Статья: "Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения по краеведению «Мой дом, мой край родной!»"

 

Дополнительная общеразвивающая программа

дошкольного образования

для  детей с нарушением зрения

   по краеведению «Мой дом, мой край родной!»

 

 

 

 

 

 

 

         

                            Возраст воспитанников: 3-7 лет

             Срок реализации: 1 год

                                                              Автор-составитель: Лицова Людмила  Николаевна,

                                                                  воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

3

1.1.Пояснительная записка

 

3

1.2.Педагогические принципы программы

 

4

1.3.Характеристика познавательных возможностей дошкольников

 

5

1.4.Характеристика детей 3 – 7 лет с нарушениями зрения

 

5

1.5.Законодательно-нормативное обеспечение программы

 

7

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

7

2.1.Особенности организации образовательной деятельности

 

7

2.2.Формы работы с детьми по ознакомлению с родным городом

 

8

2.3.Структура программы

 

8

2.4.Механизм реализации программы

 

9

2.5.Формы работы с детьми и родителями

 

9

2.6.Ожидаемый результат реализации программы

 

10

2.7.Тематическое планирование

 

12

2.8.Взаимодействие с родителями

 

16

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

17

3.1. Оценка индивидуального развития дошкольников

 

17

3.2.Методическое обеспечение программы

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. От того, какими глазами ребенок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечет из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит каким он вырастет гражданином Родины.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования к личностным результатам освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования относится, помимо прочего, сформированность у ребенка уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Поэтому одной из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но, чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие впечатления им еще не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание...

Психолого-педагогические исследования показали, что ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые, современные технологии. Детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Это, пожалуй, один из ключевых элементов нашей программы, так как именно от интереса к объекту изучения зависит, насколько хорошо дети будут знать историю своей малой родины.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Базовым этапом формирования у детей любви к малой родине является накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития ребенка. Поэтому вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края необходимо и актуально с дошкольного возраста.

Систематическая работа педагогов детского сада по данному направлению проводится при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с социумом города.

Таким образом, заложив фундамент патриотического воспитания с детства, мы можем надеяться, что дети станут гражданами, любящими свою Родину.

Цель: Формирование у детей 3 — 7 лет представлений о родном городе.

Ознакомление детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка, воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Для её достижения в рамках данной программы предусмотрено выполнение целого ряда задач и определены критерии эффективности реализации мероприятий.

Задачи:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с нарушением зрения.

- познакомить детей с историей и современностью города Ульяновска;

- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего города и его жителей;

- воспитывать уважительное отношение к культуре родного города, развивать интерес к местным традициям.

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

- воспитание уважения к труду людей;

- дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях;

- познакомить с именами тех, кто прославил город.

 

1.2.Педагогические принципы программы - полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерство с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей с нарушением зрения.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

 

1.3.Характеристика познавательных возможностей дошкольников с нарушением зрения.

Познавательные возможности дошкольников с нарушением зрения очень велики. Возраст от 3 до 7 лет можно рассматривать как сенситивный период по усвоению общебиологических закономерностей. Образование и воспитание представляет собой важнейший компонент целостного педагогического процесса и реализуется через все виды деятельности.

 Анализ диагностических данных воспитанников позволил сделать вывод о недостаточном уровне сформированности у них представлений о родном городе. Для решения обозначенных проблем возникла необходимость разработки программу по формированию у детей 3-7 лет представлений о родном городе, его достопримечательностях и людях живущих в нем.

 

1.4.Характеристика детей 3 – 7 лет с нарушениями зрения

Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии.

В связи с наличием у детей монокулярного видения, что характерно для данной категории (Л.И. Плаксина, 1998) страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удалѐнность, выделение объѐмных признаков предметов, дифференциация направлений.

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. У детей с косоглазием и амблиопией отмечаются затруднения в работе с объѐмными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами.

 В ряде исследований отмечается общая обеднѐнность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счѐт неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки. Детальный анализ особенности формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 3-4 лет, показал, что у детей с косоглазием и амблиопией из-за ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве.

За счѐт монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются. У детей с нарушением зрения отсутствуют чѐткие представления о своѐм теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своѐм теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно- пространные ситуации.

Овладение обобщающими словами и уровень выделения общих признаков предметов у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижены, а это в свою очередь затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения.

Процесс формирования умения строить описательный рассказ сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений. У детей старшего дошкольного возраста существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребѐнку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. Поэтому в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией, частичной атрофией ДЗН без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как посредством зрительного восприятия, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.

 Исследования показывают наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется возможностью анализа таких признаков пространства, как протяжѐнность, удалѐнность, глубина, объѐмность.

 Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребѐнка, приводят к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. При этом, исследователи отмечают, что овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации.

Дети с косоглазием и амблиопией за счѐт снижения остроты зрения и монокулярном его характере  затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперѐд руку при движении в пространстве.

Недостатки развития детей с косоглазием и амблиопией проявляются и в качестве прыжков детей, характеризующиеся несогласованностью рук и ног. Приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счѐт сложности видения глубины, удалѐнности объектов при монокулярном зрении.

При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания. В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено, что спонтанное развитие выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдѐт, необходима организация психолого- педагогической коррекционной помощи детям.

Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, самоизоляции, неучастии или проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний у ребѐнка к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребѐнка от помощи и руководства взрослых.

Дошкольники не осознают своего дефекта и, в силу возрастных особенностей, не способны к самоконтролю за процессом лечения. В связи, с чем они особенно остро переживают всѐ, что связано с процессом лечения, поэтому у них наблюдаются различные психоэмоциональные отклонения

 

1.5.Законодательно-нормативное обеспечение программы

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 – Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155).
  6. «Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Минтруда № 544н от 18.10.2013 г.
  7. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  8. Устав ОГКОУ «Школа-интернат №91».
  9. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слепых и слабовидящих детей на 2018-2020 гг

 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Особенности организации образовательной деятельности

Программа эколого-патриотического направления «Мой дом, мой край родной!» реализуется в дошкольных группах ОГКОУ «Школа-интернат №91».

Работа по программе проводится 2 раз в неделю по специально разработанному тематическому плану и включена в ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», игровую деятельность.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

Программа реализуется в течение четырех лет и рассчитана на детей от 3 до 7 лет (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа).

Продолжительность занятий:.

младшая группа — 15 мин,

средняя группа — 20 мин,

старшая группа — 25 мин,

подготовительная группа — 30 мин.

Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:

- создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка с нарушением зрения;

- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

- динамичность работы;

- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка с ОВЗ;

- объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;

- совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

- становление высоконравственных, этических норм поведения.

Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе НОД, в совместной (партнѐрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.

 

2.2.Формы работы с детьми по ознакомлению с родным городом.

- НОД познавательного характера.

- Экскурсии к социокультурным и спортивным объектам. Содержанием экскурсий являются: наблюдение за работой людей разных профессий, расширение знаний детей о предназначении различных объектов;

в музеи: знакомство с историей возникновения города; с тем, как развивался и изменялся;

_ Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по старинным улицам нашего города.

_ Минипоходы в природу.

- Чтение художественной литературы, статей газеты «Ульяновский вестник», стихов поэтов-земляков.

- Использование аудио- и видео-материалов о родном крае.

- Рассматривание иллюстраций, картин, связанных с родным краем.

-Встречи с интересными людьми нашего города: поэты, музыканты, спортсмены, ветераны войны, военнослужащие, люди разных профессий.

-Проведение акций – ряд действий предпринимаемых для достижения поставленной цели, для формирования у детей нравственно-патриотических чувств к родному краю, малой Родине.

- Игры.

- Праздники и развлечения.

 

2.3.Структура программы

Целевой группой программы стали дети 3-7 лет, родители и педагоги. Программа является оригинальной в части разработки системы по формированию знаний у детей 3-7 лет о малой родине, привлечения родителей как активных участников образовательного процесса, а также формирования механизма межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры и привлечение добровольцев к работе с детьми составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа). Формирование представлений о родном городе решаются в ходе организованной образовательной деятельности и режимных моментах.

 

 

 

2.4.Механизм реализации программы

 

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Работа с педагогами

Совместная деятельность со взрослым в ходе ООД — 1 раз в неделю;

в режимных моментах - ежедневно

Практическое обучение методам взаимодействия с детьми в разных видах деятельности (1 раз в месяц)

Консультации ( по запросу, по приглашению, ежемесячно)

Индивидуальное психолого-педагогическое обследование детей

Консультативные встречи со специалистами (по запросу, 1 раз в вартал)

Заседания рабочей группы -

1 раз в квартал

Проведение праздников и развлечений совместно с родителями (в соответствии с планом)

Разработка и презентация детско-родительских проектов (1 раз в квартал)

Курсы повышения квалификации (в соответствии с планом)

Экскурсии , еженедельные тематические встречи в библиотеке, экскурсия в музей.  В соответствии с планом)

Проведение совместных с детьми развлечений и праздников (в соответствии с планом)

Обобщение опыта работы

( на педагогическом совете, практической конференции (по итогам работы)

 

2.5.Формы работы с детьми и родителями

  • непрерывная образовательная деятельность в группах по расписанию;
  • в свободное от НОД время: беседы, викторины, чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстраций о родном городе, просмотр видеофильмов, слушание песен;
  • создание мини-музея в группах по теме;
  • целевые прогулки по городу;
  • экскурсии различной тематики о городе (памятные места, профессии города;
  • праздники, развлечения, основанные на местных традициях, фольклоре;
  • тематические выставки;
  • родительские собрания, консультации, совещания, презентации;
  • выставки работ детско-родительского творчества.

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
  • Познакомить детей с историей детского сада.

 

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

 

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

 

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

 

2.6.Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать где работают их родители.
  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

 

  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
  • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

 

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, района.
  • Иметь представление о символике города, района.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа населяющего город Ульяновск.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

 

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, района, области.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг Ульяновской области и своего города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления о природе родного края.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Этапы внедрения программы

  • Сбор информации.
  • Разработка и внедрение программы.
  • Разработка и реализация плана программы.
  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
  • Регулирование выполнения программы.
  • Текущий мониторинг выполнения программы.
  • Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

 

Механизм сопровождения программы

  1. Планирование и подготовка
  • Изучение методической литературы.
  • План работы на год.
  • Обсуждение проектов каждого плана.
  • Утверждение плана.

 

  1. Методическое сопровождение
  • Организация и проведение семинара по изучению программы.
  • Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
  • Консультации.
  • Проведение семинарских занятий.
  • Самообразование.

 

  1. Использование результатов работы
    • Подготовка и проведение методических мероприятий ( пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
    • Оформление результатов работы.
    • Выступление в СМИ.

 

  1. Мероприятия поддержки
  • Составление плана совместных проектов между специалистами .
  • Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Сотрудничество с областной библиотекой.
  • Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.

2.7.Тематическое планирование

Младшая группа (3–4 года)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь

Беседа «Моя семья»

Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья»

Проект (рисование) «Портрет семьи»

Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»

Ноябрь

Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Декабрь

Природо охраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели.

Январь

Проект «Мой родной гор?


Количество комментариев: 0