«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Содержание рабочей программы учитывает возрастные особенности детей, воспитывающихся в подготовительной группе МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида». Возрастные особенности детей 6-7 лет по «Художественно-эстетическому развитию» определяют интерес детей к художественному творчеству: развитие творчества детей; научить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать обучать передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей («Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»), которые обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей Составляющий компонент рабочей программы: художественно-эстетическое развитие.
Цели программы:
1) Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач деятельности МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида»:
- развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- развитие детского творчества.
- приобщение детей к изобразительному искусству.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
-совместной деятельности взрослого и детей;
-самостоятельной деятельности детей.
Формами организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность: аппликация) являются:
В подготовительной группе еженедельно проводится 1 занятие в две недели. Длительность занятия не более 30 минут. В соответствии с этим всего 18 занятий в год.
Совместная деятельность взрослого и детей | Интеграция ОО | Взаимодействие с родителями | |
НОД | СД в РМ | ||
Изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игр, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности Создание макетов, коллекций и их оформление Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов, узоров в работах народных мастеров, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, Игры Организация выставок работ народных мастеров Обсуждение | Беседы Обсуждения Рассматривание Создание соответствующей предметно-развивающей среды Аппликация
| Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
| Папка передвижка, фотовыставка, Проектная деятельность, Изготовление тематических альбомов,
|
Тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Изобразительная деятельность (аппликация)»
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя
|
|
| ||||||||||
1 – 2 |
|
Ваза для осеннего букета Учить: – самостоятельно выбирать средства для создания – основам дизайнерского искусства; – получать красивые цветосочетания. Формировать умение замечать недостатки |
|
Разноцветные автомобили Закреплять навыки выполнения аппликации Учить: – воплощать свой замысел с помощью имеющихся – украшать работу вырезанными картинками и т. д. Совершенствовать навык работы с ножницами и клеем
| Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, ваза с цветами, игрушки-машины, клей, цветные бумаги.
| Беседа, пальчиковая гимнастика, наблюдения, рассматривание, объяснение. | ||||||||||
ножницы№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя | Y неделя |
|
| |||||||||
3 – 4 |
|
Моя родословная – образ моей семьи. Панно «Моя родословная» Закреплять представление о семье. Формировать элементарное представление Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье
|
|
Новый район города Учить: – создавать несложную композицию; – подбирать цвет изображений, дополнять композицию характерными деталями. Закреплять умение по-разному располагать Упражнять в аккуратном вырезании и наклеивании |
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, рассказывание, рассматривание | |||||||||
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя |
|
| ||||||||||
5 – 6 |
Украшение платка Закрепить навыки создания узора на квадрате Учить: – самостоятельно придумывать композицию, узор, выбор цвета; – заполнять орнаментом весь лист
|
|
Север нашей Родины Развивать: – навыки выполнения аппликации методом обры- – создание мозаики узора; – интерес к методу обрывания. Упражнять в подборе разных оттенков синего |
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, Рассматривание, рассказ, пальчиковая гимнастика. | ||||||||||
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя |
|
| ||||||||||
7 – 8 |
Царство золотой рыбки Формировать умение создавать сказочные Упражнять в использовании разных приемов Развивать воображение, умение придумывать Учить подбирать нужную бумагу для создания
|
|
Бусы на елку Развивать фантазию и творческое воображение. Совершенствовать приемы аппликации. Учить выбирать лучшие изделия
|
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги, ёлочные игрушки.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, рассматривание, пальчиковая гимнастика. | ||||||||||
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||||
Январь | ||||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя | Y неделя |
|
| |
9 – 10 |
|
Сказочная птица Развивать: – воображение; – умение придумывать необычный образ; – умение сопоставлять его с реальным и выделять Формировать умение подбирать красивые
|
|
Матрешка в хороводе (коллективная работа) Формировать умение вырезать фигуры по контуру, создавать сложную плавную конструкцию. Развивать: – навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенной вдвое; – чувство цвета и композиции. Учить органично размещать свою бумажную |
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, пальчиковая гимнастика. | |
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||
Февраль | ||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя |
|
|
11 – 12 |
Поздравительная открытка для папы (дедушки) Закреплять: – представление о семье; – уважительное отношение к своим родным Развивать изобразительное творчество. Учить доводить начатую работу до конца
|
|
Цветик-семицветик Дать представление о спектральном круге. Учить: – делить спектральный круг на части; – различать теплые и холодные цвета, а также |
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, рассматривание, пальчиковая гимнастика. |
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||
Март | ||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя |
|
|
13 – 14 |
Розы в подарок маме (коллективная работа) Закреплять: – умение симметричного вырезания из бумаги; – навыки коллективной работы. Развивать навыки выполнения аппликации – Учить сочетать обрывание с вырезанием Воспитывать уважение и любовь к маме |
|
Петрушки на празднике Закреплять знание о теплых и холодных тонах. Учить использовать в костюмах персонажей контрастные сочетания. Знакомить с оттенками цветов. Развивать восприятие цвета и побуждать к поискам более точных оттенков цвета изображенного |
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, рассматривание, пальчиковая гимнастика. |
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | ||||
Апрель | |||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя | Y неделя |
|
|
15 – 17 |
Жар-птица на ветке с золотыми яблоками Развивать: – воображение; – умение придумывать необычный образ, сопоставлять его с реальным и выделять необычные черты, делающие его сказочным (форма, цвет, характерные детали). Формировать умение подбирать красивые |
|
Аппликация по замыслу Учить: – определять содержание своей работы; – выбирать знакомые приемы аппликации. Развивать: – умение видеть лучшие работы; – творческие способности |
|
Весна идет Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества Создать условия для творческого применения освоенных умений Продолжать учить планировать работу Развивать воображение, чувство ритма и композиции
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, пальчиковая гимнастика. |
№ занятий | Месяц, недели | Дидактические пособия, оборудованные материалы | Методы и приемы | |||
Май | ||||||
| I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя |
|
|
18 – 19 |
|
Башни на Кремле Учить: – работать самостоятельно и в коллективе; – составлять яркую, гармоничную композицию. Развивать цветовосприятие и цветоощущение. Совершенствовать технику выполнения |
|
Цветущий луг Учить: – работать в технике объемной аппликации; – создавать изображения с помощью скрученных Продолжать учить сочетать различные приемы Развивать воображение и фантазию
|
Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.
|
Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, рассматривание, пальчиковая гимнастика. |
№ п/п | Компоненты интегративного качества |
Развитие продуктивной деятельности детей
| |
1. | использует разнообразные способы создания изображения - в аппликации |
2. | использует традиционные техники изображения |
Развитие детского творчества | |
1. | принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания |
2. | создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности |
3. | создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений |
4. | варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа |
Приобщение к изобразительному искусству | |
1. | различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство) |
2. | понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника |
3. | выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения |
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»
Цель: диагностика уровня умений и навыков по аппликации.
Материалы: голубая или белая картонная основа А-4 (альбомный лист), 8 полосок размером 1х10 см коричневого и бежевого цвета, в зависимости от цвета основы, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей, клева кисть, клеенка, тряпочка, поднос.
Подготовка к работе:
Прочитать сказку «теремок», спросить какие еще сказочные домики они знают. Пусть дети нарисуют их в альбоме на занятии по рисованию.
Порядок выполнения работы.
3.Выполнить «бревна», срезав плавно углы у полосок.
На домик можно наклеить одно или два окна из белой бумаги, нарисовать затем фломастером или карандашом рамы. Украсить окна лучше полосками-наличниками в виде трапеций, полукругов. Сами наличники также украшаются мелкими деталями, отличающимися по цвету от цвета наличников. Это могут быть узкие полоски, кружочки, выполненные дыроколом, ромбики.
Из зеленых прямоугольников способом симметричного вырезывания вырезать крону деревьев. Край кроны может быть ровным, плавно закругленным или волнистым. Из полоски коричневого цвета выполнить ствол дерева.
Если дерево фруктовое, на крону можно наклеить маленькие яблочки желтого, оранжевого или розового цвета.
Рядом с домом постройте заборчик, нарезав полоску необходимой длины на узкие полоски.
По желанию можно вырезать цветочки, наклеив их на траву или оформив в клумбу. Цветочки сделайте из кружочков, выполнив надрезы по всему краю. Цветочек будет состоять из двух кружочков разного цвета, один из которых меньшего диаметра.
Если в верхней части листа осталось много свободного места, его можно заполнить, наклеив облачка, солнышко. При этом облачка могут чуть прикрывать солнышко.
Если цветочки выполняются традиционным способом, то и солнышко выполняется соответственно.
Авторы Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. АППЛИКАЦИЯ.- Ярославль.: Академия развития. С.130
Критерии оценки
сформированности композиционных навыков в аппликации у детей подготовительной к школе группы:
Высокий уровень – умеет самостоятельно композиционно построить изображение как по образцу, так и по замыслу; проявляет фантазию и творчество; использует в аппликации дополнительные изобразительные материалы.
Средний уровень – самостоятельно может составить композицию изображения, используя образец, с незначительной помощью воспитателя может построить композицию по замыслу; по предложению воспитателя может выбрать и использовать в аппликации дополнительные изобразительные средства.
Низкий уровень - композиционные умения не сформированы, в составлении сюжета затрудняется.
Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы №_____________
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Изобразительная деятельность (аппликация)»
СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ
Авторы А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева («Аппликации», Ярославль. Академия развития)
№
| Ф.и. ребенка | Сост. сюж. апплик. по образцу | Сост. сюж. апплик. По замыслу. | Клее вой наб рызг | Из сыпучих материал. | Из ни тей | Ори гами | Плетение деталей | Оригин., замысел, фантазии | Самость | Аккурат | Общ. балл | Средн. балл | Уро вень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(диагностическая карта)
Воспитатели_________________________________________________________________Учебный год_____________________
Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы №____________
№ |
Ф.И.Ребенка |
Рисование |
Лепка |
Аппликация |
Конструирование |
Итог | |||||||||
1 |
| 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | у | 2</ |