Статья: "Здоровьесберегающий проект " Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты""

 Проект " Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты"

Девиз проекта:

«Чтоб здоровым, сильным, крепким и красивым  быть,

Нужно с витаминами дружить!»

Вид проекта: познавательно-творческий, здоровьесберегающий

Срок реализации проекта: сентябрь (конец), октябрь – декабрь 2019 год

Цели:

формирование у дошкольников представлений о правильном здоровом питании; о культуре питания; о здоровом образе жизни. Дать расширенное понятие о природных витаминах, необходимых для здоровья.

развитие творческого мышления, исследовательских навыков в практической деятельности.

включение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи:

развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы, получать трудовые знания и навыки;

формировать представление о натуральных витаминах, их пользе для здоровья человека;

формировать представление о здоровом образе жизни. Влияние питания на здоровье человека;

расширять представления об овощах, фруктах и ягодах: о многообразии их сортов, условиях и места произрастания,  истории их появления в нашей стране. Способствовать поиску новой информации об уже известных овощах, фруктах и ягодах; о способах их хранения и приготовления салатов, соков, пюре из овощей, фруктов и ягод;

формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;

развивать коммуникативные способности детей;

формировать интерес детей к художественным произведениям, в том числе к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки); подбор литературы из истории витаминов;

развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус;

развивать психические процессы детей, умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;

воспитание бережного отношения к своему здоровью, природе.

обобщить социальный опыт ребенка об овощах, фруктах и ягодах, используя нетрадиционную форму работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)».

раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей;

способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность.

 

 

Актуальность проекта

Актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах, фруктах и ягодах. Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, фруктов и ягод, об их пользе для здоровья человека, т.е.  привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.

Интеграция образовательных областей:

 

Познавательноеразвитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие (Здоровье).

 

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, медицинский персонал, дети старшей группы, родители.

Планируемые результаты проекта:

понимание детьми значения витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах для укрепления здоровья;

осознание детьми необходимости употребления в пищу овощей, фруктов и ягод;

развитие у детей познавательной активности,  любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

повышение заинтересованности и мотивации детей к занятиям;

развитие связной речи, пополнение словарного запаса;

повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о растениях, а главное о здоровье детей и взрослых: в правильном здоровом питании и здоровом образе жизни;

создание огорода на подоконнике в группе и дома: «Волшебная Луковка» к новогоднему столу;

заинтересовать и вовлечь родителей в проектную деятельность;

улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей;

повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье;

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

– постановка проблемы;

– обсуждение темы проекта с детьми и родителями;

– беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о витаминах;

– подбор методической, научной и художественной литературы  о витаминах, овощах, фруктах и ягодах: чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, в том числе  произведений малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);

– посещение ботанического сада,  сельскохозяйственных выставок и ярмарок овощей, фруктов и ягод родителями с детьми;

– продуктивная деятельность: выставка детско-родительских работ «Овощных дел мастер» – овощная экспозиция;

– выбор овощей, фруктов и ягод по желанию детей для сбора информации для познавательного сообщения;

2. Основной этап:

– организация и проведение тематической образовательной деятельности

– проведение досугов, викторин, театрализация, разгадывание кроссвордов и ребусов

– исследовательская деятельность

Планируемая работа по реализации проекта:

Вид деятельности:

Беседы:

Участники: дети, воспитатели, медицинский персонал.

 

«Что такое витамины?»

«Овощи, их значение в жизни человека»,

«Что посеешь, то и пожнешь»,

«Где растут фрукты, их польза для человека»,

«Без трудов нет и плодов»

«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»,

«Почему надо охранять природу»,

«Все в природе взаимосвязано»,

«Что такое правильное питание»

«Что такое здоровый образ жизни»,

«Вспомним, как надо правильно кушать»

«Культура поведения во время еды»

«Гости в дом – радость в нем»

«Овощи, ягоды и фрукты нам здоровье сберегут!»

Дидактические игры и упражнения:

Участники: дети, воспитатели

«Назови ласково»; «Узнай на ощупь»; «Узнай на вкус»; «Четвертый лишний»;

«Собери картинку»; «Что где растет?»; « Объясни, как собирают овощи»;

«Доскажи словечко», «Один-Много», «Посчитай», «Расскажи-ка!», «Поварёнок»;

«Какой сок?», «Какое варенье?», «Из чего – какой?»,  «Узнай блюдо»; 

«Что изменилось?»; «Сложные слова»;  «Скажи наоборот»,  «Профессии в сельском хозяйстве»,  «Как растут слова?», «Красивые слова»,  

«Определи действие»,  «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по описанию»,  

«Чудесный мешочек», «Вершки-корешки»,  «Ягодка лесная, ягодка садовая»,

«Веселый повар», «Клоун», «Коза в огороде», «Что сначала, что потом?»

Дидактические упражнения: «Угощение гостей»

– Выбор темы (овощи, фрукты, ягоды) детьми для познавательного сообщения;

– Составление описательных рассказов по плану по теме: «Любимый овощ», «Мой любимый фрукт», «Вот такая Ягодка»;

– Составление рассказов о выращивании овощей, фруктов и ягод на даче.

– Составление рассказа по наблюдениям и воспоминаниям («Что было раньше?»: как появился (лась) овощ, фрукт, ягода?)

– Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, стихов, загадок.

– Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», « Ягоды», «Витамины»

– «Назови овощ (фрукт, ягоду) только на эту букву»

– Ботаническое лото; «Времена года»,

– Разрезные кубики, пазлы «Овощи-Фрукты»;

– Домино «Сказка «Репка»», «Ягодка», «Фрукты».  

– Составление овощей, фруктов и ягод из геометрических фигур, мозаик;

– Конструирование овощей, фруктов и ягод из ЛЕГО

 Сюжетно-ролевые игры:

Участники: дети

«Магазин «Овощи-Фрукты»,  Магазин «Дары леса»,  «Плодовоовощная база», «Консервный завод»,  «Кафе», «Больница», «Семья».

 Чтение художественной литературы:

Участники: дети, воспитатели

– «Гостеприимство», «Варенье»  О.Григорьев;

– «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Г.Горн;

– «Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду» Нуждина Т.Д.

– «Полезные продукты» Л. Зильберг

–  Рассказ «Фрукты – Овощи» («Учимся правильно питаться» Ю.П.Климович)

–  Рассказ «Очень вкусный пирог» Даниил Хармс

– «Про девочку Юлю, которая плохо кушала» С.Михалков;

– «Королевство столовых приборов» Н.Литвинова;

– Русские народные сказки: «Пых», «Гуси-лебеди», «Репка». «Вершки-корешки»;

– Капустный лист» Бехлерова Е.;

– «Синьор Помидор» Маршак С.;

– «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Н.Носов,   

– «Хитрый огурчик» Пинясов Я.;

– «Загадки с грядки» Сапгир Г.;

– «Корешки-вершки», «Косточка» Толстой Л.;

– «Непобедимое пугало» Синявский П.;

– «Сказка о том, почему помидор стал красным» Фартутдинова Е.;

– «Кто как одет?» Э.Шим

– «Мафин и его знаменитый кабачок» Э.Хогарт

– «Мешок яблок», «Яблоко» В.Сутеев;

– «Внучка  старой вишни» Сухомлинский В.;

– «По ягоды» Я.Тайц;

– «Чиполлино» Д.Родари.

– «Дудочка и кувшинчик» В.Катаев

Пальчиковая гимнастика:

Участники: дети, воспитатели

«Овощи»,  «Капуста»,  «У Лариски – две редиски», «Апельсин»», «Яблоня», «Лесные подарки».

Разучивание и проведение физкультминуток:

Участники: дети, воспитатели

– «Капуста».  «Картошка», «Огород», «Яблоня»                        

Артикуляционная гимнастика

Участники: дети, воспитатели, логопед

– «Варенье»

Координация речи с движением (Хороводные игры)

Участники: дети, воспитатели

–  «Урожай», «Яблоня», «По ягоды», «Мы корзиночку возьмем»

Психогимнастика

Участники: дети, воспитатели, психолог.

 

– «Попробуй …овощ, фрукт, ягоды»

– Психологические этюды по сказкам

Театрализованная деятельность:

Участники: дети, воспитатели, муз. руководитель

– Инсценировка стихотворения «Помидор» Я.Бжехова;

– Инсценировка сказки «Сказка о том,  почему помидор стал красным» Фартутдинова Е.;

– Инсценировка «Спор овощей»

– Инсценировка сказок и их эпизодов

– Пальчиковый театр «Репка» и др.  эпизоды из сказок, стихов.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Участники: дети, воспитатели, родители

Наблюдения и исследовательская деятельность:

– Наблюдение «Наш огород». Наблюдение в огороде за морковью и свеклой;

– Наблюдение «Наш фруктовый сад». Наблюдение во фруктовом саду;

– Наблюдение за рябиной;

– Солнце — источник тепла и света;

– Наблюдение за черникой;

– Наблюдение за брусникой;

– Наблюдение за смородиной;

– Наблюдение за водой;

– Наблюдение за снегом и льдом;

– Наблюдение за сезонными изменениями;

– Наблюдение за огородом зимой;

– Наблюдение за рябиной зимой;

– Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой;

– Огород на подоконнике «Волшебная луковка»

Создание огорода на подоконнике в группе и дома «Волшебная Луковка» к новогоднему столу.

(наблюдения, исследовательская деятельность, эксперименты);

– Сбор растений (овощи, фрукты, ягоды) для гербария;

– Приготовление фруктового (овощного) салата;

– Дегустация салата;

– «Готовим вместе с мамой (бабушкой), папой (дедушкой)». Приготовить любое блюдо из овощей, фруктов и ягод;

– Выставка «Чиполлино и его друзья» – витаминная  экспозиция;

Подвижные игры:

Участники: дети, воспитатели, физрук.

– «Собери все предметы»

– «Кто быстрее соберет овощи (фрукты, ягоды) в корзину»

– «Собери урожай»

– «Выбери овощ (фрукт) для салата»

– «Свари компот (суп)»

– «Назови овощ (фрукт, ягоду)»

– «Сторож и зайцы»

– «Съедобное – несъедобное»

Продуктивная деятельность:

Участники: дети, воспитатели

– Лепка: «Натюрморты из овощей и фруктов», «Ветка рябины»

– Рисование: « В саду созрели яблоки», «Отгадай и нарисуй», «Вот она какая, ягодка лесная»

– Аппликация: «Натюрморт из овощей», «Натюрморт из фруктов»

Досуги. Викторины. КВН:

Участники: дети, воспитатели, родители, физрук.

– Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», « Ягоды», «Витамины».

– Досуг: «Волшебные овощи»; «Фрукты – кладезь витаминов»;

– Викторина «Овощи и Фрукты»;

– КВН «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» 

– Детско-родительский спортивный досуг «Загадочная страна «Витаминия»

Презентации:

Участники: дети, воспитатели, родители

– «Овощи и фрукты»

– «Овощи + фрукты + ягоды = здоровье»

– «Питание и здоровье»

Детско-родительские работы:

Участники: дети, родители, воспитатели.

– Выставка «Овощных дел мастер» – овощная экспозиция

– Выставка «Необычные фрукты» – фруктовая экспозиция

– Выставка «Чиполино и его друзья» – витаминная  экспозиция;

– «Готовим вместе с мамой (бабушкой), папой (дедушкой)».

– Создание огорода на подоконнике в группе и дома: «Волшебная Луковка» к новогоднему столу.

Консультации и Рекомендации для родителей:

Участники: воспитатели, родители

 

– «Витаминная азбука здоровья»

– «Это интересно!»

– «Как приучить ребенка к овощам и фруктам?»

– «Здоровое питание детей»

3. Заключительный этап:

– Подведение итогов;

– Подготовка и оформление паспорта экологического проекта «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»;

– Презентация проекта на педагогическом совете.

Список использованной литературы:

Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам».

Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии // М.: ТЦ «Сфера». 2006.

Бабина Н.В. «500 как и почему для детей»

Волосовец Т.В. «Организация пед. процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.

Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы».

Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ «Сфера». 2005.

Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007.

Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»

Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005.

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»

Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».

Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: занимательные материалы. – Выпуск 2 // Волгоград: Учитель. 2008.

Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться» // Волгоград: Учитель. 2007.

Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.

Корзунова А. «Золотой ус, лук, лимон, чеснок».

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.


Количество комментариев: 0