Статья: "Использование технологии продуктивного чтения в формировании читательской грамотности дошкольников."

Использование технологии продуктивного чтения в формировании читательской грамотности дошкольников.

Достижению целевых ориентиров дошкольного образования способствует формирование функциональной грамотности.

Одним из основных направлений формирования функциональной грамотности является читательская грамотность.

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.

«Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной.

Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Нередко уже дети старшего дошкольного возраста умеют читать.

Научиться читать знаки с определенной скоростью, еще не все. Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т. п.).

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения.

В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители и воспитатели. Воспитатели читают детям литературные произведения в режимных моментах либо на специально организованных занятиях, используя ту или иную технологию.

Под чтением дошкольников принято понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).

Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, называется чтением-слушанием (О. В. Чиндилова).

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

  1. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.

1.Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

  1. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.

Обсуждение:

  1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.
  2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников).
  3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.
  4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста.

Воспроизведение:

- Разыгрывание произведения с помощью пальцев

- Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор

-  «Меняем сюжет» (время года, страну, волшебный предмет)

- Рассказ по схемам, мнемодорожкам, мнемотаблицам

- Придумывание другого конца произведения.

- Игра «Хорошо – плохо»

- Игра «Пофантазируем» (придумываем другого героя)

Преемственность в использовании данной   образовательной технологии помогает  в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как:

эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, умение пересказывать, аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев, синтезирующее умение (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

 


Количество комментариев: 0