Статья: "Дидактическое пособие «Сенсорный фартук»"

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Прогимназия № 81 » г. Сыктывкара.

(МАОУ Прогимназия № 81)

 

 

 

 

Методическая разработка

Дидактическое пособие

«Сенсорный фартук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

 Алексеева Елена Владимировна,

музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2020 г.

 

 

 

 

Введение

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Необходимо предоставить ребёнку для восприятия, как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений ,а также обучить его перцептивным действиям –осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию ит.д. Взрослому под силу помочь малышу увидеть всю красоту и многообразие  окружающего мира ,а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешное осуществляется  при специальной организации процесса воспитания и обучения – в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта.  В процессе музыкально- сенсорного развития  происходит:

  • Целостное развитие органов чувств ребенка;
  • Формирование сенсорных процессов;
  • Побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, т.е. развитию личности ребенка.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка, то  слаба развита речь, она  невыразительна , либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические и логоритмические  упражнения, музыкально-дидактические игры.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально - ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Нужно уделять большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся ритмические игры, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть  моих занятий входят упражнения и дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма. Необходимо, как можно раньше начать развивать чувство ритма в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических  упражнений, музыкально-дидактических играх.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному  восприятию музыки.

Музыкально-дидактические игры доступны детскому пониманию , вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование дидактических игр в работе с детьми.

Одним из пособий для сенсорного развития дошкольников является сенсорный фартук. Это необычное  дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом.  Дети манипулируют с деталями  фартука, двигаясь от одной к другой его части, достают картинки из потайных карманов, прикладывают  картинки  ,играют  с ними, достают из карманов музыкальные инструменты (ложки, колокольчик, клавесы  и.т.д)Это очень интересно и занимательно.

Цель: Создание  игровых, сюжетных ситуаций   для развития музыкальных способностей детей на основе сенсорного дидактического пособия.

Задачи:

-разработать приемы работы по развитию музыкальных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе дидактического пособия «Сенсорный фартук»;

-подобрать музыкальный репертуар и логопедический материал к игровым сюжетным ситуациям на дидактическом сенсорном пособии.

-активизировать речевую деятельность у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Сенсорный фартук» сшито из однотонной ткани.  На полотне фартука представлены картинки-аппликации :домик, речка, огород, тропинка. На фартуке есть карманы для демонстрационного материала. На фартук нашивается липкая лента для оформления сюжетной картинки в ходе рассказывания сказки, истории.

 

 

Методические рекомендации

 по применению «Сенсорного фартука»

Дидактическое пособие используется в ходе музыкального занятия. Музыкальный руководитель надевает фартук  и вводит детей в игровую ситуацию, которая мотивирует детей на музыкальную деятельность: игра на музыкальных инструментах, слушание музыкальных произведений, разучивание песен, проигрывание  ритмического рисунка произведения.

Данное пособие рекомендовано для использования музыкальными руководителями, воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения на дидактическом «Сенсорном фартуке»

1.Игра  « Гномы»

Цель: Развитие  чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на ложках в соответствии музыкальным произведением.

Музыкальное сопровождение: «Строим дом» М. Красева.

Оборудование: сенсорный фартук, музыкальный треугольник, картинки (или мелкие игрушки)  гномы, музыкальные ложки –по 2 каждому ребенку

Ход  игры:

Чтение  стихотворения «Гномы» Е. Карельской. Предложить детям поиграть в игру гномики на сенсорном фартуке, дети показывают с помощью картинок которые прикрепляют к фартуку, как гномы строят дом. Гномы дарят детям ложки. Предложить взять детям музыкальные ложки и ритмично на них играть в соответствии с музыкальным произведением «Строим дом» М.Красева, а музыкальный руководитель играет на музыкальном треугольнике «динь –дон».

Динь-дон

Гномы строят новый дом

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

Мы подарим ложки,

Поиграть немножко

 

2.Игра «Белочка с орешками»

Цель:Развитие чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на грецких орешках в соответствии с мелодией.

Оборудование: сенсорный фартук, картинки (или мелкие игрушки)  белка, грецкие орехи–по 2 каждому ребенку.

Музыкальное сопровождение :Русская народная мелодия «Ах, вы, сени»

Ход игры:

Чтение потешки «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью и синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Кому в платок,

Кому в зубок,

Кому в лапочку.

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк.

Чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели…

Нападают на меня».

Детям предлагается взять по два грецких ореха из кармашка сенсорного фартука, предлагается прикрепить картинку белочки на тележке и покормить ее орешками, познакомить детей с русской народной  мелодией «Ах,вы сени» и с ритмическим рисунком песни, научить  играть ритмично в соответствии с мелодией и с текстом.

 

3.. Игра  «Конь»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический  в соответствии с мелодией и текстом, развивать умение играть на клавесах, умение выполнять танцевальные движения  -поскоки, учить скакать на игрушечном коне в соответствии с музыкой-«Конь»

Музыкальное сопровождение: муз. М.Красева,сл.М.Клюковой.

Оборудование: Сенсорный фартук, палочки (клавесы),мелкие игрушки или картинки лошадки, игрушка лошадка на палочке.

Ход игры:

Чтение стихотворения  М. Клюковой  «Конь»

Гоп !Гоп! Конь живой

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Ах, какой красивый!

Чок  и чок,

Чок  и чок!

Брызжут искры

Из-под ног!

Знакомство с песней М.Красева «Конь», познакомить детей с ритмическим рисунком песни, предложить детям взять картинку лошадки и прикрепить на полянку сенсорного фартука и поиграть с лошадкой. Научить играть ритмично на клавесах под мелодию песни. Предложить детям представить,что они наездники и предложить поскакать по залу в ритм музыке.  Научить скакать на игрушечных лошадках под песню «Конь» М.Красева.

 

4.Игра:«Шла коза на каблуках»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, учить играть на палочках ритмично, четко знать ,где начало фразы ,где окончание,развитие речи и дикции.

Оборудование: Сенсорный  фартук, палочки (клавесы),плоскостные фигурки козы.

Музыкальное сопровождение: Е. Плянова. «Шла коза на каблуках»

Ход игры:

Предложить детям посмотреть в карман на сенсорном фартуке, достать фигурку козы, прикрепить на сенсорный фартук и поиграть с ней, прослушать потешку, разучить ритмический рисунок потешки с палочками или с клавесами.

 

l.Шла коза на каблуках.        шаги палочками по 4 на каждую строчку

Ах!  Ах!

В модных красных сапогах.

Ах!  Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,         ускоряется ритм шагов в два раза

Чок, чок,  чок.

Поломала каблучок.

Ох!                                                 удар палочками и остановка.

2.Вот коза на одной ножке          «прыжки» одной палочкой

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,            скользящее движение одной палочки о другую.

Чок,чок, чок, чок .

Вновь сломала каблучок.

Ох!                                                   удар палочками и остановка.

З.Вот коза сняла сапожки,            переменные шлепки ладошек по коленям 

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко.                  удары обеих ладошек по коленям и вверх

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!

Их-вох!

 

5.Игра: « ДОЖДИК»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, дикции, развитие перцептивных  действий.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоскостная фигурки дождики, музыкальный колокольчик.

Музыкальное  сопровождение: Дождик

(слова Н.Пикулева, музыка Е.Поплянова)

Ход игры:

Детям предлагается достать из кармашка фигурки дождика и колокольчик. Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой, а дети прикрепляют под песенку дождики. Показ песни с игрой на колокольчике, учить детей исполнять песню с игрой на колокольчике.

Песенку можно исполнять с колокольчиками - на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных  встряхивания  колокольчика.

В  проигрыше колокольчик  может  играть произвольно «дождик разошелся.»

В конце песенки важно услышать последний звук - закончить вместе с фонограммой и послушать затихающее звучание колокольчика.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите –

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте –

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте ...

Бом ... Бом ... Бом ...

   

6.Игра «Веселые подружки»

Цель: Развитие у детей чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический рисунок в соответствии с услышанной  мелодией, развитие тактильных ощущений,учить ритмично играть на ложках.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоские фигурки сказочных персонажей из картона и флиса (5 шт.) разрисованные в русско-народном стиле-матрёшки, набор деревянных матрёшек,две деревянные музыкальные ложки по две на каждого ребёнка, материал: грецкие орехи,каштаны,2 тыквы,арбуз.

Музыкальное сопровождение: Русская народная мелодия «Светит месяц»

Ход игры:

Музыкальный руководитель рассказывает сказку про матрёшек, предлагает детям достать матрёшек из кармашка  сенсорного фартука и прикрепить их на полянку фартука одновременно рассказывать сказку.Дети на сенсорном фартуке играют с матрёшками. Музыкальный руководитель показывает деревянных матрешек и говорит: «Познакомьтесь детишки к нам в гости пришли веселые подружки- матрешки: Это Дашенька, Глашенька, Сашенька, Машенька, Наташенька»(Выставляет в одну шеренгу).Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!(Берет матрёшку и выстукивает ритмический рисунок, дети должны повторить ритм сначала ладошками, после сыграть на деревянных ложках. Как вариант  можно предложить детям протопать ножками, выстукивать ритмический рисунок на орешках, каштанах ,молоточком стучат по тыкве или арбузу, ритмы также могут демонстрироваться на фортепиано, баяне, аккордеоне.

 

7.Игра: «Это не стаканчик-это барабанчик»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, артикуляции.

Оборудование: Сенсорный фартук, пластиковые или бумажные стаканчики,  куколка в сарафанчике, плоскостной  тюльпанчик.

Музыкальное сопровождение: «Это не стаканчик-это барабанчик» Муз.сл. М.Марчук.

Ход игры:

Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой «Это не стаканчик-это барабанчик» Автор: М. Марчук. Музыкальный  руководитель знакомит с ритмическим  рисунком в соответствии с текстом и с мелодией.

  1. Это не стаканчик-это барабанчик

В барабанчик постучу, разбудить я всех хочу.

  1. Это не стаканчик, это сарафанчик,

В сарафанчик наряжусь и кружусь, кружусь, кружусь.

  1. Это не стаканчик, это мой тюльпанчик.

Я тюльпанчик свой сорву

И соседу подарю.                                                                                                

Рассказывает сказку  про тюльпанчик и куколку. Предлагает детям достать из кармашка сенсорного фартука куколку и тюльпанчик, дети прикрепляют их на сенсорный фартук и играют с ними. Сначала музыкальный руководитель показывает на стаканчике ритмический рисунок песни по фразам, после ребенок ,музыкальный руководитель взаимодействует со всеми детьми по очередно.

  1. 8. Игра «Капустка»

Цель: Развитие  чувства ритма, развитие музыкальных способностей.

Оборудование: Сенсорный фартук, игрушки  капустка, музыкальные  ложки.

Музыкальное сопровождение: «Капустка» Е.Железнова.

Ход игры: Педагог знакомит детей с потешкой «Капустка»

1.Мы  капустку чистим , чистим

И всех просим не зевать

И немного помогать

2.Мы капустку рубим, рубим

И всех просим не зевать и немного помогать

3.Мы капустку давим ,давим

И всех просим не зевать

И немного помогать

4.Мы  капустку солим ,солим

И всех просим не зевать

И немного помогать

Педагог разучивает с детьми потешку ,учит ритмический рисунок и мелодию, учит ритмический рисунок на музыкальных ложках.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Анищенкова. Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова–М.:Издательство «АСТ», 2005-798с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду –М.:Просвещение,1981.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2005.-192с.
  4. Роот. З. Я Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое  пособие. Издание второе .Айрис-Дидактика.Москва 2007.
  5. Примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования .Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой Издательство Мозаика-Синтез Москва 2014.

 


Количество комментариев: 0