Статья: "ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПОТЕШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ"

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПОТЕШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­учивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, я разработала специальное пособие,используя прием мнемо­техники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

В мнемотаблице схематически возможно изображение ге­роев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изо­бразить все то, что я считаю нужным, и так, чтобы нарисо­ванное было понятно детям.

 

Например, учим с детьми стихотворение про весну А. Н. Плещеева:

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

Я    изображаю травку — , солнышко — ,

л  асточ­ку — , домик — .

Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запо­мнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.

Попробуйте сами, и вы увидите результат!

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

А. Барто

 

Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.

 

Я сосульку не сосу...

Я ее домой несу.

Стало ей от солнца жарко —

Мне ее ужасно жалко.

Пусть все лето, целый год

В холодильнике живет.

А. Горбунова

 

 

Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков

 

 

Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, закричала:

— Ква-ква-ква!

 

 

Маша варежку надела:

  • Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

  • Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдешь. Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

А. Саконская

 

 

Литература

  1. Акимова Г.Память — на «5» (эффективные мнемотех­ники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
  2. Большева Т.Учимся по сказке. Развитие мышления до­школьников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
  3. Белоусова Л.Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
  4. Венгер Л.Угадай, как нас зовут, — М.: «Просвещение», 1994.
  5. Житникова Л.Учите детей запоминать. — М.: «Просве­щение», 1985.
  6. Логинова В.Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб.: «Акцент», 1997.
  7. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И.Как развить хорошую память. — М.: «Рипол Классик», 2000.
  8. Малетина Н.Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
  9. Роговенко Т.Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.
  10. Ткаченко Т.Использование схем в составлении описа­тельных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
  11. Ушакова О.Развитие речи и творчество дошкольни­ков. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  12. Чохонелидзе Т.Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
  13. Использование мнемотаблиц в работе по формирова­нию первых естественнонаучных представлений у дошкольни­ков // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).

 


Количество коментариев: 0