Статья: "Арт-терапия. Виды сказкотерапии."

   Виды арт-терапии, используемые  в ДОУ.       

        Сказкотерапия,  как метод сохранения и укрепления здоровья детей.

Арт-терапия понятие, история, виды

Арт-терапия считается сравнительно молодым направлением в практической психологии. Развиваясь быстрыми темпами, она стала популярна в работе с детьми. Ею пользуются в детских садах, школах, кружках и просто домашней обстановке.

История арт-терапии

Впервые это понятие использовал британский художник Адриан Хилл. Цели сделать какое-то великое открытие у него не было. Он был увлечен рисованием с детства, закончил колледж искусств. В 1938 году  вынужден был пребывать в санатории, где его лечили от туберкулеза. Все свободное время, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии. Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходят на второй план.

В настоящее время под сочетанием слов "арт-терапия" (от англ.  аrt — искусство, и греч. therapеia — лечение, забота) понимается  забота о психологическом и эмоциональном состоянии человека с помощью творчества.

 

В России тоже использовалось лечение искусством, но оно являлось лишь одним из многочисленных методов психотерапии. На данном этапе развития отечественная арт-терапия стремится стать отдельной дисциплиной.

Цель и задачи арт-терапии

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать на пациента терапевтическое действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты. Арт-терапия применялась  для пациентов с психическими, психологическими расстройствами, задержкой умственного развития, нарушениями речи, двигательной функции. В последнее время данная методика все больше применяется для саморазвития совершенно здоровых людей, она снимает негативные эмоции, помогает успокоиться, привести эмоции, чувства, мысли к гармонии.

На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немаловажных задач. Вот лишь малая часть из них:

  • перебороть чувство отверженности;
  • вызвать яркие эмоции;
  • овладеть новыми знаниями, практическими навыками;
  • дать выход агрессии, негативу;
  • облегчить процесс лечения;
  • развить самоконтроль;
  • сконцентрировать внимание на чувствах, эмоциях;
  • повысить самооценку;
  • помочь успокоиться, расслабиться;
  • подтвердить свою индивидуальность, значимость.

Основные принципы

Любая методика, технология должна придерживаться принципов.

Доступность и простота. Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.

Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.

Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия. Для детей лучше организовывать индивидуальные занятия либо в группе до 5-10 человек.

 

Любое занятие с ребенком является сложным, разносторонним процессом. Психологам, педагогам, родителям нужно учитывать его чувства, эмоции, творческие и физические способности.

Виды

Изначальным, классическим видом арт-терапии было рисование. Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художниками. В настоящее время арт-терапия начинает стремительно развиваться, охватывая все области искусства и творчества. Особенно арт-лечение популярно у воспитателей, педагогов, детских психологов, то есть, направлено на развитие малышей, дошкольников, ребят младшего, среднего, старшего школьного возраста. Какие  виды арт-терапии для детей используются сейчас.

Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют изотерапию, цветотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, игротерапию, песочную терапию, маскотерапию, драмотерапию, куклотерапию, библиотерапию, сказкотерапию.

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер,М. Осориной, Е.Лисиной и др.

В 1998 году был основан Российский институт комплексной сказкотерапии в г.Санкт-Петербурге, основателем института, автором метода комплексной сказкотерапии является Татьяна Дмитриевна Зинкевич- Евстигнеева – доктор психологии, член-корреспондент международной Академии наук экологии и безопасности природы и человека. Здесь дают курсы по основам сказкотерапии преподаватели, мастера и ассистенты.

Сказкотерапия -  пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.
И педагоги  детского сада с удовольствием "подхватили" это направление. Поскольку метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать твор­ческое мышление, воображение, внимание и память, восприим­чивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать и драматизировать.

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Давайте попробуем отделить их один от другого:

  1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста» - способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, способ воспитания у ребенка особого отношения к миру. Одним словом древнейший способ социализациии передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваютсяфантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
  3. Сказкотерапия какрассказ, повествование. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.
  4. Сказкотерапия какпсихотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых человек, работая со сказкой, находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

Задачи сказкотерапии: 
- снизить уровень детской конфликтности и агрессивности, 
- уменьшить число психосоматических заболеваний, 
- помочь недостатки ребёнка превратить в достоинства, 
- определить главные черты ребёнка и облагородить их. 

Сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей. 
Основные методы сказкотерапии:

По мнению Чех Е.В можно выделить несколько методов сказкотерапии:

1.Сочинение и рассказывание сказки.

2.Рисование сказки.

4.Изготовление кукол.

5.Медитация на сказку, постановка сказки

6.Сказкотерапевтическая диагностика.

Выбор метода работы со сказкой определяется возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями, этапом коррекционной работы.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказкианекдоты.

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок (по Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д): художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.

  1. Художественные сказки:
  •  народные;
  •  сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;
  •  бытовые сказки;
  •  страшные сказки;
  •   волшебные сказки;
  •   авторские.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории.  Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. 

  1. 2. Дидактические сказки самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. 
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

  1. Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор­рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

4.Психотерапевтическая сказка: это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям.

  1. Медитативные сказки. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно».
  • Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
  • Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.
  • Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
  • Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

 «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» - это выражение знакомо каждому человеку с детства.  Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.

Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.

Что же лучше читать или рассказывать сказку? Мнения неоднозначны - “ А вот как правильно подать ребенку сказку?”, в первую очередь это нужно сделать с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от данного вида творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказка - это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!


Количество комментариев: 0