Статья: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность (аппликация)»"

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида»

от «_27_» августа 2015 года

Протокол №_1_

 

УТВЕРЖДЕНО

Директором МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида»

____________ Л.А. Елькина

«_27__» августа 2015 года

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Изобразительная деятельность (аппликация)»

 

для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет

Составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой»

 

 

 

 

 

Составители программы:

Титова С.В. воспитатель –

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

  1. Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида», характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Нормативной основой рабочей программы являются:

 

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.  1992 года N 273-ФЗ);

- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Содержание рабочей программы учитывает возрастные особенности детей, воспитывающихся в подготовительной группе МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида». Возрастные особенности детей 6-7 лет по «Художественно-эстетическому развитию» определяют интерес детей к художественному творчеству: развитие творчества детей; научить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать обучать передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

 

Содержание программы включает совокупность образовательных областей («Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»), которые обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей  Составляющий компонент рабочей программы: художественно-эстетическое развитие.

 

 

Цели программы:

1) Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.  

Достижение поставленных целей требует решения следующих  задач деятельности МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида»:

- развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

- развитие детского творчества.

- приобщение детей к изобразительному искусству.

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

-совместной деятельности взрослого и детей;

-самостоятельной деятельности детей.

Формами организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность: аппликация) являются:

  • Занятия по аппликации
  • Изготовление украшений для группы к праздникам
  • Создание макетов, коллекций и их оформление
  • Украшение предметов для личного пользования
  • Рассматривание картин
  • Игры
  • Организация выставок
  • Обсуждение
  • Создание макетов, коллекций и их оформление

В подготовительной группе еженедельно проводится 1 занятие в две недели.    Длительность занятия не более 30 минут. В соответствии с этим всего 18 занятий в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательный области «Художественно-эстетическое развитие» раздел: Изобразительная деятельность ( аппликация)

 

Совместная деятельность взрослого и детей

Интеграция ОО

Взаимодействие с родителями

НОД

СД в РМ

Изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игр, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов, коллекций и их оформление

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов, узоров в работах народных мастеров, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства,

Игры

Организация выставок работ народных мастеров

Обсуждение

Беседы

Обсуждения

Рассматривание

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Аппликация

 

 

 

Физическое развитие

 

 Познавательное развитие

 

Речевое развитие

 

Социально-коммуникативное развитие

 

Художественно-эстетическое развитие

 

Папка передвижка, фотовыставка,

Проектная деятельность,

Изготовление тематических альбомов,

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Изобразительная деятельность (аппликация)»

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Сентябрь

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

 

 

 

 

 

1 – 2

 

 

Ваза для осеннего букета

Учить:

– самостоятельно выбирать средства для создания
задуманных изделий;

– основам дизайнерского искусства;

– получать красивые цветосочетания.

Формировать умение замечать недостатки
своих работ и исправлять их

 

 

 

 

 

 

Разноцветные автомобили

Закреплять навыки выполнения аппликации
по замыслу.

Учить:

– воплощать свой замысел с помощью имеющихся
материалов;

– украшать работу вырезанными картинками и т. д.

Совершенствовать навык работы с ножницами и клеем

 

 

 

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, ваза с цветами, игрушки-машины, клей, цветные бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа,

пальчиковая гимнастика, наблюдения, рассматривание, объяснение.

ножницы№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Октябрь

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

Y неделя

 

 

 

3 – 4

 

 

Моя родословная – образ моей семьи.

Панно «Моя родословная»

Закреплять представление о семье.

Формировать элементарное представление
о родословной.

Развивать изобразительное творчество.

Воспитывать любовь к своей семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый район города

Учить:

– создавать несложную композицию;

– подбирать цвет изображений, дополнять композицию характерными деталями.

Закреплять умение по-разному располагать
в пространстве листа изображения зданий.

Упражнять в аккуратном вырезании и наклеивании

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения, рассказывание,  рассматривание

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Ноябрь

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

 

 

 

5 – 6

 

Украшение платка

Закрепить навыки создания узора на квадрате
с использованием известных элементов народных росписей, геометрических, растительных орна-
ментов.

Учить:

– самостоятельно придумывать композицию, узор, выбор цвета;

– заполнять орнаментом весь лист

 

 

 

 

 

 

 

Север нашей Родины

Развивать:

– навыки выполнения аппликации методом обры-
вания;

– создание мозаики узора;

– интерес к методу обрывания.

Упражнять в подборе разных оттенков синего
и голубого цвета при изображении воды

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения,

Рассматривание,

рассказ, пальчиковая гимнастика.

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Декабрь

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

 

 

 

7 – 8

 

Царство золотой рыбки

Формировать умение создавать сказочные
объекты и сюжеты.

Упражнять в использовании разных приемов
вырезания.

Развивать воображение, умение придумывать
необычный образ, чувство цветоощущения и цветовосприятия.

Учить подбирать нужную бумагу для создания
фона и композиции

 

 

 

 

 

                                             

Бусы на елку

Развивать фантазию и творческое воображение.

Совершенствовать приемы аппликации.

Учить выбирать лучшие изделия

 

 

 

                                               

 

 

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги, ёлочные игрушки.

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, рассматривание, пальчиковая гимнастика.

                                 

 

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Январь

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

Y неделя

 

 

 

9 – 10  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказочная птица

Развивать:

– воображение;

– умение придумывать необычный образ;

– умение сопоставлять его с реальным и выделять
необычные черты, делающие его сказочным.

Формировать умение подбирать красивые
цвета и их сочетания

 

 

 

 

 

 

 

Матрешка в хороводе (коллективная работа)

Формировать умение вырезать фигуры по контуру, создавать сложную плавную конструкцию.

Развивать:

– навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенной вдвое;

– чувство цвета и композиции.

Учить органично размещать свою бумажную
фигурку в общей композиции

 

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, пальчиковая гимнастика.

                 

 

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Февраль

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

 

 

 

11 – 12

 

Поздравительная открытка для папы (дедушки)

Закреплять:

– представление о семье;

– уважительное отношение к своим родным
и близким.

Развивать изобразительное творчество.

Учить доводить начатую работу до конца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветик-семицветик

Дать представление о спектральном круге.

Учить:

– делить спектральный круг на части;

– различать теплые и холодные цвета, а также
контрастные (красный, зеленый и т. д.)

 

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ,  рассматривание, пальчиковая гимнастика.

 

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Март

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

 

 

 

13 – 14

 

Розы в подарок маме (коллективная работа)

Закреплять:

– умение симметричного вырезания из бумаги;

– навыки коллективной работы.

Развивать навыки выполнения аппликации –
мозаики, выполненной методом обрывания.

Учить сочетать обрывание с вырезанием
для получения выразительного образа.

Воспитывать уважение и любовь к маме

                                      

 

 

Петрушки на празднике

Закреплять знание о теплых и холодных тонах.

Учить использовать в костюмах персонажей контрастные сочетания.

Знакомить с оттенками цветов.

Развивать восприятие цвета и побуждать к поискам более точных оттенков цвета изображенного
предмета

                                      

 

 

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, рассматривание, пальчиковая гимнастика.

 

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Апрель

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

Y неделя

 

 

 

15 – 17

 

Жар-птица на ветке с золотыми яблоками

Развивать:

– воображение;

– умение придумывать необычный образ, сопоставлять его с реальным и выделять необычные черты, делающие его сказочным (форма, цвет, характерные детали).

Формировать умение подбирать красивые
цвета и сочетать их

 

                                         

Аппликация по замыслу

Учить:

– определять содержание своей работы;

– выбирать знакомые приемы аппликации.

Развивать:

– умение видеть лучшие работы;

– творческие способности

 

 

 

 

                                      

Весна идет

Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества

Создать условия для творческого применения освоенных умений

Продолжать учить планировать работу

Развивать воображение, чувство ритма и композиции

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, пальчиковая гимнастика.

 

№  занятий

Месяц, недели

Дидактические пособия, оборудованные материалы

Методы и приемы

Май

 

I неделя

II неделя

III неделя

IY неделя

 

 

 

18 – 19

 

 

 

Башни на Кремле

Учить:

– работать самостоятельно и в коллективе;

– составлять яркую, гармоничную композицию.

Развивать цветовосприятие и цветоощущение.

Совершенствовать технику выполнения
мозаики-аппликации методом обрывания, навыки
работы с клеем и кистью

 

 

 

Цветущий луг

Учить:

– работать в технике объемной аппликации;

– создавать изображения с помощью скрученных
полос бумаги.

Продолжать учить сочетать различные приемы
выполнения аппликации для создания красивой,
гармоничной композиции.

Развивать воображение и фантазию

 

 

Иллюстративный материал, репродукции картинки, книги с иллюстрациями, клей, цветные бумаги.

 

 

Объяснение, беседа, наблюдения, рассказ, рассматривание, пальчиковая гимнастика.

 

  • Планируемые результаты освоения детьми программы.

 

 

п/п

Компоненты интегративного качества

Развитие продуктивной деятельности детей

 

1. 

использует разнообразные способы создания изображения

- в аппликации

2. 

использует традиционные техники изображения

Развитие детского творчества

1. 

принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания

2. 

создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности

3. 

создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений

4. 

варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа

Приобщение к изобразительному искусству

1. 

различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)

2. 

понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника

3. 

выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Критерии и методы оценки знаний, умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания программы.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

Цель: диагностика  уровня умений и навыков по аппликации.

Материалы: голубая или белая картонная основа А-4 (альбомный лист), 8 полосок размером 1х10 см коричневого и бежевого цвета, в зависимости от цвета основы, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей, клева кисть, клеенка, тряпочка, поднос.

Подготовка к работе:

Прочитать сказку «теремок», спросить какие еще сказочные домики они знают. Пусть дети нарисуют их в альбоме на занятии по рисованию.

Порядок выполнения работы.

  1. Рассмотреть образец сказочного теремка.
  2. Продумать содержание аппликации.

3.Выполнить «бревна», срезав плавно углы у полосок.

  1. Выполнить крышу, окна, дополнительные детали. При вырезывании крыши обратить внимание на то, что ее основание должно быть больше длины «бревнышек».
  2. Расположить элементы аппликации на листе-основе.
  3. Наклеить. На крыше можно сделать «чердачок» в форме полукруга, по цвету отличающегося от цвета крыши.

    На домик можно наклеить одно или два окна из белой бумаги, нарисовать затем фломастером или карандашом рамы. Украсить окна лучше полосками-наличниками в виде трапеций, полукругов. Сами наличники также украшаются мелкими деталями, отличающимися по цвету от цвета наличников. Это могут быть узкие полоски, кружочки, выполненные дыроколом, ромбики.

  1. Украсить теремок, наклеить дополнительные элементы. По нижней стороне листа-основы выполнить травку из полоски зеленого цвета. Для этого сложить полоску два раза пополам и сделать по одному краю (где нет линии сгиба) надрезать в виде зубчиков.

Из зеленых прямоугольников способом симметричного вырезывания вырезать крону деревьев. Край кроны может быть ровным, плавно закругленным или волнистым. Из полоски коричневого цвета выполнить ствол дерева.

Если дерево фруктовое, на крону можно наклеить маленькие яблочки желтого, оранжевого или розового цвета.

Рядом с домом постройте заборчик, нарезав полоску необходимой длины на узкие полоски.

По желанию можно вырезать цветочки, наклеив их на траву или оформив в клумбу. Цветочки сделайте из кружочков, выполнив  надрезы по всему краю. Цветочек будет состоять из двух кружочков разного цвета, один из которых меньшего диаметра.

Если в верхней части листа осталось много свободного места, его можно заполнить, наклеив облачка, солнышко. При этом облачка могут чуть прикрывать солнышко.

Если цветочки выполняются традиционным способом, то и солнышко выполняется соответственно.

Авторы Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. АППЛИКАЦИЯ.- Ярославль.: Академия развития. С.130

 

Критерии оценки

сформированности композиционных навыков в аппликации у  детей подготовительной к школе группы:

 

Высокий уровень – умеет самостоятельно композиционно построить изображение как по образцу, так и по замыслу; проявляет фантазию и творчество; использует в аппликации дополнительные изобразительные материалы.

Средний уровень – самостоятельно может составить композицию изображения, используя образец, с незначительной помощью воспитателя может построить композицию по замыслу; по предложению воспитателя может выбрать и использовать в аппликации дополнительные изобразительные средства.

Низкий уровень  -  композиционные умения не сформированы, в составлении сюжета затрудняется.


Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы №_____________

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Изобразительная деятельность (аппликация)»

 

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ

 

Авторы А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева («Аппликации», Ярославль. Академия развития)

 

Ф.и.

 ребенка

Сост. сюж. апплик. по образцу

Сост. сюж. апплик. По замыслу.

Клее

вой наб

рызг

Из сыпучих материал.

Из ни

тей

Ори

гами

Плетение деталей

Оригин., замысел, фантазии

Самость

Аккурат

Общ. балл

Средн. балл

Уро

вень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

(диагностическая карта)

 

Воспитатели_________________________________________________________________Учебный год_____________________

 

Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы №____________

 

 

 

Ф.И.Ребенка

 

Рисование

 

Лепка

 

Аппликация

 

Конструирование

 

Итог

1

 

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

у

2</


Количество комментариев: 0