Статья: "Картотека "Музыкальные игры с музыкальными инструментами""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

Картотека

«Музыкальные игры с

музыкальными инструментами»

 

 

 

 

Составитель:

музыкальный руководитель

 

Старцева Н.А.

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2020 г.

 

 

Содержание:

1.«Вот все ребята собрались»

  1. «Бубен» Фрида

3.«Танец с бубнами»

4.«Игра с бубнами»

5.«Оркестр»

  1. «Пока звучит музыка»
  2. «Тихо-громко»

8.«Беседа»

9.«Телеграмма»

10.«Эхо»

  1. «Внимание»

12.«Дирижер»

13.«Игра в кругу»

14.«Побегаем, поиграем»

15.«Делай с музыкой»

16.«Набираем в оркестр»

17.«Игра с бубном»

18.«Играем в оркестре»

 

 

 

 

 

 

1.«Вот все ребята собрались» (младший, средний возраст)

Цель -  закрепление приемов игры на музыкальных инструментах.

Материал – музыкальные инструменты, стол,

        Перед началом игры целесообразно провести дидактическую игру «Угадай, на чем играю», узнанные по тембру музыкальные инструменты выкладываются на стол. Музыкальный руководитель поет на мелодию «В лесу родилась елочка»:

Вот все ребята собрались, и музыка звучит,

А Саша (называется любой ребенок) барабан берет и палочкой стучит.

(Выходит названный ребенок, выбирает из 4-5 инструментов заданный и начинает играть под 2 часть - подвижную плясовую)

Таким образом вызываются еще дети, каждый из них берет названный инструмент и играет. В конце все играют одновременно.

 

  1. «Бубен» Фрида (младший и средний возраст)

Цель: формировать навыки игры на бубне (2 приема – удар и встряхивание), воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.

Материал: бубен.

       Педагог поет: Постучи, Алена, в бубен,

                         Мы в ладоши хлопать будем,

                         Постучи веселей,

                         Посильнее в бубен бей. (Алена ударяет в бубен)

На проигрыш – прием «встряхивание»

Педагог поет дальше: Ах, Алена, как играет.

                                      Как ладошкой ударяет!

                                      Поиграла, вот и все,

                                      Бубен Ване отнесем (Алена передает бубен Ване)

 

3.«Танец с бубнами» (младший и средний возраст)

Цель: формировать умение двигаться и звенеть бубном, реагировать на смену частей музыки.

Материал: бубны на пол группы.

     Дети легко бегают на носочках врассыпную, с окончанием музыки останавливаются и играют на бубнах. Если бубнов всем не хватает, то сыгравшие ребята отдают бубны другим детям.

 

4.«Игра с бубнами» (средний и старший возраст)

 Цель: Научить слышать смену частей музыки (3 контрастные части), развивать чувство ритма, навыки игры на бубнах, формировать чувство ансамбля, умение ориентироваться в пространстве.

Материал: бубны -3-4 шт.

     Игра проходит в сопровождении фортепиано. На 1 часть музыки (спокойную) дети, стоящие в кругу, приседают и закрывают глаза, воспитатель кладет за спины 3-4 ребятам бубны. С началом второй громкой плясовой части дети, обнаружив у себя за спиной бубен, выходят в круг и ударяют в бубны, остальные дети пляшут. На третью часть (легкую, подвижную) «музыканты» встряхивают бубны, дети легко бегут по кругу.

Игра повторяется с началом 1 части.

 

5.«Оркестр» украинская народная мелодия (средний возраст)

Цель: Способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.

Материал: музыкальные инструменты на группу детей.

       Дети стоят в кругу с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом первой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала.

 

  1. «Пока звучит музыка» (средний и старший возраст)

 Цель: способствовать развитию слухового внимания.

Материал: музыкальные инструменты на группу детей.         

Пока звучит музыка, дети произвольно играют, как только музыка перестает звучать – перестают играть и дети.

 

  1. «Тихо-громко» (любой возраст)

Цель: способствовать развитию динамического и тембрового слуха, ритмичности.

Материал: музыкальные инструменты на группу детей.

    На тихую музыку дети играют тихо, на громкую – громко.

Вариант: разделить детей на две подгруппы с инструментами разного звучания: колокольчики и бубны (или ложки, или барабаны). На тихую музыку играют колокольчики, на громкую музыку -  бубны (или ложки, или барабаны)

            Усложнение: педагог играет неконтрастную двухчастную музыку. На первую часть играют одни инструменты, на вторую – другие.

 

8.«Беседа» (старший возраст)

Цель: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала.

Материал: музыкальные инструменты.

      Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.

Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.

Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.

 

9.«Телеграмма» (старший возраст)

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Материал: музыкальные инструменты.

      Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.

Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.

Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.

 

10.«Эхо» (старший возраст)

Цель: развивать чувство ритма, динамический слух.

Материал: музыкальные инструменты.

     Педагог отхлопывает в ладоши ритмический рисунок достаточно громко, дети повторяют 3 раза, с каждым разом все тише и тише. То же на музыкальных инструментах.

Пояснение: объяснить детям, что такое эхо, придумать и проговорить несколько слов, фраз с затиханием. Например: «Ау! Ау! Ау! Ау!», «Куда! Куда! Куда! Куда!» «Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам!». И так далее.

 

  1. «Внимание» (средний и старший возраст)

Цель: развивать внимание, тембровый слух, чувство ритма.

Материал: ложки, колокольчики, бубны, маракасы,ширма.

      Дети танцуют все вместе с музыкальными инструментами. С окончанием музыки педагог играет на каком-либо инструменте. К нему только подбегают дети с такими же инструментами, остальные отбегают в сторону. Достаточно четырех видов инструментов: ложки, колокольчики, бубны, маракасы.

Усложнение: педагог может играть за небольшой настольной ширмой, чтобы дети не видели, какой инструмент звучит.

 

12.«Дирижер» (средний и старший возраст)

Цель: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.

Материал: музыкальные инструменты.

     У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.

 

 13.«Игра в кругу» (старший возраст)

Цель: способствовать развитию слухового внимания, выдержки.

Материал: бубен, маракасы, колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.

      Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т.д. Паузы между исполнением быть не должно.

Усложнение: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.

 

 

 

14.«Побегаем, поиграем» (средний, старший возраст)

Цель: закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах (бубны, коробочки, шаркунки, румбы, ложки, маракасы, бубенчики и т.д.), учить реагировать на смену частей музыки.

Материал: музыкальные инструменты

    Стулья стоят по кругу, на стульях инструменты. Дети легко, на носочках бегут по кругу за стульями, с окончанием музыки садятся на  стул, около которого остановились. Звучит веселая музыка, дети играют произвольно или ритмический рисунок, который показывает педагог (в том числе и в графическом изображении).

Вариант: дети играют на инструментах, сидя на стульях, с окончанием музыки встают, оставляя свой инструмент на стуле, и переходят к другому стульчику. Игра повторяется. Таким образом, дети поиграют на всех музыкальных инструментах.

 

15.«Делай с музыкой» (старший возраст)

Цель: способствовать проявлению творчества, фантазии, целесообразности действий, ритмичности.

Материал: стол, барабан, бубен, металлофон, колокольчики.

    На небольшом столе лежат музыкальные инструменты. Педагог играет на любом из них. Дети выполняют движения, которые характерны для выполнения под предлагаемый аккомпанемент. Например: педагог играет на барабане – дети маршируют, на металлофоне – танцуют, бубне – прыгают, на колокольчиках – бегают.

Усложнение: роль музыканта исполняет ребенок.

 

16.«Набираем в оркестр» (старший возраст)

Цель: способствовать формированию слухового внимания, чувство ритма.

Материал: музыкальные инструменты.

    Дети сидят по кругу (на полу или стульях). У каждого музыкальный инструмент. Педагог сидит вместе с детьми и под музыкальное сопровождение начинает играть на своем инструменте, потом произносит: «Витя!» - и Витя играет вместе с педагогом. Педагог далее называет имя другого ребенка, потом следующего. Когда он назовет всех детей – получается оркестр. Не обязательно называть подряд имена детей, сидящих рядом. Дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога.

 

17.«Игра с бубном» (средний, старший возраст)

Цель: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности.

Материал: бубен.

     Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют, кто как хочет, с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.

Варианты:

А. Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке, коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.

Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.

В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.

     Пере-звоны, пере-клики,

    Пере-стуки, пере-бряк!

    Бубен, бубен, пре-великий

    Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет)

Г. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.

 

  1. «Играем в оркестре»

Цель: развивать тембровый слух.

(младший, средний, старший возраст по мере усложнения)

Материал: стол, ширма, музыкальные инструменты.

     За ширмой на столе разложены инструменты.

А. Желающий ребенок играет на любом инструменте.

Б. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога (задание усложняется, т.к. к детскому инструменту прибавляется звук пианино или того инструмента, на котором играет педагог)

В. Двое детей играют на музыкальных инструментах (на разных)

Г. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога.

Д. Трое детей играют на музыкальных инструментах.

Е. Та же игра, но с аккомпанементом педагога.

 


Количество комментариев: 0