Статья: "проект "Музыка красок и радуга звуков""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвививающего вида»

г. Сыктывкара

 

 

 

Образовательный  проект

 

Тема:

«Музыка красок и радуга звуков»

 

 

 

Для детей старшего дошкольного возраста

 

Сроки реализации проекта:

16.03.2020г. – 27.03.2020г.

 

Автор проекта:

музыкальный руководитель

Старцева Наталья Александровна

 

 

2020 г.

 

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательно-игровой, творческий

Возраст детей: 5-6 лет.

 

Участники реализации проекта

Педагог: Старцева Наталья Александровна

Воспитанники: дети двух старших   групп (№4 и №9).

Родители: старших групп (№4 и №9).

Срок работы по проекту: краткосрочный (2 недели)

Срок реализации:16.03.2020г. – 27.03.2020г.

Актуальность:В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:

  • адекватно воспринимать визуальный мир информации;
  • ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
  • осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе.
  • общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.

 

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.  

 Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.  Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.

Цель проекта: воспитание музыкальнойкультуры через реализацию творческихзамыслов, в процессе музыкальной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Учить слушать и понимать музыку.
  2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
  3. Развивать музыкальнуюпамять через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
  4. Знакомить с творчествомрусских композиторов (П. И. Чайковский, А.Вивальди, Э.Григ)
  5. Учить воплощать музыку в рисовании.
  6. Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  7. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
  8. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
  9. Поощрять инициативу, самостоятельность.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  2. Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
  3. Умение детей через рисунокпонять и представить образ и настроение музыкального произведения.
  4. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
  5. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
  6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
  7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома ирисование рисунковвместе с детьми по мотивам муз. Произведений

 

Образовательные области:

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

- художественно-эстетическая;

- физическая.

 

Формы реализации проекта:

  1. НОД, беседы о музыке.

2.Организация слушания музыки в режиме дня «Минутки музыки» - создание фонотеки в группе.

  1. Самостоятельная деятельность детей.
  2. Памятка для родителей

5.Выставка работ детей.

Предварительная работа:

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.
  3. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.
  4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
  5. Составить план мероприятий.

Продукты проекта:

для детей:

1.Презентация «Весна в музыке, в живописи и в поэзии.

2.НОД «Идёт волшебная Весна…»

  1. Дистанционное НОД «Слушание музыки Э. Грига»
  2. Выставка работ детей по слушанию музыки Э. Грига «Весной»

 

для воспитателей:

 

  1. Фонотека по теме «Весна»
  2. Картотека бесед по слушанию музыки «Весна».
  3. «Альбом репродукций известных художников по теме «Весна».

 

 для родителей:

  1. Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»
  2. Домашнее задание. «Рисование под музыку Э.Грига «Весной»

 

Обеспечение проектной деятельности:

  1. Методическое.

 

  1. Давыдова М.А.«Музыкальный словарь».Москва. Издательство «Вако», 2009г.
  2. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература» - М.: Музыка, 2001
  3. Груздова И.В. «Навстречу музыке – музыкальные игры и занятия для детей»,издательство «Феникс»: Ростов-на-Дону, 2011.
  4. Гогоберидзе А.Г. «Детство с музыкой».Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.
  5. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с.

 

 

 

2.Материально-техническое:

Музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений:«Весна»1 часть концерта из цикла «Времена года» А.Вивальди, Э.Григ «Весной.Ноутбук, проектор, экран, баян, магнитная доска, музыкальные и шумовые инструменты;Презентация к занятию. Портреты композиторов: Э.Грига, Антонио Вивальди.Репродукции картин: «Март» Левитан, «Грачи прилетели» Саврасов, «Большая вода» Саврасов, «Голубая весна» Бакшеев, «Ранняя весна» Куинджи.

 

 

 

Реализация проекта

Этапы проекта

 

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

 

 

Беседы, слушание музыки по теме «Весна».

 

 

 

1.Подборка дидактического материала по теме.

2.Составление перспективного плана проекта

 

 

 

 

 

Деятельностный

 

 

1.Презентация «Весна в музыке, в живописи и в поэзии

 

2.НОД «Идёт волшебная Весна…»

 

3.Дистанционное НОД «Слушание музыки Э.Грига»

 

 

 

 

1. Фонотека в группе по теме «Весна»

(Организация слушания музыки в режиме дня «Минутки музыки»)

 

2.Картотека бесед по слушанию музыки «Весна».

 

3.Пополнение развивающей среды:

«Альбом репродукций известных художников по теме «Весна».

 

1.Статья в родительский уголок: «Рисуем музыку вместе!»

2.Домашнее задание. «Рисование под музыку Э.Грига «Весной»

 

Завершающий

 

 Выставка работ детей по слушанию музыки Э. Грига «Весной»

 

 

 

 

 

Содержание проекта

Сроки

Формы

Тема

Цель

Пособия,

репертуар

16.03

1.Составление презентации

 

«Весна в музыке, в живописи и в поэзии»

Цель: обобщить представление детей об изобразительных возможностях музыки через слушание пьесы «Весной» Э.Грига.

 

Презентация

Приложение 1

18.03

2.НОД

 

«Идёт волшебная Весна…»

 

Цель.обобщить представление детей об изобразительных возможностях музыки через слушание произведений классической музыки русских и зарубежных композиторов.

 

Конспект НОД

Приложение 2

19.03

3.Консультация для родителей

 

«Рисуем музыку вместе!»

 

Цель.Формировать у детей музыкально-художественную культуры, творческое воображение, умение передавать услышанный образ в классической музыке через рисование.

Статья в родительский уголок.

Приложение 3

20.03

4.Создание картотеки

«Картотека бесед по слушанию музыки «Весна».

 

 

Цель. Формирование у детей музыкально-эстетической культуры

Картотека

Приложение 4

23.03

5.Пополнение развивающей среды

 

«Альбом репродукций известных художников по теме «Весна».

 

Цель.Познакомить детей с искусством советских художников.

Альбом

Приложение 5

25.03

6.Создание фонотеки

 

Организация слушания музыки в режиме дня «Минутки музыки»

по теме «Весна»

 

 Цель.повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах

 

Список рекомендуемых муз. произведений

Приложение 6

26.03

7. Дистанционное НОД

 

«Слушание музыки Э.Грига»

Цель. Познакомить детей с образом весны на примере Э.Грига «Весной»

Видео НОД

Приложение 7

27.03

8.Выставка работ детей

«Слушание музыки Э. Грига «Весной»

 

Цель.Укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество.

Рисунки

Приложение 8

 

 

 

Заключение. Проект реализовывался с 16.03.2020г. – 27.03.2020г. Работа проводилась с детьми, воспитателями, родителями.

 


Количество комментариев: 0