Статья: "Неделя теории решения изобретательских задач"

 Неделя ТРИЗ

Пояснительная записка.

ТРИЗ – это система приёмов, с помощью которых удаётся находить принципиально новые и уникальные решения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта. Г. С. Альтшуллер

 

 

 

Цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Задачи:

Развитие у детей нестандартного, системного, раскованного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

Формировать у дошкольников целостную картину мира;

Воспитать у детей интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;

Развивать у дошкольников речь, память, творческое воображение.

 

 

 

 

 

 

1 День. Понедельник 16.03.2020

«Ознакомление с понятием ТРИЗ в игровой деятельности»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

 

-  Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака.

Беседы: «Что общего между цветком и деревом?», «Что общего между деревом и матрешкой?» и т.д.

 Метод мозговой штурм: «Как уберечь продукты от мышей»;

«Как оставить кусочек лета в зиму?», «Как выгнать лису из заюшкиной избушки?»; 

Метод синектика: «Покажи походку человека, которому жмут ботинки»; «Изобрази рассерженного поросенка».

Художественная литература: Сочинение сказки с новым концом «Курочка Ряба», «Вас поймала Баба-Яга и хочет съесть».

Подвижная игра: «Раз, два, три, ко мне беги!».

Пальчиковый игротренинг по ТРИЗ с нетрадиционным материалом.

Игры «Что умеет делать?»; «Дразнилка»;

«Мои друзья» «Фантазия», «Кто кем будет», «Хорошо-плохо», «Да-нет».

Рассматривание журналов, картинок, иллюстраций.

Игровое упражнение «Придумай новый стул», «Волшебная палочка» (уменьшение-увеличение предметов),

«Дорисуй картинку». «Сюжетно-ролевая игра «».

НОД с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

 

Оформление стенда по ТРИЗ. 

Папка-передвижка «Что такое технология ТРИЗ?»

 

 

 

2 День. Вторник 17.03.2020

«Использование ТРИЗ в ознакомлении с окружающим миром» 

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

 

- Расширять представления детей о предметах окружающего мира. 

 -Показать взаимосвязи и взаимодействия разных представителей живой и неживой природы.

 

Беседы: «Весна - красна; «Какой ты себе представляешь царицу – Весну?»;

«Чудесные свойства воды»; «Если вырубить весь лес?»; «Придумывание фантастического животного»; «Что буде если пропадёт огонь?»

Мозговой штурм: «Как потушить пожар, если нет воды?», «Изобрази рассерженного кота», «Изобрази чайник, который кипит».

Художественная литература: Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм на тему «Дикие и домашние животные».

Подвижные игры: «Птички и кошка», «Солнышко и дождик», «Медведь бурый».

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Просмотр мультфильмов: «Почему божью коровку так 

назвали?», «ТРИЗ и кот Потряскин»

 Игры «Хорошо-плохо»; «Моделирование маленькими человечками трёх агрегатных состояний воды»;

«Я загадал овощ (фрукт)» - (метод «Да-нетки); словесная игра «Угадай по описанию животное». 

Рассматривание журналов, картинок, иллюстраций природы, животных.

Игровое упражнение «Дорисуй цветок», «На что похоже»

Разукрашивание раскрасок на тему транспорт, цветы, животные.

 

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк – наоборот».

НОД по окружающему миру «В мире животных»; «Волшебный цветок» (младший и средний возраст»); 

«Царство растений», «Путешествие в мир транспорта». (Старший и подготовительный возраст).

 

 

Интеллектуальная игра по ТРИЗ «Что? Где? Когда?»

(старший и подготовительный возраст)

 

 

3 День. Среда 18.03.2020

«Использование ТРИЗ в развитии речи детей»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

 

- Научить детей мыслить системно, развивать

творческое воображение.

-Поддержать и обеспечить развитие умственных

и речевых способностей дошкольников,

расширять словарный запас, выразительность

речи.

Беседы: беседы по картинам «Фантазия»; «Интервью у весеннего леса» (метод оживления-окаменения), «Назови сказки, где есть лиса и собака»

Мозговой штурм «Как уберечь бабушку от серого волка?»

Сочинение стихотворений «Лимерики». 

Составление детьми сказок на новый лад «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка» (придумывание сказки с другим концом), сказки-наизнанку.

Ситуация-сказка «Вкусное лекарство».

Пальчиковая игра: «Любимые сказки»

 

Игры: «На что похоже?», «Повторялка», «Паровоз», «Дидактический мяч», «Гирлянда», «Четвёртый лишний», «Составь загадку», «Доскажи слово», «Придумай рифму», «Придумай слова на определённый звук». Кольца Луллия «Зарядка для язычка», «Автоматизация звуков».

Сюжетно – ролевая игра: «Фантастическая парикмахерская», «Фантазии в библиотеке».

Подвижная игра: «Карусель».

 

 

НОД по развитию речи по технологии ТРИЗ

«Заучивание потешки «Кисонька-Мурлысонька», - младший возраст; «Волшебное путешествие» (средний возраст); Составление рассказа «Весна»

(старший, подготовительный возраст).

 

Создание альбома «Мнемотаблицы по заучиванию стихотворений»

 (по возрасту детей)

Театрализация сказки по ТРИЗ «В гостях у сказки»

 

 

4 День. Четверг 19.03.2020

«Использование ТРИЗ в формировании математических способностей»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

 

-Формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

-Развивать способность быстро входить в новые предметные области;

- Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

-Развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной

деятельностью;

-Воспитывать творческую 

 

личность.

 

Беседы: «Как люди научились считать?», «Математика в нашей жизни»; «На что похожи цифры, геометрические фигуры?».

Сюжетно - ролевая игра: «Супермаркет».

Подвижные игры: «Найди пару», «Обруч», «Путешествие», «Кто какого роста?»

Чтение художественной литературы: 

«Математические сказки». «Важные цифры».

Рассматривание иллюстраций «Геометрические фигуры», «Цвета», «Величина предметов». «Цифры», «Части суток».

Игры: «Волшебная дорожка», «Раньше-позже», «На что похоже», «Один-много», «Что было бы, если убрать часть», «Палочки Кюизенера», «Сложи узор счётными палочками», «Сложи квадрат», игры-головоломки «Танграм»,

«Волшебный круг»

Игровое упражнение «Обведи по точкам», «Дорисуй фигуру в каждом раду», графические диктанты.

НОД по ФЭМП с элементами ТРИЗ «На помощь к солнышку» (младший и средний возраст», «Волшебный сундучок»

 (старший и подготовительный возраст). 

 

Изготовление дидактического пособия по ТРИЗ технологии

 

 

5 День. Пятница 20.03.2020

 «Использование ТРИЗ в развитии воображения и творчества»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

 

-Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной.

- Развивать фантазию, воображение, творческие способности детей.

 

Беседы «Чем и на чём рисует художник», «Тёплые и холодные цвета»

Рассматривание иллюстраций известных художников:

Ю. Васнецов, «Три медведя», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. Левитан « Март»

М. Федотова «Как мы 

«Как мы встречали весну»

Е.Чарушин «Медвежата»,

«Детки в клетке».

Чтение художественной литературы

Сутеев В.Г. «Мы ищем кляксу», «Сказка про краски», «Малыши-карандаши, украденные краски».

Игры – эксперименты с красками, цветом:

«Разноцветные стёклышки»

«Радуга из ленточек»

«Волшебный цветок»

«Радуга на круге»

 «Разноцветные очки»

«Спрячем пуговицу»

«Радужный зонт»

«Хоровод цветов»

«Весёлые краски»

 

Игры с точкой. 

Детям предлагается нарисовать 2-3 точки и рассказать, что напоминает каждая из них,  какое у них настроение. Представить, что они пришли в гости друг к другу, нарисовать, о чем они будут разговаривать и т. д. Нарисовать много точек и  попутешествовать с ними и с карандашиком.

Игры с линией.  

Это сочинение и моделирование  мини сказочек. 

Игры  с геометрическими фигурами.  Дорисовывание готовых геометрических фигур.

Игра «Забывчивый художник».

Детям предлагается закончить рисунок, который забывчивый художник начал, но не довёл до конца. И теперь не помнит, что хотел нарисовать. Ребята рисуют картинки по заданным элементам.

Игра «Создай новый цвет». Ребёнок экспериментирует с цветом, изменяя и смешивая тона. Изображает заданный объект созданным цветов, придумает рассказ о его особенностях (настроении, способе существования и т.д.)

Игры  с пятном.

На листе бумаги  акварелью рисуются пятна, детям предлагают нарисовать пятна  у себя на листах, дорисовать мелкие детали и рассказать, что получилось

Игры с кляксой.

Сделать кляксу на бумаге. Что получилось? На что похоже? Как дорисовать?

Рисование при помощи пальцев.

 Рисование эмоций:

 настроение, радость, грусть, веселье, задумчивость. Основная идея – передача душевного состояния через цвет.

Рисование музыки.

Рисование запаха

Ребенку предлагают передать запах в рисунке.

Использование вышеописанных нетрадиционных техник для создания работ в стиле абстракционизм.

 

Рисование тычком кисти, штрихом, поролоном, разбрызгиванием, из скомканной бумаги, фон гуашью, по-мокрому, на кефире. 

 НОД: аппликация методом обрывания бумаги «Жираф» (младший и средний возраст); рисование нетрадиционным способом «Цветок» (старший и подготовительный возраст).

 

 


Количество комментариев: 0