Статья: "Компьютерное тестирование как одна из форм контроля на уроках теоретических дисциплин"

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Исаншина Е.И.,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2 ЭДО», г. Елабуга

 

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества.

Одним из приоритетных направлений совершенствования методики контроля в настоящее время является тестирование.

Тест в переводе с английского языка означает «испытание», «проверка».

В настоящее время большое внимание уделяется разработке компьютерных тестов и их использованию в учебном процессе.

Одной их тестовых программ является программа АССИСТЕНТ.

Программа «Ассистент» - абсолютно бесплатная, не требует установки. Её можно копировать с компьютера на компьютер легко при помощи флэшки, и занимает она мало памяти. Программа лицензируется, а не продаётся. Все права собственности и авторские права на программу принадлежат автору –  Иваненко Фёдору Григорьевичу. Эта программа позволяет создавать и редактировать тесты, она также осуществляет полное управление компьютерным тестированием, обработку и вывод результатов. Программа предназначена для автоматического контроля знаний учащихся.

Для того чтобы войти в программу, необходимо открыть папку «Тестирование». В этой папке надо найти файл «Тестирование» с вопросительным знаком и нажать на значок файла. Откроется главное окно программы, которое имеет три поля.

            

В первое поле вбиваются фамилия и имя учащегося, проходящего тестирование.

Во втором поле ставится галочка напротив теста, который учащийся будет проходить (можно выбрать несколько тестов).

В третьем поле необходимо нажать кнопку «Начать работу» (для начала тестирования или тренировки).

В главном окне программы в третьем поле также есть кнопка «Настройка». При нажатии этой кнопки откроется окно настроек программы. Здесь есть две вкладки:  тестирование и дополнительно.

На вкладке «Тестирование» 3 поля.

В первом  поле выбирается режим работы:

- тренажёр (т.е. тестирование с целью обучения);

- или контроль знаний (т.е. контрольное тестирование).

В этом поле при выборе контроля знаний можно задать количество вопросов, отображаемых при тестировании.

Второе поле состоит из двух частей. В левой части этого поля ставятся галочки, если необходимо перемешивать во время тестирования вопросы и варианты ответов. В правой части задаются параметры, которые не будут отображаться на экране при тестировании.

В третьем поле задаётся время проведения тестирования:

- можно задать время для ответа на один вопрос (в секундах);

- можно задать время для ответа на весь тест (в минутах).

На вкладке «Дополнительно» есть 3 поля:

               

В первом  поле ставится галочка, если необходимо:

- включить смешанный тест при выборе нескольких тем (вопросы из разных тестов будут перемешиваться);

- не разрешать выбирать несколько вариантов ответа, если имеется только один вариант;

- засчитывать только полностью правильные ответы (при наличии нескольких вариантов).

Во втором  поле выбираются параметры сохранения статистики по проведенным тестированиям:

- здесь можно задать путь к файлу, то есть выбрать папку, куда будут сохраняться данные по проведённым тестам;

- также можно поставить галочку для возможности отправлять данные на удалённый сервер статистики и выбрать адрес сервера статистики.

В третьем поле можно выбрать язык программы: русский, английский, украинский, румынский, киргизский языки.

В главном окне программы при  нажатии на кнопку «Начать работу» открывается Окно проведения тестирования.

                                 

В верхней части окна отображается вопрос, под которым идут варианты ответа.

Необходимо поставить галочку напротив правильного варианта ответа и нажать кнопку "Следующий вопрос".

Откроется окно программы с правильным вариантом ответа, который отмечается смайликом.

 улыбающийся смайлик выходит в случае правильного ответа и появляется напротив правильно указанного ответа

 грустный смайлик выходит в случае неправильного ответа и появляется напротив правильного ответа

                              

Для отображения следующего вопроса необходимо нажать кнопку "Следующий вопрос".

В Окне проведения тестирования также отображаются в верхнем поле справа  данные процесса тестирования – дата, время, номер текущего вопроса и общее количество вопросов, общий результат тестирования в процентах на текущий момент (варианты отображения данных можно задать в настройках).

После ответа на все вопросы появится Окно об окончании тестирования, в котором указывается фамилия, имя учащегося, тема теста, количество затраченного времени на тестирование, количество набранных баллов и полученная оценка.

Для создания и редактирования тестов используется программа для работы с текстами «Блокнот». Для того чтобы создать или отредактировать готовый тест, надо войти в папку «Тестирование», найти файл с расширением «QST» (например, «Музыкальные термины»). При нажатии на значок файла, появляется Окно редактирования тестов.

                 

Файл с тестами создаётся по следующему правилу:

- ставится вопросительный знак

- затем печатается вопрос

- ниже печатаются варианты ответов – каждый вариант с новой строки

- перед правильным вариантом ответа ставится «+», перед неправильным вариантом ответа  ставится «-».

Для проведения контрольного тестирования в Окне настроек программы выбирается режим работы «Контроль знаний». Здесь можно задать количество вопросов,  а также необходимые параметры.

Все данные по проведённому тестированию собираются в одну таблицу, в которой отображаются фамилии, имена учеников, режимы работы, набранные баллы, полученные оценки, время начала и окончания работы, дата, имя компьютера, названия тестов. Такие данные можно увидеть в MS EXCEL через программу Ассистент, нажав на кнопку «Показать статистику» в Окне настроек на вкладке «Дополнительно».

                   

Сводную таблицу в  Excel можно отредактировать, удалить в ней ненужные столбцы, т.е. подготовить документ для печати на принтере.

Таким образом, компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

- оно более эффективное, намного точнее и быстрее,

- отсутствует необходимость в бумажных носителях,

- педагог может добавить ограничения по времени ответа на вопрос, а также добавить ограничения по общему времени работы,

- компьютерное тестирование позволяет быстро определить результаты усвоения материала. При этом учащийся узнаёт результаты сразу по окончанию тестирования, видит количество правильных ответов, а также полученную оценку,

- результаты компьютерного тестирования автоматически фиксируются, т.е.  собирается статистический материал, который накапливается и хранится в памяти компьютера.

Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение педагогом различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении теоретических предметов, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

 

Список литературы

  1. Балыкина Е.Н. Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний. - Минск: БГУ, 2012. - 131 с.
  2. Белоусов Е.Ф. Опыт разработки тестовых компьютерных программ. - Пенза, 2012. - 99 с.
  3. Захарова И.Р. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Педагогика, 2011. - 175 с.

Количество комментариев: 0