Статья: "Народные тряпичные куклы"

Народные тряпичные куклы

 

Куклы известны человечеству с древних времён. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции: «Коза» в рождественских обрядах, соломенное чучело на Масленицу, «Конь» на Светлой  или Русальной неделях.

Древнеславянские куклы были оберегами. Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр.

На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки».

     В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю (например, кукла в сказке Василиса Прекрасная). Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль  идола. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол.

    Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой, куклу своей дочке передаёт.

Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было очень много. Дети делали тряпичных кукол сами, они начинали «вертеть» куклу уже лет с пяти. 

     На первый взгляд традиционная русская кукла может показаться нам простоватой, но  куклы очень разнообразны и по своему назначению, и по своей форме, и по декоративному исполнению. При этом традиционные куклы  не требуют каких-то сложных приемов или инструментов для изготовления. Достаточно иметь несколько ветхих тряпиц, мотка ниток и желание творить. И вот перед нами появляется новая кукла, которая хоть и похожа на своих «сестриц», но, все же, она  уникальна и неповторима. Ибо каждый человек привносит в свою игрушку частицу себя. 

    Благодаря простым художественно – выразительным средствам куклы, крестьянские дети в играх с нею отображали мир взрослых с большой долей достоверности. В кукольных играх они воспроизводили самые значимые события деревенской жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. И это были не только игры для удовольствия, через куклу ребенок осваивал традиции, необходимые элементы взрослой жизни, учился труду. А  для девочки кукла была еще и мерилом ее мастерства.

     В сознании наших предков куклы еще обладали различными волшебными свойствами: могли защитить человека от злых сил, принять на себя его болезни и несчастья, утешить в трудную минуту, дать совет, способствовать хорошему урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Куклы – талисманы бережно хранили в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Шла эта передача по женской линии от бабушки (матери) к внучке (дочке). Куклы следовали за женщиной через всю ее жизнь, часто составляя и часть приданого – матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбу, чтобы та сохранила  и передала их новым поколениям. Так через бережные руки наших прабабушек, бабушек и матерей традиционная русская кукла дошла и до наших дней.

     Проделав этот долгий путь с изначальных времен и до наших дней, образ традиционной куклы, неизбежно менялся. Так в конце XIX века под влиянием городской игрушки появились и мужские персонажи в кукольном мире. Знания людей постепенно менялись, расширялся их кругозор, восприятие мира становилось иным, и куклам стали вышивать или рисовать лица. Она утратила свою безликость. В связи с ростом промышленности и открытием новых материалов для изготовления игрушек тряпичная кукла была забыта, вытеснена огромным ассортиментом современных игрушек.

И неизвестно как долго бы длилось это забвение, если бы не энтузиазм и интерес, проявленный к народной игрушке  Галиной Львовной Дайн  Она способствовала возрождению и изучению традиционной тряпичной куклы в России. В 1970-х годах Г.Л. Дайн организовала свою первую экспедицию по Ярославской области, с целью изучать русскую тряпичную куклу. С тех пор она не прекращает свои поиски и исследования, заражая людей вокруг себя  и через свои книги такой же искренней любовью, неподдельным интересом и уважением к кукольным мастерам и их произведениям.

      В истории русского искусствознания Г.Л. Дайн стала первым исследователем традиционной куклы из текстиля. И каждая ее работа в этой области освещает новые аспекты и смыслы традиционной тряпичной куклы (http://www.knigidain.ru/biblio).  

   Именно Г.Л. Дайн продемонстрировала соотношение  художественного содержания и формы тряпичной куклы с ее функциями, раскрыла первопричину безликости традиционной куклы и выявила  связь тщательно обозначенной груди у куклы  с почитанием Великой Матери (женского Божества). Благодаря труду Г.Л. Дайн тряпичной кукле был возвращен статус полноправного произведения народного искусства. И особенно важно то, что кукла  вернулась к жизни в русской культурной традиции. Стали открываться клубы, кружки, студии на базе музеев, домах народного, детского и юношеского творчества. Знание традиций и мастерство изготовления куклы стали теперь востребованы.

 

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.Виды народной куклы на Руси были следующие:

 Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

  Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).

 Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.

Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.

Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.

Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

 

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание. Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка. При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

 

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.

Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.

Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.

Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.

Кубышка - травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).

Куклы - кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде.

Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

 

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.

Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).

Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.

Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.

Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.

Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.

Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.

Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

 

 

 

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

 

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

юбка — символ земли,

волнистая линия на ней — связь с водой;

сорочка — триединство мира;

украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

 Игрушек в современном мире много, особенно в городах. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Но не смотря на то, что   сегодня у каждой девчонки есть современные куклы, можно разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребёнка настоящими нашими исконными тряпичными куклами. И сейчас любой ребенок может сделать себе такую куклу, девочки и мальчики с радостью и интересом учатся делать народных кукол. В нашем Центре внешкольной работы дети с удовольствием осваивают навыки изготовления традиционной тряпичной куклы, и на их основе придумывают новые куклы. Например: «Медсестра» ( ко Дню Победы), «Россиянка» (ко Дню России), и т.д.

 


Количество коментариев: 0