-8 такт --на «раз» каждого такта дети делают хлопки стоя на месте.

9-16 такт—подскоками поворот на право

в) Дети стоят в кругу лицом к центру.

1-8 такт—на «раз»-- шаг вперёд, на «два»--хлопок

9-16 такт — повторить с отходом назад.

г) Дети стоят в кругу лицом к центру.

1-8 такт -- на «раз»-- шаг на месте, на «два»-- хлопок

9-16 такт—прыжки на месте.

д) К маршу добавляется музыка быстрого характера. В соответствии с внезапным изменением темпа музыки чередуются ходьба и бег.


Количество комментариев: 0