Статья: "Самообразование "Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

 

Самообразование

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников

 

 

 

 

воспитатель: Титова Светлана Васильевна,

1 квалификационная категория,

стаж работы в должности: 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сыктывкар, 2019-2020 г.

 

 

 

 

Тема: Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников

 

 

Актуальность темы.

 

За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников». Ведь уже для большинства первоклассников типичным стало нарушение осанки.

Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение
экологической обстановки, в том числе и занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника ребенка.
 

Нарушения в опорно-двигательном аппарате возникают, как правило, у физически слабых и не занимающихся физическими упражнениями детей. С физиологической точки зрения данные нарушения рассматриваются, как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания.

Считаю, что основным и лучшим средством формирования правильной осанки, коррекции её нарушений, а так же профилактики являются физические и гимнастические упражнения в игровой деятельности детей, а также, несомненно, занятия спортом.

Профилактика, коррекция правильной осанки обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом. Поэтому я выбрала направление – оздоровительно-коррекционная деятельность, способствующая укреплению «мышечного корсета» и профилактике нарушений в ОДА, главным приоритетом которой является формирование у дошкольников умения дифференцировать ощущения от положения отдельных частей тела, контролировать степень напряжения и расслабления мышц в покое и движении.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по методике формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников

Задачи:

  • Изучить литературу по оздоровительно-коррекционной работе с детьми среднего дошкольного возраста по теме самообразования;
  • разработать план работы с детьми на год;
  • подобрать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми;
  • создать нетрадиционные пособия для профилактики нарушения осанки у детей;
  • разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, материалы для родителей;
  • привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • повышение профессионального уровня педагога;
  • создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
  • снижение показателей заболеваемости;
  • положительная динамика показателей физического развития детей.
  • формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.

Этапы и сроки работы

Этапы

работы

по самообразованию

Деятельность педагога

Сроки

выполнения

работы

1 этап – организационный

1.                  Изучение методической литературы по теме

2.                  Наличие литературы по изучаемой теме, пополнение методической копилки

 

Постоянно

3.                  Изготовление пособий для проведения, комплексов ЛФК, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий, для использования в свободной деятельности детей

Ноябрь-февраль

 

4.                  Подборка игр и игровых упражнений по изучаемой теме

 

Март-апрель

2 этап –

основной

Работа с детьми

1. Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни

Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития

 

 

2. Проведение упражнений ЛФК, закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, динамических пауз физкультурных занятий с использованием упражнений ЛФК

 

 

3. Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для занятий

Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе

 

 

4. Проведение «Недели здоровья»

 

 

5. Беседы с детьми о ЗОЖ. Наличие конспектов бесед.

 

5.                  Проведение физкультурных досугов «День мяча», «Палочка-помогалочка»

 

6.                  Разучивание с детьми пословиц, загадок здоровье, о спорте, ЗОЖ

 

Постоянно

 

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

Ноябрь, декабрь

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

Постоянно

 

 

 

Февраль, март

 

 

Постоянно

 

Работа с родителями

1. Изготовление информационных листов о здоровом образе жизни

Вывешивание информационных листов в уголке для родителей

 

2. Проведение консультаций о пользе профилактических мероприятий, по предупреждению плоскостопия и нарушения осанки для детей 4-5 лет

Наличие конспектов консультаций

 

3. Проведение мастер-класса «Ровная спинка»

Наличие конспекта мероприятия

 

 

Работа с педагогами

 

1.                  Консультация для педагогов на тему: «Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста »

 

 

Периодически в течение года

 

 

 

Раз в полугодие

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

3 этап – заключительный

1.                  Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

2.                  Итоговое родительское собрание по теме: Круглый стол «Профилактика нарушений осанки детей дошкольного возраста»

3.                  Презентация фильма «Странички из жизни группы»

4.                  Презентация работы по самообразованию

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Особенности развития осанки у детей 3 - 4 лет и причины ее нарушения

1.2. Физкультурно-оздоровительные технологии, особенности их применения в работе с младшими дошкольниками

1.3. Профилактика нарушений осанки в процессе физкультурно-оздоровительной работы

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Педагогические условия формирования правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Важна, своевременна и достаточно сложна задача раннего формирования культуры здоровья. Дошкольный возраст является решающим значением для формирования основы физического и психического здоровья. Формирование функциональных систем организма и развитие органов, основные черты личности, формирование характера закладывается у ребенка до семи лет. У детей важно развивать практические навыки здорового образа жизни и базу знаний, предполагаемую потребность в регулярной физической культуре и спорте.

Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни, в последние годы, рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией ухудшения здоровья всех социально демографических групп населения в России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование здорового образа жизни. Свое отражение данная проблема находит в учениях, теории и практике.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации на здоровый образ жизни являются основными задачами государства.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Основу человеческого тела, обеспечивающую его структурную целостность, является опорно-двигательная система. От состояния костно-мышечной системы зависит самочувствие человека.

Избежать многих патологических заболеваний можно, если вовремя предупредить нарушения, связанные с осанкой и использовать меры для ее профилактики.

Одна из основных целей развития - формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья - это первые шаги к здоровью, которые закладываются в дошкольном учреждении. Таким образом, понимание общественностью важности работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) целенаправленно ищут новые и современные методы и приемы, соответствующие возрасту детей дошкольного возраста, используют в работе передовой опыт.

По определению В.В. Серикова: «Технологией в любой области является деятельность в максимальной степени, отражающая объективные законы данной тематической области, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы, и тем самым обеспечивающая для данных условий результат заранее поставленных целей».

Неразрывно связано физическое здоровье детей с их психическим здоровьем, а также эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей невозможным считается решение проблемы воспитания социально адаптированной личности.

При резком изменении условий внешней среды осанка может нарушаться, особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста.

Актуальность исследования заключается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.

В рамках проводимых занятий физкультурой, направленных на развитие основных физических качеств, проблемы формирования осанки зачастую не решаются. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Только общими усилиями ДОУ, семьи, а также при активном участии и контроле медицинского работника можно добиться формирования правильной осанки у детей.

 

Главные причины нарушения осанки:

- недостаточная двигательная активность;

 

- несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная профилактическая работа;

 

- нарушение режима питания и отдыха в ДОУ;

 

- слабая организация физкультурно-оздоровительной работы.

 

Таким образом, проблемой исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – физическое воспитание младших дошкольников.

Предмет исследования – педагогические условия, способствующие формированию правильной осанки детей младшего дошкольного возраста.

Основная цель работы – определить педагогические условия и разработать систему профилактики нарушений осанки у детей 3 – 4 лет.

 

Реализация цели осуществляется через постановку следующих задач:

  1. Изучить возрастные особенности физического развития детей 3-4 лет, теоретико-методологические основы организации работы по укреплению здоровья младших дошкольников.
  2. Выявить факторы, влияющие на развитие и формирование осанки у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Определить педагогические условия, направленные на профилактику нарушений осанки и разработать систему мероприятий по профилактике нарушений осанки.

 

Методы исследования:

- анализ научно – методической литературы;

- педагогическое тестирование;

- наблюдение;

- метод опроса (анкетирование);

- диагностика физической подготовленности.

Теоретико-методологические основы применения физкультурно-оздоровительных мероприятий в работе с детьми при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей, при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у дошкольников, школьников, подростков и молодежи:

  • А.М. Амосов, А.И. Антонов, Е.Б. Бреева, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, В. М. Нилов, В.П. Петленко, А.А. Покровский, Е.Л. Семенова, С.М. Степанова, Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров и др.,
  • результаты исследований состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей (Н.В. Алябьева, Б.А. Ашмарин, Е.Я. Бондаревский, В.Ю. Давыдов, Т.С. Грядкина, С.И. Изаак, Н.А. Ноткина, С.О. Филиппова);
  • изменение и укрепление опорно-двигательной системы, формирование основных умений и навыков, укрепление всей двигательной

деятельности ребенка (А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.П. Губа, Л.Н. Коровина, Е.Г. Леви-Гореневская, Л.И. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова и др.).

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Особенности развития осанки у детей 3-4 лет и причины ее нарушения

Одна из наиболее важных функций живых существ, в том числе и человека - движения, перемещения в пространстве. У человека функцию движения выполняет опорно-двигательный аппарат, объединяющий кости, их соединения и скелетные мышцы.

Самой крепкой структурой нашего организма, казалось бы, является опорно-двигательная система, но при этом она наиболее уязвима в детском возрасте. В младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как кривошея, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки. И если вовремя не принять надлежащие меры для устранения врожденных или появившихся у ребенка дефектов, в зрелом возрасте его могут ожидать гораздо более серьезные последствия: межпозвоночная грыжа, остеохондроз, остеопороз и т.д.

Опорно-двигательная система делится на пассивную и активную части. Пассивная часть включает в себя кости и их соединения, которые зависят от характера движения. Активная часть состоит из скелетных мышц, которые благодаря способности сокращаться приводят в движение кости скелета.

У ребенка четвертого года жизни кости и суставы легко подвергаются деформации под воздействием неблагоприятных условий, физиологические изгибы позвоночника неустойчивы. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. И это, в свою очередь, негативно влияет на функции кровообращения и дыхания.

Дети, особенно в начале четвертого года жизни, легко совершают движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку мелкая мускулатура уступает в своем развитии крупной. Движения кисти и пальцев постепенно улучшаются в процессе творческой деятельности, в строительных и дидактических играх. Подъем рук вверх, в стороны, наклоны, повороты туловища и покачивания в то же время способствуют овладению своим телом.

 Источник развития детей, их естественная потребность это движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры.

Чрезмерная и избыточная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может негативно повлиять на развитие опорного скелета, в том числе изменить форму позвоночника, вызвать нарушения осанки.

Позвоночник является частью скелета, состоящего из соединенных между собой позвонков; служит в качестве органа поддержки и движения туловища, шеи и головы, защищает находящийся в позвоночном канале спинной мозг. Заболевания позвоночника часто сопровождаются его деформациями.

 Боковое искривление позвоночника характеризуется нарушением срединного расположения линии остистых отростков позвонков и ее смещением при вертикальном положении ребенка на том или ином уровне вправо или влево. На боковое искривление позвоночника влияет симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночного столба, вправо или влево наклонена голова, одно надплечье выше другого, лопатки расположены на разных уровнях. Также характерно слабое развитие мышц туловища и снижение физической работоспособности.

Искривление позвоночника в правую или левую сторону (во фронтальной плоскости) называется сколиозом. Нарушения данного вида осанки возникает в шейном, грудном или поясничном отделах позвоночника.

Различают врожденный сколиоз, в основе которого лежат различные деформации позвонков :

 - недоразвитие;

- клиновидная их форма;

- добавочные позвонки и т.д.

Приобретенный сколиоз включает в себя.

  1. Ревматический сколиоз обычно происходит внезапно и обуславливается мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита.
  2. Рахитический сколиоз, который очень рано проявляется различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, длительное сидение - все это способствует проявлению и прогрессированию сколиоза.
  3. Паралитический сколиоз часто происходит после детского паралича с односторонним поражением мышц, но может также наблюдаться и при других нервных заболеваниях.
  4. Привычный сколиоз возникает при плохой осанке (часто упоминается как «школьный», потому что в этом возрасте он получает наибольшее выражение). Непосредственной причиной данного вида сколиоза могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание детей без учета их роста, держание ребенка во время прогулки за одну руку и т.д.

Сколиоз в начальной стадии характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости (искривление позвоночника в правую или левую сторону). Таким образом, первоначальные формы сколиоза часто принимают за нарушение осанки и наоборот - сколиоз первой степени относят к нарушению осанки.

Неправильная установка тела образуется в результате неправильного положения самого тела. Основой нарушения осанки часто является недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Осанка нарушается при неправильных позах ребенка (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) и в итоге позы могут стать привычными. Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом.

Нормальная осанка - умение сохранять правильное положение тела.

Выраженные асимметрии человеческого тела, в частности положение туловища и позвоночника, называются неправильной осанкой. Чаще всего ярко выраженная асимметрия тела развивается у детей с искривленным позвоночником.

Причины развития нарушений осанки:

  • привычка неправильно сидеть, стоять;
  • слабо развитые мышцы спины;
  • недостатки опорно-двигательного аппарата (врожденные и приобретенные);
  • занятия односторонними видами спорта; • детские заболевания такие, как рахит, низкий вес или, наоборот, ожирение; • плоскостопие, инфекционные болезни;
  • неправильный режим питания, отдыха;
  • несоответствующая возрасту и росту мебель.

Плоская спина характеризуется уменьшением (снижением) физиологических изгибов позвоночника. Живот в нижней части выдается вперед, грудная клетка уплощена, мышцы спины ослаблены, рессорная функция позвоночника снижена. Плоская спина, как правило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Дети плохо переносят длительные статические нагрузки, они не могут долго удерживать тело в одном положении и быстро устают. Дети с плоской спиной подвержены боковым искривлениям позвоночника.

Сутулая спина образуется за счет увеличения грудного изгиба позвоночника выпуклостью назад. Это наиболее распространенный дефект. Доминирующей причиной является неправильная поза при работе за столом, сидении и лежании.

Круглая спина характеризуется увеличенным грудным кифозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночника.

Дети с круглой спиной не могут поднять руки до отказа, так как связки и мышцы растянуты, а грудные мышцы укорочены, что ограничивает движения в плечевом суставе.

 Формирование правильной осанки у детей во многом зависит от окружающей среды. Обязанность родителей, а также сотрудников дошкольных учреждений, следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, которые развивают мышцы спины и живота. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет. В формировании правильной осанки играют важную роль позвоночник и мышцы, окружающие его.

Интенсивное развитие скелета у детей тесно связано с развитием мышц, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У детей дошкольного возраста есть высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

До 5 лет у детей значительно увеличивается объем мышечных волокон, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Слабо развиты и мышцы живота. Таким образом, у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки. В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Дети четвертого года жизни характеризуются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. У детей низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только на короткое время. Таким образом, дети младшего возраста не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом, они меняют позу когда стоят или сидят.

Низким показателем по отношению к силовым напряжениям остается выносливость. Однако под влиянием эмоционального возбуждения дети могут проявлять большую силу и выносливость опорно-двигательного аппарата, не присущие ему в нормальных условиях, что негативно влияет на общее состояние организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, должны быть строго дозированы, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Программа физической культуры и здоровья включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, сокращение заболеваемости. Эта область включает в себя формирование потребности в здоровом образе жизни и режиме дня, стимулирование оптимальной физической активности.

 

1.2. Физкультурно-оздоровительные технологии, особенности их применения в работе с младшими дошкольниками

Физкультурно-оздоровительная технология - это способ выполнения различной физической деятельности, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности,

 

достижение и поддержание физического благополучия, предупреждение заболеваний и общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды. Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя урегулирование целей и задач оздоровления, и фактическое выполнение спортивной и развлекательной деятельности в той или иной форме. Технология включает не только выполнение оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности.

Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ

- технологии, нацеленные на улучшение оздоровительного и физического развития ребенка:

- развитие физических качеств;

- развитие двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

- оздоровление средствами закаливания;

- дыхательная гимнастика;

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.

 

Для ребенка необходима эмоционально атмосфера в группе, образовательном учреждении.

Реализация вышеперечисленных технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Индивидуальные приемы таких технологий широко

 

используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Физкультурно-оздоровительным технологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления здоровья, приведут к положительным результатам. Именно в этом дошкольном возрасте отмечается более тесное взаимодействие ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи.

 

1.3. Профилактика нарушений осанки в процессе физкультурно-оздоровительной работы

В настоящее время, в период обновления дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности, а также ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Для успешной организации работы по «физическому развитию» детей, важно не только соответствовать требованиям ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации программы ДОУ, но и уровню профессионального мастерства педагогов.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

Физическое воспитание, в соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, касается здравоохранения, образования и целей обучения. Они направлены на формирование рациональных, осознанных движений ребенка; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Чтобы избежать или исправить нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо понимать причины их возникновения.

Например, такая распространенная патология как кривошея – это заболевание шейного костно-мышечного аппарата (неправильное положение головы ребенка и ограничение ее подвижности).

Наиболее часто встречается у детей врожденная мышечная кривошея, вызванная слабостью грудино-ключично-сосцевидной мышцы в процессе внутриутробного развития малыша. Это происходит по нескольким причинам, одной из которых является неправильное положение головки ребенка в утробе матери, и в результате этого точки крепления грудино-ключично-сосцевидной мышцы сближаются, мышца укорачивается. Укорочение грудино-ключично-сосцевидной мышцы также может возникнуть в результате травмы во время тяжелых родов. Поначалу кривошею трудно заметить: проявление заболевания происходит постепенно, начиная с утолщения мышцы с одной стороны, фиксированного наклона головы у ребенка, и, заканчивая ограничением подвижности шеи и асимметрией левой и правой половины лица.

Кстати именно врожденная кривошея является одной из причин развития у ребенка сколиоза, бокового искривления позвоночника, так как, стараясь удерживать голову в вертикальном положении, ребенок начинает приподнимать плечи и сутулиться. Конечно, сколиоз развивается и по другим причинам: слабое телосложение ребенка, отсутствие регулярной физической активности, длительное времяпровождение за компьютером, неправильное положение тела пока ребенок сидит.

Фундаментальным фактором возникновения деформации позвоночного столба является растущая слабость мышц, окружающих позвоночник, которые они не могут выполнять свою опорную функцию.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (особенно катание на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует иметь в виду, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

Составляя план индивидуальной работы с ребенком, необходимо учитывать его двигательные интересы. Ребенку предлагаются разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только активных, но и застенчивых детей.

С детьми в ДОУ также проводятся профилактические работы, направленные на исправление нарушений осанки, улучшение психофизических качеств и двигательных действий. Для этого инструктор по физической культуре показывает и объясняет упражнения, дает предварительную ориентировку в действиях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению.

Для развития двигательной деятельности детей в ДОУ используется творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей и социальной средой.

Воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которого составляет двигательная активность, обеспечивающая создание благоприятных гигиенических условий, направлен на организацию в ДОУ профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

 

Двигательный режим

Требования к организации педагогического процесса и основные принципы ФГОС ДО реализуются в виде игры, учебной и научно - исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Среди огромного разнообразия условий профилактики нарушений осанки особое место принадлежит играм. Они действуют как средство передачи опыта и подготовки к жизни. Игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для его развития. В игре дети формируют и закрепляют все необходимые навыки и умении, приобретают опыт, а подвижные игры являются отличным средством развития и совершенствования движения и укрепления всего организма в целом.

В ходе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, выполняются следующие задачи, определяющие подбор упражнений и игр.

  1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно - двигательных представлений о ней.
  2. Гармоничное укрепление мышечной и силовой выносливости;
  3. Развитие гибкости.
  4. Формирование навыка управления дыханием, улучшение функциональности дыхательной системы.
  5. Нормализация эмоционального состояния.
  6. Коррекция функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Каждый взрослый хочет, чтобы у ребенка была правильная осанка. Но мало кто уделяет этому должное внимание. Профилактика нарушений осанки должно быть основным критерием при проведении физических занятий с детьми. Большое значение играют закаливание, прогулки на свежем воздухе, гимнастика, массаж, подвижные игры и правильно сбалансированное питание. Более того, чтобы выработать правильную осанку просто нужны игры на развитие координации движений и чувства равновесия. Нужно постоянно обращать внимание на правильное положение головы и туловища ребенка во время ходьбы.

Двигательный режим детей младшего дошкольного возраста включает следующие компоненты:

Оздоровительные занятия физкульт?


Количество комментариев: 0