Статья: "О внедрении ФГОС ДО в образовательную деятельность учителем-логопедом ДОУ."

О внедрении ФГОС ДО в образовательную деятельность учителем-логопедом ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу создания условий, обеспечивающих равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе детей c ограниченными возможностями здоровья).

Учитывая тенденции современного образования, выраженные в нормативных документах, ведущими направлениями профессиональной деятельности учителя-логопеда следует считать:

- создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);

- обновление содержания и технологий дошкольного образования, обеспечивающих разностороннее развитие детей с ОВЗ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации; 

- обеспечение организационной, содержательной и методической составляющих логопедической работы в едином образовательном пространстве учреждения;

- обеспечение сотрудничества всех субъектов образовательного процесса для максимального развития возможностей детей, устранения имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.

Осуществление работы в данных направлениях способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Программно-методические условия. Для достижения поставленной цели следует разработать:

-адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи,

-адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее по тексту - ФФНР;

-рабочие программы по предмету деятельности на каждый год обучения;

-план, направленный на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучия;

-программу формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Технологические условия. Одним из ведущих требований ФГОС ДО является требование интеграции образовательных областей. Интеграция образовательных областей обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им содержания начального общего образования. В своей деятельности я широко использую технологию интеграции образовательных областей. Интеграция образовательных областей – это естественная взаимосвязь разных видов деятельности на основе ведущей идеи и многогранным раскрытием изучаемых предметов, способствует видению мира в целом. В наибольшей степени эффективному речевому и познавательному развитию способствует интеграция содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Необходимо спроектировать комплексно-тематическое планирование, учитывающее не только возраст детей, но и виды взросло-детской партнёрской деятельности, а именно: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора.

Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания  делает образовательный процесс интересным и содержательным.

В связи с увеличением детей с ОНР, свою работу на логопункте я строю с учётом подбора методик и технологий, позволяющих наиболее эффективно и в короткий срок (1 год) произвести коррекцию недостатков речевого развития у данной категории детей. Очень эффективной считаю игровую технологию формирования звукопроизношения Черняковой Валентины Николаевны. Данный автор представляет комплекс коррекционно-развивающих упражнений, который способствует не только формированию правильного звукопроизношения, но и также направлен на развитие высших психических функций (далее по тексту – ВПФ), усвоению лингвистических, семантических и других норм родного (русского) языка.

Большое внимание уделяю арттерапии-кинезитерапии (авторы Г.Н. Градова, Ю.Г. Воронина) – пальчиковой гимнастике, игр с мячом (были разработаны и использованы авторские упражнения с «попрыгунчиком»), биоэнергопластике, сопряжённой гимнастике пальцев и языка.

Технология коррекции психомоторного развития, автором которой является Сиротюк Л.А. Данная технология эффективна не только для детей с нормальным психическим развитием, но и для детей с задержкой психического развития (далее по тексту – ЗПР).

На логопункте широко использую здоровьесберегающие технологии, такие как Су-джок терапия, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж. Также мной была реализована технология использования нестандартного оборудования при массаже и самомассаже. В своей работе я использовала дыхательную гимнастику А. Стрельниковой.

В ФГОС ДО особенно уделяется внимание личности ребёнка, используются такие понятия, как амплификация развития, диагностика развития, стандарт называют детоцентрированной программой, поэтому  внедряю личностно-ориентированные технологии.

Для развития детской инициативы и формирования социальной компетентности мной были рассмотрены коммуникативные игры - автор К.Орф, которые способствуют социализации, формируют навыки общения. В своей работе я использовала социально-эмоциональные игры авторов О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

Посетив многочисленные сайты сети интернет, изучив методы и приёмы работы коллег на ГМО, мной использовались разнообразные технологии в работе с детьми. У меня вызвали профессиональный интерес авторские методики Лебедевой И.Л. и Дидковской И.В., которые предложили авторский подход по использованию информационно-коммуникационных и игровых технологий у дошкольников с ОНР.

Использование ИКТ позволяет у дошкольников с ОНР в игровой форме развивать лексико-грамматический строй, элементы обучения грамоте, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие и др.

Для развития психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления использую методы ТРИЗ и РТВ, способствующие дивергентному и творческому, креативному (умственные способности) речевому развитию. Использую технологию обучения детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ.

Широко применяю педагогические технологии программы «Сообщество» (авторы К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш). Данная технология послужила толчком к её использованию в исследовательской деятельности при изучении лексических тем с дошкольниками с ОНР. Также при изучении лексических тем и развития связной речи воспитанники участвовали в познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологий «Путешествие по карте», «Путешествие по «реке времени», «Коллекционирование (классификацион­ная работа)», а также проводили различные опыты (экспериментирова­ние).

В настоящее время в соответствии с Комплексной программой «Уральская инженерная школа», утверждённой Указом губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453-УГ, предполагаю целесообразным реализовать задачу, направленную на решение мероприятий направления «Довузовская подготовка»: «… пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла…». Данная задача актуальна и для детей с ОНР. Решение данной программы вижу в приобщении детей-логопатов к конструктивной деятельности посредством конструкторов ЛЕГО, оригами и др. Считаю необходимым осуществлять не только коррекцию недостатков речевого развития, но и формирование у таких детей инженерного мышления. Мной были продуманы выбор и пути применения конструктивных технологий при постановке и автоматизации звуков, выработке направленной воздушной струи. Педагогической и родительской общественности были представлены авторские приёмы интеграции технологии конструирования (оригами) с приёмами по выработке направленной воздушной струи.

Исходя из рекомендаций, предложенных аттестационной комиссией, в межаттестационный период активно применяю технологию проектирования. Мной была спроектирована модель взаимодействия со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса, предполагающая музыкальному руководителю и инструктору по физической культуре эффективное осуществление всех видов деятельности с дошкольниками с ТНР.

Материально-технические условия. Особое значение уделяю модернизации развивающей предметно-пространственной среды. Было изготовлено множество пособий для коррекции и развития всех компонентов речевой системы (особенно пособия по развитию слоговой структуры, мелкой моторике, по автоматизации поставленных звуков). Детям предлагается право выбора пособий и материалов при автоматизации поставленных звуков, для развития мелкой моторики и т.д.

Создала систему работы с воспитателями. Была предложена такая модель взаимодействия с детьми, которая позволила бы наиболее эффективно организовать работу по автоматизации поставленных звуков, введению их в самостоятельную речь. В течение учебного года мной для воспитателей был разработан ряд консультаций по организации и содержанию работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Так, например, были предложены материалы по автоматизации звуков с использованием традиционных и инновационных технологий. Воспитателям были предложены консультативные материалы по использованию здоровьесберегающих технологий, консультации по использованию современных образовательных технологий по развитию познавательной и речевой активности у детей.

Провожу профилактические мероприятия по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста (младшая группа), а именно: родительские собрания в форме мастер-классов, беседы по теме «Профилактика речевых нарушений у детей 3-4 лет», анкетирование в младших группах с целью раннего выявления неговорящих детей (алаликов) и запросов родителей на осуществление логопедической помощи. В результате анкетирования было выявлено, что большинство родителей заинтересовано в посещении мастер-классов, консультаций, проводимых мной. Некоторыми родителями были предложены темы для дальнейшего обсуждения. Но всё же существует категория родителей, считающая, что у их детей нет проблем в речевом развитии, и они не нуждаются ни в чьих консультациях.

С целью привлечения родителей к активному участию в процессе преодоления недостатков речи у детей организовывала следующие формы работы. В каждой возрастной группе детского сада были оформлены уголки «Логопед-родителям», в которых были размещены папки-передвижки, буклеты по актуальным темам, таким как «Самомассаж», «О дыхании», «Звуковой анализ», «Слова, слова, слова…», «Фотоаппарат-помощник», «Фонематический слух - основа правильной речи» и др.

В своей работе продолжила реализацию проекта «Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта».

Особое внимание уделяю созданию условий для обеспечения права родителей воспитанников на участие в образовательной деятельности для учёта образовательных потребностей и инициатив семей. Так, например, совместно с родителями были составлены ИОМ (далее по тексту - индивидуальные образовательные маршруты), позволяющие осуществлять коррекцию, ориентируясь на принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Родителям детей, посещающих логопункт, были предложены папки взаимодействия, в которых кроме дневника по коррекции звукопроизношения давались задания по развитию ВПФ, фонематическим процессам, а для детей с ОНР материалы по развитию лексико-грамматической базы речи.

В связи с тем, что на логопункте возрастает количество детей с ОНР, мной было обращено пристальное внимание именно этому контингенту детей. С родителями данных детей были проведены консультации, беседы, предложены различные логотренинги по развитию лексической базы речи.

Использовала ИКТ в работе с родителями. Родителям была предложена информация на электронных носителях (флэш-карты), касающаяся использования в домашней работе не только печатной, но и электронной познавательной продукции (сказки, игры).

В процессе работы с родителями использовала вспомогательные средства: логопедические уголки, информационные стенды, папки-передвижки. В них были отражены конкретные советы по развитию речи детей.

Таким образом, построив модель сотрудничества всех участников образовательного процесса, а именно: «педагог – родитель – ребёнок», мне удалось самое главное – добиться хороших результатов речевого развития воспитанников.

 


Количество коментариев: 0